Unione Nazionale Cantieri e Industrie ed Affini (UCINA) со штаб-квартирой в Генуе — это некоммерческая (т.е. не ставящая перед собой задач извлечения прибыли) организация, главной целью которой является всемерное способствование развитию прогулочного флота и водного туризма во всех его видах и проявлениях. Организация эта, в свою очередь, состоит членом ассоциации фирм-производителей Италии, принимая участие в работе комитетов по транспорту и инфраструктуре. UCINA активно взаимодействует с политическими и деловыми кругами, в том числе и напрямую с правительством страны, отстаивая интересы не только производителей малых судов, но и их пользователей — водномоторников и яхтсменов. Наиболее тесные связи достигнуты с министерствами транспорта и судоходства, промышленности, иностранных дел.
Деятельность ассоциации не ограничивается рамками одной только Италии — чтобы добиться унификации правовых норм, затрагивающих интересы производителей и пользователей малого флота, UCINA не стесняется выходить и на руководство Европейского Союза. Ассоциация предоставляет всем своим членам, работающим в разнообразных секторах производства, торговли и услуг правовую, консультационную и информационную поддержку (в том числе в технических областях), а в случае необходимости и юридическую защиту.
Немалое внимание уделяется сбору, обработке и распространению данных о состоянии производства и всех аспектах эксплуатации малых судов не только в Италии, но и во всем мире, где итальянские производители прочно удерживают одну из лидирующих позиций. Что особенно приятно, повышенное внимание уделяется здесь сотрудничеству со специализированными изданиями и организации мероприятий для прессы, способствующих распространению самой идеи ботинга. Одно из наиболее значимых направлений работы UCINA — взаимодействие с выставочными организациями. В частности, ассоциация имеет самое непосредственное отношение к проведению Генуэзского бот-шоу, а также ежегодной программы SATEC — цикла конференций и диспутов по проблемам индустрии малого судостроения.
Открывая встречу, президент UCINA доктор Паоло Вителли заявил, что позиции итальянских судостроителей сильны как никогда, хотя во всем мире после прогремевшего несколько лет назад "большого бума" наблюдается некоторое затишье, если не сказать спад. Слова президента подтверждают данные проведенных исследований, которые для экономии места мы приводим здесь в виде графиков и диаграмм. Производство прогулочных судов в Италии растет и видоизменяется. В дополнение к тому, что уже третий год подряд судостроители страны удерживают первую позицию в мире по выпуску мегаяхт, Италия вышла на первое место в Европе и по общему числу выпущенных малых судов всех типов, уступая в общемировом рейтинге лишь Соединенным Штатам. Однако, подчеркнул доктор Вителли, есть и ряд сдерживающих факторов. "Вряд ли подлежит сомнению: все, что связано с ботингом, и в частности — производство прогулочных судов, является одной из наиболее значимых отраслей экономики страны, поэтому мы чувствуем за собой полное право рассчитывать на поддержку властей и выходить к ним с предложениями на самом высоком уровне".
Президент UCINA перечислил ряд ключевых направлений деятельности ассоциации, которые вошли в изданный ассоциацией "Манифест итальянского ботинга". К категории стратегического планирования были отнесены четыре основополагающих момента, требующих тесного сотрудничества с правительственными кругами и государственными институтами:
Развитие системы марин
Имеющихся марин, как выяснилось, в Италии не хватает, и нужно строить новые — прежде всего на основе не только естественных гаваней, но и искусственных "ковшей", что особенно актуально для рек. Если употребить здесь пусть и корявое, но все же русское слово "землеотвод", суть проблемы наверняка станет более понятна не только любителям отдыха на воде.
