Однако после спокойного анализа сообщений о ходе строительства этого чартерного парусника по проекту известного новозеландского конструктора Рона Холланда понимаешь, что происходящее там является плодом сложных инженерных исследований и продуманного использования самых современных технологий, применяемых при создании как дорогостоящих гоночных парусных яхт, так и боевых кораблей.
Основные данные шлюпа "Mirabella V"
Длина наибольшая, м | 75.0 |
Длина по КВЛ, м | 63.3 |
Ширина макс., м | 14.82 |
Высота борта до ВП на миделе, м | 7.50 |
Осадка по КВЛ, м: | |
- корпусом | 2.0 |
- с поднятым килем | 4.0 |
- со средним положением киля | 7.0 |
- с полностью опущенным килем | 10.0 |
Водоизмещение полное, т | 820 |
Макс. площадь парусности, м2 | 2800 |
Расчетная макс. скорость под парусами, уз | 20 |
Скорость хода под вспом. дизелями, уз | 15 |
Вспом. двигатели, кВт 2 x"Caterpillar" по | 1100 |
Заказчиком яхты, строящейся в эллинге известной английской фирмы "Vosper Thornycroft" в Саутгемптоне, является владелец компании по проектированию автомобилей американец Джо Витториа, который уже имеет три чартерные яхты, носящие имя "Mirabella" (длина крупнейшей из них — 40 м). По видимому, бизнес со сдачей в чартер этих высококомфортабельных парусников, так же вооруженных бермудским шлюпом, достаточно успешен. Ожидается, что появление на чартерном рынке нового гиганта, рассчитанного на размещение до 30 гостей в двухместных каютах с индивидуальными санузлами, будет встречено с энтузиазмом, подобным тому, который сопровождал первые полеты авиалайнера "Concorde". Хотя удовольствие попутешествовать в южных морях на такой яхте обойдется недешево: зафрахтовать ее на неделю стоит около 300 тыс. долл.
Выбор основных характеристик яхты обусловлен тем, что вооружение бермудский шлюп наиболее совершенно по аэродинамическим данным, а увеличение длины корпуса по действующей ватерлинии является для парусника важнейшим фактором повышения его скорости (вспомним 72-метровую шхуну "Club Mediteranne" для Алана Кола!).
Итак, после испытаний модели корпуса в опытовом бассейне, прочностного анализа конструкции, выбора конструкционных материалов и технологии изготовления корпуса летом 2001 г. было начато изготовление матрицы. Очевидно, пятая "Mirabella" будет крупнейшим в мире судном, изготовленным из пластика — композитных материалов. Такое смелое решение верфи подкреплено накопленным ею еще в 70-е гг прошлого века опытом постройки серии тральщиков "Hunt" длиной 60 м с корпусами из армированного пластика.
Выпуском рабочих чертежей занимался коллектив конструкторов верфи под руководством Ника Картера и под надзором представителя заказчика Пола Джонсона. Разработка интерьеров была поручена фирме "Nicholson Interiers" при контроле со стороны Рона Холланда и его помощницы архитектора Трейси-Джейн Канаваджо. (Кстати сказать, в ходе этой работы потребовалось изготовить в масштабе 1:1 макет каюты владельца!)
Каковы же основные характеристики строящегося шлюпа?
Наибольшая длина корпуса составит 75.0 м, что намного больше длины самых крупных из построенных до настоящего времени шлюпов. Первоначально рассчитанное водоизмещение яхты — чуть более 700 т, однако в ходе разработки рабочих чертежей корпуса, рангоута и устройств оно возросло на 120 т. Осадка яхты переменная, благодаря использованию короткохордового профилированного подъемного киля, величина заглубления которого будет зависеть не только от глубины в районе плавания, но и от курса шлюпа к ветру, и может колебаться в пределах 6 м.
Возвышение топа мачты над верхней палубой составляет более 85 м, длина гика коробчатой конструкции 27 м, общая максимальная площадь парусности, приходящаяся на эту мачту, составляет 2800 м2. При сильном ветре конструкции заделки мачты будут воспринимать усилие, равное 200 т!
Площадь грота, убираемого посредством наматывания на барабан, встроенный в полость гика, около 1300 м2. Передние паруса убираются намоткой на штаги.
Яхта будет трехпалубной. На нижней палубе в носовой половине корпуса планируется разместить жилые, общественные и служебные помещения экипажа численностью 12-15 человек. В средней части яхты будут расположены каюты пассажиров. На верхней палубе оборудуются салоны и столовая пассажиров с камбузным блоком, а также каюта владельца. Третья палуба представляет собой гигантский открытый кокпит с двумя постами управления яхтой, расположенными побортно, а также с просторной площадкой для отдыха пассажиров на свежем воздухе. К носовой части кокпита примыкает остекленная рубка с закрытым постом управления и обзорным салоном.
На баке яхты размещаются разъездной катер длиной около 6.5 м и рабочая шлюпка (РИБ), обслуживаемые гидравлической кран-балкой с телескопической стрелой. В корме — ангар для хранения двух гидроциклов и другого оборудования для водного спорта и подводного плавания. В конструкцию заваленного к носу транца встроена площадка для купания.
Корпус шлюпа имеет композитную сэндвичевую конструкцию. Толщина наружного слоя обшивки, сформированной в матрице, составляет 10 мм; она включает слои кевлара и стекловолокна с использованием PVC-смолы. Особо ответственные участки выполнены с широким применением углепластика. В последнюю очередь формовался внутренний слой обшивки толщиной 8 мм. Вдоль корпуса по всей его длине установлены коробчатые стрингера из углеволокна, заполненные пенополиуретаном; они рассчитаны таким образом, что у шпора мачты будут выдерживать нагрузку в 250 т.
Огромная конструкция секции палубы и надстройки изготовлена в виде монолита, однако не путем формования из сквозных слоев, а укладыванием отдельных крупных кусков на корпус яхты. Изготовление переборок велось под вакуумом, чтобы получить совершенно гладкие поверхности.
Мачта общей длиной 90 м и одинаковым по всей длине поперечным сечением изготавливалась из двух половин формованием из пластика, армированного угольным волокном. Стыковка половин производилась склеиванием с использованием пазов и выпоров.
Подъемный киль — стальной, сварной конструкции, массой 156 т — при подъеме втягивается в водонепроницаемый колодец, простирающийся по высоте от днища до самой верхней палубы.
В поднятом положении вниз за корпус яхты выступает только обтекатель киля, заполненный балластом. Киль может быть зафиксирован гидравлическими упорами в трех положениях. Механизм подъема и опускания киля включает гидроцилиндр диаметром 500 мм и ходом поршня 6000 мм.
Вообще, на яхте будет очень развитая система силовой гидравлики — практически все приводы палубных механизмов (шпилей, лебедок бегучего такелажа, рулевой машины, кран-балки, механизма подъема киля, закрытия ангара и др.) — гидравлические.
Изготовление парусов поручено компании "Doyle Sailmakers" (США), обладающей запатентованной технологией кройки и "шитья" парусов большой площади из синтетических материалов. Паруса будут "собираться" из отдельных полотнищ; площадь самого крупного элемента - около 315 м2.
Для проверки формы и прочностных качеств парусов их модели были испытаны в морских условиях на "3/4-тоннике".