Во все времена парусом пользовались черкасские рыбаки и плотогоны. А спортивный парус появился здесь в 20—30-х гг. Энтузиастов парусного спорта было много, но вот беда — не было судов. Шли поиски. Из-за отсутствия информации строили суда, кто как умел. И только с выходом первого номера журнала «КиЯ» началось строительство яхт «по науке».
В конце шестидесятых черкасский крейсерский флот получил в дар от севастопольцев «Драконы» и «Звездники». Яхтсмены набирались опыта, но многие из них существовали сами по себе. И в этот период всех яхтсменов города собрал большой энтузиаст парусного спорта Александр Деревянко — конструктор яхт, опытный гонщик и природный организатор. Он предложил объединиться в самодеятельный яхт-клуб и создать его своими силами, своими руками.
В ноябре 1980 г. инициативная группа яхтсменов основала Черкасский городской крейсерский яхт-клуб. Решением горисполкома в феврале 1981 г. он получил путевку в жизнь. Назвали его «Парус».
О Черкасском городском яхт-клубе «Парус», который в эти дни отмечает свое десятилетие, о его яхтсменах и пойдет наш рассказ.
Под территорию яхт-клуба решением горисполкома был выделен участок в 0,8 га земли вдоль днепровского берега, который тут же был обнесен металлической оградой. За два года основания и благоустройства этого участка было завезено несколько тысяч кубометров грунта, высажено около 200 саженцев фруктовых и декоративных деревьев, разбиты цветочные клумбы. И, что самое главное, отходами бетонных плит были укреплены причальные стенки, восстановлен и оборудован пятитонный кран, построен слип для спуска малотоннажных судов. И все это собственными руками. Для пошива и ремонта парусов поставили временное помещение, закупили швейные машинки.
Незаурядные способности в организации, строительстве и благоустройстве территории яхт-клуба проявил Анатолий Сытник — «боевой» заместитель председателя правления. Он успевал всюду: руководил людьми, «выбивал» технику, занимался асфальтированием, углублял акваторию. Им же разработан и осуществлен проект парадного фасада клуба.
У главного входа как памятник был установлен на постаменте «Метеор». Этот первенец крылатого флота на Днепре стал для яхтсменов еще и главным помещением клуба. В носовом салоне оборудована кают-компания, в среднем — уютный класс для подготовки яхтенных рулевых, в кормовом — музей боевого пути моряков Днепровской военной флотилии и истории клуба.
Яхты в основном строились руками самих яхтсменов или приобретались в Ленинграде. Первыми яхтами клуба стали «Мираж», «Слава», «Зорина», «Персей», «Скиф», «Вега», «Виктория», «Адмирал», тримаран «Чайка», которые успешно зарекомендовали себя в гонках. Каждый год флот клуба пополнялся новыми яхтами самостоятельной постройки. Это, например, оригинальные суда чет-вертьтонного класса «Слава», «Людмила», «Светлана», «Диана». Руками яхтсменов создан «дивизион крылатых» — тримараны типа «Тритон»: «Сакура», «Одиссей» и «Пингвин». А под руководством и при активном участии опытного яхтсмена Виктора Бабенкова был построен единственный на Днепре крейсерский катамаран «Аякс» по проекту Эйгласа. Летом 1983 г. в список общественных судов флота вошла армоцементная десятитонная яхта «Сигма», построенная руками энтузиастов. Началась постройка яхт полутонного класса. Спортсудорегистром СССР в яхт-клубе зарегистрировано уже 48 яхт различных классов.
Еще задолго до создания клуба черкасские яхтсмены на швертботах регулярно принимали участие в чемпионатах Украины, страны, в ведомственных первенствах спортивных обществ «Авангард», «Спартак» и «Колос». Однако с годами мат-часть старела, а спортивные руководители были против приобретения дорогостоящих судов олимпийских классов. Парусный спорт в городе оказался в немилости. Из-за возрастного ценза яхтсмены не допускались к соревнованиям. Из состава сборных команд УССР были выведены ведущие гонщики в классе катамаранов «Торнадо» Игорь Череванов и Виктор Копылов, не мыслящие себя сейчас без крейсерского флота.
Александр Деревянко, гонявшийся более десяти лет на «Эмке», вовремя сумел объединить отчаявшихся яхтсменов и направить их энергию на создание в городе крейсерского флота и яхт-клуба. Именно в клубе у гонщиков проявились лучшие качества, присущие настоящему яхт-смену-моряку. На каждой яхте воспитывался, рос, приобретал необходимую сноровку и мужал в гонках свой экипаж со своими традициями.
Более 150 энтузиастов крейсерских гонок объединил яхт-клуб «Парус». Среди его членов есть рабочие, инженеры, художники, врачи, учащиеся — спортсмены-гонщики, мастера спорта и любители водного туризма. Очень разнообразен возрастной состав яхтсменов: от 15 летних юношей до людей в возрасте, за плечами которых грозное военное время. Всех их объединяет общее увлечение — любовь к парусу. В клубе «Парус» имеется сейчас 4 яхтенных капитана, 24 рулевых 1 класса и более 30 второго.
Первыми в яхт-клубе почетное звание мастера спорта получили сам «президент» — бессменный председатель правления Александр Андреевич Деревянко, и помощники капитана из экипажа яхты «Виктория» Владимир Кравец и Анатолий Лебедько. Всего в клубе 7 мастеров спорта. 12 членов клуба выполнили нормативы кандидатов в мастера и 30 — первого разряда. Более 100 яхтсменов стали разрядниками.
Суда в клубе — самые различные как по материалу, так и по конструкции. В основном это микро-, мини- и четвертьтонники, крейсерские катамараны и тримараны, многие из которых построены по проектам из «КиЯ».
