"Cantieri di Sarnico" — компания молодая (основана в 1992 г.) и, наверное, именно по этой причине столь ярко отражает основную тенденцию, наметившуюся в последнее время в итальянском малом судостроении. Слово "малое" к нему уже не совсем применимо: с каждым годом здесь все сильней заметен "крен" в сторону крупных морских катеров и моторных яхт, выпуск которых и в процентном, и в количественном измерении растет как на дрожжах (подробности). В общем, неудивительно, что при всей своей молодости верфь процветает и динамично развивается — недавно в дополнение к уже имеющимся производственным площадям (3500 м2 на берегу озера Исео на севере страны) заработало производство в Каприоло (10 000 м2, из них 7000 м2 под крышей). Продукция "Sarnico" хорошо известна не только в Европе (помимо Средиземноморья, катера с этой маркой можно встретить в Скандинавии), но и за океаном. У нас в России их пока нет.
Основные данные катера "Sarnico 43"
Длина, м | |
- наиб. | 13.37 |
- корпуса | 12.72 |
Ширина наиб., м | 3.88 |
Осадка на стоянке, м | 0.90 |
Килеватость, град. | |
- на транце | 7 |
- в носовой трети | 39 |
Вес, т | 11.00 |
Двигатели | турбодизели "Cummins" 2x370 л.с.* |
Пассажировместимость, чел. | 10 |
Кол-во стационарных спальных мест | 5 |
Дальность плавания, морск. мили (ч) | прим. 330 (12) |
Вместимость топл. бака, л | 1200 |
Вместимость вод. танка, л | 350 |
Макс. скорость**, уз (км/ч) | 32 |
* Возможна установка турбодизелей "Yanmar" и "Cummins" мощностью 2x420 и 2x450 л.с
** По результатам испытаний "КиЯ": нагрузка — 3 чел. + 1/2 штатного запаса топлива; стандартная силовая установка, скорость ветра -— 0.8-1.0 м; температура воздуха — 32°С; место испытаний — Санта-Маргерита Лигуре (Италия)
Интерьер и экстерьер
Внешность у "Sarnico 43" вполне традиционная для современных катеров подобного класса — привлекательный сбалансированный силуэт стремительных очертаний, без какого-либо уклона ни в модное "ретро", ни в не менее модный футуризм. Больше того: лодка почему-то показалась мне смутно знакомой. Призадумавшись, я быстро извлек из памяти искомое — 12-метровый "Maxum 3500SCR", самый маленький в категории "спортивных яхт" этой американской фирмы. Обе лодки со стороны действительно очень похожи — во многом благодаря массивной дуге с обратным наклоном, служащей для установки тента, а также монтажа всяких аксессуаров вроде сирен, антенн, радара и т.п. Однако планировка кокпита и внутренних помещений у "Sarnico 43" совсем иная.
Лодка эта южных кровей, о чем недвусмысленно свидетельствует просторный открытый кокпит с диванами из светлой кожи, занимающий ровно половину длины корпуса и разделенный невысокой мягкой перегородкой на два отсека. Кормовой из них представляет собой устланный кожаными подушками солярий, с которого ведут ступеньки на просторный транцевый кринолин. Под солярием расположен моторный отсек, где на предоставленной на тест лодке были установлены два турбодизеля "Cummins" по 370 л.с. каждый, работающие через угловые редукторы на традиционные наклонные валы — обычная система для морских лодок, редко плавающих по мелководью.
Несколько необычно решен пульт управления с массивной приборной панелью, треть которой занимает большой многофункциональный дисплей — на него выводятся показания приемника GPS с чарт-плоттером, радара и эхолота. Дело в том, что штурвал на этой достаточно крупной и широкой (3.88 м) лодке расположен практически в ДП, у самого входа во внутренние помещения, смещенного влево. На широком кожаном сиденье перед штурвалом можно вольготно устроиться вдвоем, причем пассажир при этом оказывается справа от водителя, ближе к борту.
