Кстати сказать, снимок удлиненного "Прогресса" был в "КиЯ" №172. Некоторые переделывают корму, вынося за транец подмоторную доску.
Рекомендуем владельцам старых "Прогрессов" просмотреть подшивки "КиЯ" старых годов. Полезные советы по переделкам имелись в №№ 21, 23, 24, 26, 28, 31, 33, 34, 41, 53, 56, 67, 78, 79, 86, 102, 103, 106, 108 и др.
Упомянем попутно, что в Волгограде и Ярославле лет 25 назад были построены из фанеры около десяти мотолодок, представляющих собой увеличенный на 1 м вариант "Прогресса"; по идее Д. Курбатова корпусам была придана килеватость 10-12°, приподнята скула, изменена форма форштевня.
Давно, очень давно хотел написать в вашу редакцию — есть о чем рассказать и чем поделиться. Но сначала должен выразить свою благодарность журналу "КиЯ" за то, что вы были и есть. Своим техническим (и общим) образованием обязан любимому старому журналу. С шести лет, когда в 1976 г. отец купил "Прогресс-4", я листал его, а с 10-12 лет уже перечитывал вдоль и поперек. Рисовал "лодки, похожие на иностранные", очень хотелось увидеть такие современные лодки на наших реках и озерах. Любил мастерить и все порывался хотя бы переделать наш "Прогресс-4".
После службы на флоте замыслил построить парусную яхточку, пусть небольшую. Сначала пытался строить по своим чертежам, а потом все-таки воспользовался опубликованными в "КиЯ" №111 чертежами для самостоятельной постройки чайкинского "Ската-2". Так родилась наша не совсем маленькая восьмиметровая "Нади" (название сложили из первых слогов наших с женой имен — Наташа и Дима; потом родилась дочь Надя).
Чайкинский швертбот "Скат-2" класса Т2 (длина — 6.99 м, ширина — 2.7 м, парусность — 26.4 м2) я увеличил по коэффициентам, повысил высоту борта, изменил архитектуру и переработал внутреннюю планировку и обстройку (рис. 1). Теперь это уже была настоящая крейсерская яхта — швертбот. Так я защитил диплом "юного кораблестроителя" в своих "университетах".
Когда строил "Нади", фиксировал найденные технологические приемы, свои конструктивные и дизайнерские решения, подтверждение правильности которых нашел позднее в привезенных в 1996-1998 гг. зарубежных журналах и "воскресших" "КиЯ".
Реализовал некоторые свои "дизайнерские" идеи при постройке на базе корпуса "Прогресса-4" интересного катера (рис. 2).
Потом появились новые идеи, которые удалось воплотить в жизнь, построив еще два "Прогресса". Владельцы их остались довольны своим приобретением: благодаря новой внутренней планировке у пассажиров возникало ощущение, что они находятся на более крупном катере (рис. 3). Затем последовали еще два "Прогресса-4", интерьер которых был, как у "дорогой хорошей лодки" (рис. 4).
Пришлось реставрировать старый японский катер "Ямаха" с двумя "Меркруизерами-120". Нетронутым остался только ламинированный стеклопластик корпуса. Панели, обивка, меблировка, дельные вещи, матрасы, приборы и двигатели были новыми (рис. 5). Заказчик остался очень доволен "новым" катером, а мы приобрели опыт таких работ (оказалось, что реставрация — дело тонкое и невыгодное).
Затем из спасательных судовых шлюпок с клинкерной обшивкой строил парусные яхточки в стиле ретро. Поскольку они получились удачными, задумал строить серийные ретро-яхточки или моторные катера (в зависимости от заказа) из дерева, стараясь делать их технологичными и низкозатратными по себестоимости.
Сейчас свой опыт и конструкторские предложения пробую осуществить при создании пятиметрового ультрасовременного по архитектуре и внутреннему решению "престижного катера". Пока нарезаны шпангоуты и отлакированы переборки двух будущих прототипов мастер-модели. Загадывать не берусь, но нацелился на матрицы и серийное производство.
Идей много, и хотелось бы видеть их воплощение. Поэтому готов предложить свои наработки известным производителям каютных катеров, таких как "Сатем плюс" и "Максим". Кстати, хороший современный дизайн — не обязательно дорогой. Такие решения, отвечающие требованиям технологичности (с учетом "наших производственных условий" и применения листового материала), у меня есть.
Дмитрий Сабуров, г. Уфа.