А сейчас она ждет свежего ветра и дерзкой волны. Тридцать лет назад, собранная студентами корабелки, яхта впервые коснулась воды и первый раз вышла в море. Со временем ее старый, потрепанный грот, сшитый из отслужившего стакселя барка «Седов», заменили новым, рыжим, брезентовым. После этого несколько лет «Хортицу» узнавали по парусам, едва она появлялась на горизонте. Затем на смену шитому-перешитому рыжему гроту сшили лавсановый, и яхта словно помолодела. Под обновой она побежала столь резво, что многие удивились. Пожалуй, с этого паруса началась новая жизнь яхты. Именно в это время на ней сплотился дружный молодой экипаж, полный сил и мечтаний. В эту же навигацию пришел и новый капитан — Эдуард Федорович Асмаловский. Хороший и опытный яхтсмен, он не уступал молодым по духу. С новой командой яхта, как говорят, пошла.
Для начала «прикинулись» вне зачета на Кубке Балтики и, на радость, приходили не последними. Глядишь, не каждая «шестерка» нас обходила. Только для слабого ветра мы тяжеловаты. Был такой случай, когда на старте в Таллинне ветер «закис», мы, набрав скорость на предстартовых порывчиках, продолжали двигаться по инерции. Ветра, который улавливала верхняя часть грота, хватало только на то, чтобы поддерживать инерцию, не дать ей угаснуть. Так наша старушка с подветра «объехала» весь флот, стоявший под спинакерами. У северного Найссарского буя мы были уже вторыми. Такого никто не ожидал! До Вильсанди шли в плотной группе «шестерок», на финише в Вентспилсе схватились с каким-то «Таурусом». В общем, были не последними по абсолютному результату. Как тут не радоваться: ломался стереотип старой тихоходной яхты. К нам стали приходить с других яхт. Расспрашивали, смотрели. И это было приятно, придавало новых сил.
Потом мы усовершенствовали интерьер. Собрали новый камбуз, улучшили обитаемость кают-компании, кормового и носового кубриков, переоборудовали штурманское место и, наконец, заменили рубку. Новая, алюминиевая, с двумя входами, с нишами для плотов придала яхте современный вид.
Конечно, все это стоило больших трудов. Работы начинались ранней весной и заканчивались поздней осенью. Зимой составлялись планы, прорабатывались конструкции, шло обучение новичков. А в первое воскресенье весны все принимались за дело, забивая «последний гвоздь» за несколько часов до начала похода. Сегодня руководит всеми работами старпом — Миша Трекало. Он уже больше 15 лет на «Хортице», никто не знает ее лучше Миши. Человек он с неугасаемой энергией и поистине золотыми руками.
Старпом никогда не отступит перед возникшей задачей. Был такой случай. В 1989 году «Хортица» пришла доковаться на завод «Северная верфь». Из-за обычных заморочек нам долго не выделяли плавкран. В довершение ко всему, кран сломался, и работы по ремонту начинать не собирались. Тогда Миша взял инструменты и молча принялся за дело. Через три часа кран ожил.
Заводские эпопеи занимают особое место в жизни экипажа. При доковании студенты-корабелы, как правило, впервые сталкиваются с работой на заводе. Делать ремонт приходится в основном самим, так как времени на докование выделяют мало, а денег и материалов и того меньше. Работа кипит днем и ночью. Так новички проходят первую корабельную школу — учатся держать инструмент, правильно красить, постигают азы технологии, знакомятся с организацией производства. Для будущих инженеров это истинный ликбез.
Но вот ремонт окончен. Яхту тщательно вооружают. Наконец звучит традиционная команда капитана: «Все, что вываливается — вывалить, все, что отдается — отдать, все, что остается — оставить!» И «Хортица» поднимает паруса.
В 1989 году экипаж стал интернациональным. Мы приобщились к операции «Зеленый парус». Как бы являясь изюминкой советской эскадры, «Хортица» привлекает всех своей уникальностью. Сотни людей посетили ее борт. Удивлялись яхте, молодому экипажу, отсутствию... устройств, считающихся неотъемлемой принадлежностью современных яхт. Например, у нас нет фаловых лебедок, и паруса ставят вчетвером-впятером — необычное дело для западных яхтсменов. А один гость, обследовав наши шкотовые лебедки, с уважением изрек: «О, гидравлика!» — и был поражен, когда узнал, что это односкоростные самоделки.
Кают-компания «Хортицы» слышала разговоры и споры на многих языках Европы. В последнем «Зеленом парусе» нашими гостями была семья французов с двумя детьми четырех и семи лет. Они делили с нами нехитрый обед, вахты, все тяготы и радости морской жизни. А как поднимали настроение экипажа эти малыши, когда во время хорошего шторма на пути в Таллинн они встречали порядком укачавшихся «морских волков», сменившихся с вахты, веселым смехом!
Мы обычно предлагаем иностранцам быть на яхте пассажирами либо полноправными членами команды И они, как правило, выбирают второе. За штурвалом «Хортицы» стояли учительница Кристина из Гамбурга, ученицы школы секретарей в Киле Штефани и Вибке, старый яхтсмен и моряк Вильгельм фон Шмеллииг. Ои, кстати, дал наиболее точный и краткий ответ на вопрос о том, что означает слово «Хортица». Историю казачьей вольницы на Днепре он понял по-своему и воскликнул: «Да, это настоящий остров свободных людей в море!» Лучшим подарком для него стала встреча на следующий год в Киле. Мы специально вышли на пару часов в море, чтобы Вильгельм постоял на руле, а затем допоздна сидели в кают-компании, вспоминая совместный поход. Расставались, с трудом сдерживая слезы. И с верой, что обязательно встретимся вновь. Кто хоть раз выходил на «Хортице» в море, обязательно вернется на старую черную яхту с молодым экипажем и прекрасными песнями. В одной из них поется:
«До свиданья, дорогие.
Вам ни пуха, ни пера.
Пусть вам встретятся другие,
Лишь попутные ветра!»
Вам ни пуха, ни пера.
Пусть вам встретятся другие,
Лишь попутные ветра!»
И пусть еще много лет воды Балтики видят паруса «Хортицы». Пусть, заканчивая корабелку и разъезжаясь по разным местам, уходят «ветераны». На их место приходят не опытные, но увлеченные.
Счастливого плавания тебе, остров свободных людей в море!