Открыв сдвижную "дверь" и спустившись по ступенькам вниз, первым делом попадаешь в просторный салон, внутри которого может выпрямиться во весь рост даже баскетболист. Здесь же камбуз с мойкой, компактно пристроившийся к поднимающемуся наверх трапу. За салоном — вход в носовую каюту. Поначалу меня удивило, почему конструкторы верфи расположили вход в душевую с гальюном со стороны каюты, а не салона — как-никак, место общего пользования... Все объяснилось, когда я повернул назад в полной уверенности, что все уже осмотрел. Слева от ступенек выхода наверх обнаружилась дверь, ведущая в еще одну шикарно обставленную двухместную каюту, расположенную под палубой кокпита, и упомянутые "удобства" (душ, умывальник и туалет) в ней тоже имеются, отдельные! Такое, согласитесь, нечасто встретишь даже в просторной городской квартире. Стоять во весь рост, правда, можно лишь в упомянутой кабинке — габарит по высоте кормовой каюты по причине ее местоположения несколько ограничен.
За рулем
Дождавшись характерного попискивания сигнализаторов на приборной панели — свидетельства того, что холодные дизели готовы к запуску — я один за другим включил стартеры. Никакого отзвона и дребезжания на холостом ходу не слышно, даже когда к первому мотору присоединяется второй — обычно при этом дает о себе знать резонанс.
Несмотря на обилие циферблатов и переключателей на приборной панели, я быстро разобрался, что к чему, и сразу нашел качающуюся вправо-влево клавишу включения носового подруливающего устройства. Мощная струя, вырвавшаяся из-под борта в носовой трети корпуса, легко отодвинула "Samico 43" от еще более шикарного соседа, стоящего вплотную к нам.
Рукоятки газа и реверса здесь раздельные, но расположены удобно и эргономично — переключать реверс сразу на двух моторах можно одной рукой. В тесной гавани дроссели (равно как и руль) я вообще не трогал — для уверенного маневрирования работой машин "враздрай" вполне достаточно оборотов холостого хода. Реверс включается мягко, без ударов, практически незаметно, но фиксаторы рукояток не позволят в случае чего прохлопать "нейтраль".
За штурвал я взялся только на более-менее свободной воде, когда нос лодки нацелился в выходные ворота. Оба мотора работают на переднем ходу, можно перенести руку на красные рукоятки дросселей и дать полный газ. На усилившийся рокот двигателей наложился ощутимый свист турбин наддува. На глиссирование "Sarnico 43" вышел плавно, примерно за 6-7 секунд. Дифферент при этом оказался умеренным, но, учитывая обилие лодок всех типов и размеров, которыми кишел по случаю тест-дня залив, во время преодоления "горба сопротивления" я на всякий случай привстал с сиденья, чтобы лучше видеть обстановку впереди (потом на пробу повторил разгон с опущенными транцевыми плитами — лодка при этом выходит на глиссирование при меньших оборотах двигателей, а обзорность по курсу за счет уменьшения кормового дифферента заметно лучше).
С поднятыми транцевыми плитами "Sarnico 43" показал скорость 32 уз (около 60 км/ч). Лодка устойчиво стоит на курсе и мягко идет по волне высотой до метра. При большем волнении нос лучше слегка опустить транцевыми плитами. Дело в том, что при более чем умеренной (7°) килеватости на транце, носовая часть лодки достаточно острая — в передней трети корпуса (8.5 м от транца) килеватость составляет 39°, и при уменьшении кормового дифферента корпус гораздо более комфортно "режет" волну хотя скорость, конечно, при этом немного снижается.
Крен в поворотах умеренный, лодка держится устойчиво. Снабженный гидроусилителем руль не отличается спортивной остротой и требует перекладок на значительные углы, поэтому попытки "заглянуть самому себе в транец" при резких разворотах я вскоре оставил.
Резюме
"Sarnico 43" вполне можно отнести к классу моторных яхт — не столько по размерам, сколько по уровню комфорта на борту. Причем яхт, с которыми вполне под силу управиться самому владельцу не прибегая к услугам наемного экипажа. Лодка отличается хорошей маневренностью и в тесной гавани вряд ли создаст проблемы даже начинающему судоводителю, особенно если учесть наличие подруливающего устройства. Обводы корпуса представляют собой удачный компромисс между скоростью и экономичностью, с одной стороны, и мореходностью, с другой. Образно выражаясь, корма здесь для тихой воды, а нос — для бурного моря.
Насторожить же россиян может разве что "южная" планировка и классические наклонные дейдвудные валы, требующие избегать мелководья — ведь даже при банальной замене гребного винта на воде придется использовать водолазное снаряжение.