Мы уже превратились в маленький городок, — рассказывает командор яхт-клуба Владимир Климбек, — поэтому приходится строить новые дороги, облагораживать территорию". Небольшая "парадная" площадь заасфальтирована. Этой весной у входа в клуб высадили березы — получилась настоящая аллея. И хотя вахтенные вагончики напоминают дачные домики, выглядят они аккуратно. С наступлением первых теплых дней в клубе появились "посетители" — самые активные и старательные владельцы лодок, начинающие шкурить-красить свои суда, готовя к очередному сезону. Меня удивило множество ребят — это дети и внуки членов яхт-клуба, которые с малых лет привыкают и к жизни "на воде" и к работе на берегу. Летом понежиться на местном пляже или просто полюбоваться катерами и яхтами приходят сюда жители окрестных домов. Бывает, что число "гостей" доходит до тысячи. Одним словом, жизнь в "Балтийце" кипит.
Клуб — единственный в Петербурге, который может позволить себе развиваться. В 70-е гг. существовал грандиозный проект, по которому территория "Балтийца" должна была превратиться в процветающий оазис. Речь шла о великолепной благоустроенной стоянке на 2000 судов, "которая могла бы украсить любой парк" (см. "КиЯ" №34); для начала "Ленгипроинжпроект" разработал более скромный проект стоянки на 260 лодок. Все это планировало Управление бытового обслуживания — "хозяин" городских платных стоянок, Но эти планы остались на бумаге, поскольку со временем архитектурные интересы перекинулись на центр города, и про район "Балтийца" забыли — существующая на окраине города стоянка так и продолжала считаться временной. Однако руководство яхт-клуба этот факт радует. "Клубы, находящиеся ближе к центру, сейчас еле выживают, — убежден Владимир Климбек. — Там стремительно расширяется элитная застройка, а мы расположены в отдалении от тех мест".1
"Балтиец" пытается хотя бы немного приблизиться к планке, поднятой много лет назад грандиозными планами. Главное, что удалось расширить акваторию. В 1984 г. были прорыты два канала, дополняющих старый Матисов. Первый — протяженностью около 1 км и глубиной от 3 до 5 м — предназначен для стоянки и прохода к заливу яхт с большой осадкой. По второму каналу длиной около 650 м могут проходить катера с осадкой не более 0.8 м. Соответственно расширилась территория (с 7 до 10 га); официально эта площадь клубу не принадлежит, но его руководство рассчитывает получить от городских властей в собственное пользование и эти 3 га.
"Балтиец" продолжает принимать новых членов, причем независимо от их социального статуса и финансового положения. "В некоторых частных яхт-клубах месячная стоянка стоит 100, а то и 300 долларов, — говорит Владимир Климбек. — У нас членские взносы всего 100 рублей в месяц, а единовременный вступительный взнос — 1200 рублей".
Количество членов яхт-клуба достигло 980. На очередном отчетно-перевыборном собрании были избраны командор, совет и ревизионная комиссия. В штате работают командор, два вице-командора, 20 вахтенных матросов, бухгалтер, кассир, главный электрик. Здесь же рыбинспектор выдает лицензии на рыбную ловлю.
На сегодня в "Балтийце" базируется 900 судов, из которых около 100 — парусные. Большинство яхтсменов перешли сюда за последние несколько лет из Центрального, Стрельнинского, БМП и других яхт-клубов города. Это и дало основание считать "Балтиец" яхт-клубом.
Катера и яхты заводского изготовления составляют около 60% общей численности, остальные — перестроены из серийных шлюпок и судов или построены самостоятельно. Сейчас четверо "балтийцев" строят два катера и две яхты полутонного класса.
Летом на воду спускается около 400 судов, т. е. чуть меньше половины. Подчеркнем: на других стоянках подавляющее большинство лодок так и стоит на берегу круглый год.
Для обеспечения "жизнедеятельности" флота работает столярная и механическая (с двумя токарными станками) мастерские, сварочный пост с аргоновой сваркой.
Почти у половины владельцев лодок есть свои самодельные эллинги стандартного размера (4x7 м), остальные пользуются рундуками. Для заправки приходилось ездить за несколько трамвайных остановок; теперь планируется установить переносный заправочный пост на территории клуба.
Существует официальный порядок выхода в море. На вахтенном посту (а их — четыре) находится журнал, в котором обязаны отмечаться все выходящие на воду, указывая предполагаемый район плавания и время возвращения. Для связи существует рация, работающая на 72-м канале (правда, пока радиостанции есть далеко не у всех клубовцев).
Проблемой остается охрана судов. Прошлой зимой с его территории был украден аквабайк, а еще раньше пытались угнать сразу несколько катеров...
Клубная работа
В "Балтийце" четкого разделения на секции нет. Практически можно выделить только детскую парусную: на трех швертботах классов "420" и "470" занимаются семь ребят 10-17 лет. Занятия бесплатные, хотя, к сожалению, в штате своего официального тренера нет. В залив швертботам выходить запрещено, тем не менее, юные яхтсмены "Балтийца" смогли стать чемпионами города на "семидесятках". Около 100 юных членов клуба постоянно участвуют в крейсерских походах и гонках.