Каждый спортивный сезон в клубе начинается крейсерской гонкой на «Приз открытия». По традиции он проводится 8—9 мая. В этой гонке участвуют яхты всех классов из Черкасс, Смелы, Канева и других соседних городов.
Традиционной стала и республиканская регата на Кубок Кременчугского водохранилища, проводимая яхт-клубом «Парус» регулярно с 1984 г., в которой принимают участие экипажи яхт из Канева, Кременчуга, Комсомольска-на-Днепре, Смелы, Светловодска, Черкасс и Киева. Регата проводится в три этапа: в июне, на первом этапе, яхтсмены в стомильной гонке разыгрывают Кубок памяти Героя Советского Союза И. Н. Конько — земляка светловодчан. В июле, на втором этапе, тоже в стомильной гонке — Кубок Героя Советского Союза М. М. Калинина — земляка черкасщан, который командовал отрядом полуглиссеров на реке Шпрее во время штурма Берлина.
В сентябре разыгрывается Кубок памяти Героев моряков-днепровцев. Экипажи яхт, показавшие лучшие результаты по сумме трех этапов в каждой стартовой группе, претендуют на Кубок Кременчугского моря.
Популярной стала регата яхтсменов-асов — «Большой приз» в классе «Конрад-25» и приравненных к нему яхт, состоящая из восьми сорокамильных гонок.
Яхтсмены клуба регулярно принимают участие в соревнованиях на Кубок Большого Днепра и, как правило, без призов не возвращаются. С 1983 г. клуб делегирует свои экипажи и на Малый Кубок Черного моря.
Последние два года экипажи четырех яхт Черкасского крейсерского яхт-клуба «Парус» стали принимать участие в международных регатах за рубежом. Третьим призером стал экипаж яхты «Пандора» (капитан — мастер спорта И. Череванов) на регатах «Варна-89» и Кубок Эгейского моря-90.
Но не только гонками увлекаются члены яхт-клуба. Каждый год отправляются яхты в дальние спортивные плавания по Днепру и водохранилищам. Запомнились походы яхт «Светлана» до Евпатории, экипажей яхт «Смела», «Виктория», «Орион» и «Пандора» через Черное море, проливы Босфор и Дарданеллы, Мраморное и Эгейское моря до порта Каррас в Греции.
Яхт-клуб не имеет ни одной оплачиваемой штатной должности — все выполняется исключительно на общественных началах. Члены клуба по очереди несут круглосуточную вахту, выполняют необходимые работы и поддерживают образцовый порядок.
Клуб является юридическим лицом, имеет расчетный счет в банке и в финансовом отношении независим, что весьма существенно в настоящее время. Финансовые средства складываются из индивидуальных и коллективных членских взносов, а также из оплаты за услуги.
«Парус» первым в стране организовал совместно с польской фирмой «Интерстер» прием любителей парусного спорта из Польской Республики. Они проходят двухнедельный курс обучения и практические занятия и получают затем право плавать на внутренних водоемах страны. Клуб базирует у себя 6 польских яхт. Это приносит определенный доход. Польские любители за этот период осваивают теоретический и практический курс. Сначала их «вывозят» на водохранилище, затем они ходят с дублером, а вскоре и самостоятельно выходят под парусом в море. Совместный фрахт действует второй сезон.
Сейчас яхт-клуб имеет предложение от югославских туристских фирм о фрахтовке черкасских яхт для использования их на Адриатике.
Вся деятельность клуба координируется правлением, которым все эти годы руководит яхтенный капитан, мастер спорта, судья республиканской категории Александр Андреевич Деревянко со своим бессменным заместителем, яхтенным рулевым Анатолием Семеновичем Сытником. В правление избраны лучшие из лучших, энтузиасты, отдавшие много сил и энергии работе клуба. Среди них — активист Виктор Николаевич Лебабин, организатор регат и «главный садовник», мастер спорта Виталий Борисович Страшевич, «декан» школы подготовки яхтенных рулевых Евгений Михайлович Дегтярев, боцман Александр Григорьевич Гулбис, «флагманский» штурман Анатолий Николаевич Лебедько и другие.
Жизнь в яхт-клубе не прекращается и с наступлением холодов. В этот период правление проводит свои заседания, собрания членов клуба, вечера с подведением итогов спортивной работы за сезон, проводит учебу. На встречах члены экипажей обмениваются опытом плавания, демонстрируют сделанные во время походов кинофильмы, слайды. На вечера отдыха приглашаются почетные гости, члены семей.
Черкасский крейсерский яхт-клуб — один из немногих, где создана школа подготовки яхтенных рулевых на общественных началах. Занятия в школе проводят опытные яхтсмены, а экзамены принимает комиссия, утвержденная городской федерацией парусного спорта.
Не забыто и юное поколение. Если раньше детям прививали парусные навыки их родители на крейсерских яхтах, то теперь клуб располагает двумя «Оптимистами», тремя «Кадетами» и одним «Лучом». Надо видеть, с какой гордостью возвращаются юные яхтсмены после самостоятельного выхода на акваторию клуба.
Есть у черкасских яхтсменов и нерешенные проблемы. Давно уже готов проект главного корпуса, которого так недостает клубу. И хотя проект не слишком уж грандиозен, стройматериалы в наше время приобрести очень сложно. Но и здесь яхтсмены, отмечая первое десятилетие своего яхт-клуба, остаются оптимистами.
Черкасский самодеятельный крейсерский яхт-клуб «Парус» уверенно взял старт своей большой спортивной жизни. Занять достойное место в ней — заветная мечта каждого яхтсмена.
В. Страшевич, почетный член клуба.