Изменение законодательства, направленное на развитие ботинга
Эта часть обсуждения оказалась, пожалуй, самой объемной и затрагивала самый широкий круг вопросов — от особенностей регистрации яхт коммерческого использования до отмены обязательной регистрации трейлеров. Хотя лично мне наиболее интересным представилась дискуссия на темы, более близкие российскому водномоторнику или яхтсмену: упрощение законодательства, исключение части деяний из ряда наказуемых, смягчение карательной системы (в частности, уменьшение размера штрафов) и, наконец, наведение порядка при проверке судов и судоводительских документов на воде. Сейчас в итальянских водах вас имеют право остановить представители чуть ли не десятка всевозможных инспекций — от береговой охраны до финансовой гвардии, причем предъявляемые при этом требования нередко противоречат друг другу. Да и вообще, как показало общение с местными судоводителями, разночтений в существующем "морском" законодательстве более чем достаточно.
Уменьшение налогового бремени
Тоже очень близкая россиянам тема. Речь шла не только о тех налогах, которые платят непосредственно судовладельцы, но и о тех, которые возлагаются на их плечи в скрытом виде — к примеру, при посредстве непомерного налогообложения марин (платят налог в государственную казну акционеры марин, после чего соответственно увеличивают таксы для клиентов) или того же налога на добавленную стоимость (НДС), хорошо известного и россиянам — цена любого товара всегда включает в себя НДС, и расходы покупателя растут пропорционально ставке налога. Одной из наиболее важных задач, стоящих перед UCINA, была провозглашена борьба за уменьшение ставки НДС на все, что связано с производством, продажей и обслуживанием прогулочных судов, до единого во всех странах ЕС 10-процентного уровня.
Увеличение масштаба "морских выставок"
Открытым текстом было сказано, что уже упомянутое детище UCINA — Генуэзское бот-шоу — должно стать ведущим если не в мире, то уж во всей Европе точно. Журналистам продемонстрировали планы реконструкции имеющихся в Генуе павильонов и строительства новых. Выставочные площади на воде тоже планируется значительно расширить.
Были затронуты и прочие животрепещущие материи — например, обучение судоводителей да и вообще распространение морских знаний. Недавно, кстати, при непосредственном участии UCINA было издано подробное практическое руководство как для начинающих, так и для опытных судоводителей, охватывающее не только темы безопасности судовождения, но и проблемы экологии.
"А с промоутерской точки зрения, — подвел итог доктор Вителли, обращаясь к интернациональной журналистской братии, — наша главная задача — это "оморячить" людей, помочь им понять, сколько радости может принести отдых на воде. Именно поэтому мы регулярно устраиваем, например, специальные акции для обычных "сухопутных" журналистов. Не забываем и подрастающее поколение — соревнования и слеты для детей и подростков призваны привить им любовь к морю, парусам, веслам или мотору. Поскольку вы и сами люди морские, мы очень на вас в этом деле рассчитываем".
Выходил я из зала, в котором проводилась конференция, со смешанным чувством. Оморячить сухопутных мы, конечно, поможем. Но очень жаль, что организации, подобной UCINA — не только поддерживающей производителей, но и готовой вступиться за простых судовладельцев — в нашей стране пока нет. К сожалению, мало кто на сегодняшний день понимает одну простую вещь: представляя интересы среднестатистического дяди Васи с его стареньким "Прогрессом" (равно как и среднестатистического Вована с новенькой "Princess") — скажем, помогая им выпутаться из хитросплетений не менее запутанных, чем итальянские, российских законов или попросту "пробив" место для стоянки — работаешь не только на упомянутых граждан, но и на все общество в целом.
Потянутся люди к воде — поднимет голову и производство малых судов, появятся новые рабочие места, потекут в государственную казну дополнительные средства.
Пусть на сегодняшний день малое судостроение в России и не претендует на ведущее место в экономике, но все-таки это достаточно серьезная отрасль индустрии, которая динамично развивается, и государственную важность его вряд ли стоит недооценивать. Остается только надеяться, что российские производители прогулочных судов, как и их итальянские коллеги, тоже в свое время придут к необходимости объединиться ради всеобщего блага.