Дальними плаваниями, которыми славился клуб раньше теперь похвастать нельзя. Водномоторники дальше Ладоги, как правило, никуда не ходят. Маршруты парусников бывают сложнее и интереснее, но и они стали скромнее. Вот разве что "Мирабель" (типа "Hunter-30") под командованием А.Деркача и В.Конина прошла по Беломорско-Балтийскому каналу на Белое море.
В яхт-клубе неукоснительно соблюдаются морские традиции. На "парадной" площади в начале каждого сезона торжественно поднимается флаг. В День Победы чествуют ветеранов и, как водится, наливают "100 фронтовых". Выпускаются газета "Балтиец" и фотогазета "Калейдоскоп", появляющаяся по горячим следам соревнований, историю клуба хранят несколько фотоальбомов. Есть книга почетных членов клуба — их на сегодня 18. В юбилейном 2000-м году была издана книжка «От Матиса до "Балтийца"».
Спортивный сезон
В последние годы "визитной карточкой" этого клуба стали проводимые им самостоятельно соревнования, как водномоторные, так и парусные.
С конца 80-х гг. в "Балтийце" стали проводиться сначала клубные, а затем и общегородские парусные гонки, в том числе гонки на буерах. В клубе выросла группа буеристов мирового класса, что позволило "Балтийцу" в 2000 г. организовать Чемпионат России в классе "DN" (из 34 спортсменов 20 представляли клуб).
В спортивном календаре 2002 г. — два крупных соревнования. "Открытый кубок "Балтийца"" по парусному спорту и "Открытый чемпионат "Балтийца""— по водно-моторному. Девиз соревнований: "Гонка для всех", причем немаловажный "нюанс" — отсутствие стартовых взносов. "Условия просты: заявиться может любой человек, имеющий яхту и соответствующие права, — поясняет Владимир Климбек, — поэтому к нам с удовольствием приходят яхтсмены со всего города". Ежегодно в соревнованиях участвует около 30 яхт, в том числе: из 55-го яхт-клуба, из клубов "Корабелки", "Нева", Кировского завода, "Ленинградец". В прошлом году приходили яхты из Кронштадта и Петергофа. В числе участников присутствуют самые старые гонщики — наши 75-летние действующие капитаны Евгений Иванович Лазарев и Игорь Борисович Дерягин.
Соревнования проводятся в отдельных стартовых группах — среди полутонников, четвертьтонников, "мини", "микро" и туристского класса — яхт самодельной постройки и переоборудованных из шлюпок. Тем самым охватывается практически весь спектр судов, имеющихся в городе.
Проведение таких соревнований требует очень тщательной подготовки. Ответственный за клубную работу вицекомандор Виктор Алексеевич Селива-новский заранее объезжает клубы города, вывешивает объявления, беседует с директорами. "У нас не получается так, — рассказывает Владимир Климбек, — что о гонках яхтсмены узнают по телевизору". Однако иногда бывают и неувязки. Так, например, было в 2001 г. На неделю сдвинули первенство города, и получилось, что "Кубок золотой осени", который организует 55-й яхт-клуб, и наши соревнования пришлись на один день. В результате яхтсмены разделились: около 30 человек участвовало в "Золотой осени" и столько же — в наших соревнованиях".
В этом году июньская парусная гонка проходила в непростых погодных условиях, поэтому на дистанцию вышло меньше яхт, чем обычно — всего 19. Не смогли в полном составе прийти мини- и микротонники. Однако в числе соревнующихся были представители семи клубов города, в том числе впервые клуба "ОПТИ-71", и острая борьба продолжалась на всей дистанции.
Соревнования по водно-моторному спорту традиционно проводится в День ВМФ. Флот участников обычно разбивается на четыре группы: катера с мощностью двигателей до 30 л.с., до 60 л.с., свободного класса (свыше 60 л.с.) и аквабайки. Дистанция располагается непосредственно в зоне видимости с берега, поэтому зрителей бывает очень много. Призы предоставляют спонсоры и администрация Красносельского района. Однажды в качестве спонсора выступил водномоторник, чья лодка стоит в яхт-клубе: победителей тогда награждали телевизорами. В этом году в числе призов были наборы инструментов, фонари, мячи. В большинстве случаев проведение и парусных, и водно-моторных гонок финансирует сам клуб. "В юбилейном 2003-м году по просьбе администрации района будем проводить морской праздник, — говорит Селивановский, — он даже включен в план мероприятий по празднованию 300-летия города".
"Клуб выжил потому, что его члены доверяли и доверяют руководству, — подытоживает нашу беседу Владимир Климбек. — Когда, например, пришлось поднять сумму взносов, никто не роптал. Все отнеслись с пониманием". Взаимопонимание членов яхт-клуба, благожелательная деловая атмосфера, в которую сразу окунаешься, ступив на территорию "Балтийца", наверное, и помогла этому коллективу выжить и продолжать активную работу в сегодняшних далеко не простых условиях.
Примечания
1. Официальный адрес клуба — Сосновая Поляна, Петергофское шоссе, 1, Матисов канал.