Не успел я сделать и двадцати шагов по первому павильону (всего их пять под единой крышей с общей площадью 120 000 м2) бот-шоу, входящей в первую десятку крупнейших выставок такого плана в мире, как кто-то вихрем налетел сзади и сильно хлопнул по плечу:
— Ты только посмотри на это чудище, даю слово: глянешь — вдоволь насмеешься! — Схватил меня за рукав Пол Мейер, главный менеджер крупной Орегонской компании "Стивенс Марин". Его я знаю уже лет восемь — грамотный товарищ, особенно в части устройства и продажи алюминиевых корпусов и подвесников от "Меркури", всегда поможет и советом, и божеской скидочкой по случаю.
Я еще не успел разобраться, о чем сказка сказывается, как в обнимку с этим самым Мейером очутился возле стенда известной американской корпорации "Briggs and Straton". Это крупнейший в мире производитель небольших бензиновых двигателей с воздушным охлаждением, используемых в водяных насосах, генераторах, разнообразнейших газонокосилках и садовых тракторах. Движки заводятся с "пол-тыка" — в них запатентовано какое-то мудрое электронное зажигание, они надежны, просты и более того — "дуракоустойчивы". Но, позвольте, при чем тут сегодняшняя бот-шоу? Дело в том, что наследники мистеров Бриггса и Страттона внезапно выпулили на рынок 5-сильный четырехтактный одноцилиндровый (объем 189 см3) подвесной мотор с воздушным охлаждением! По инструкциям, он рекомендован для использования в пресной воде на транцах высотой около 15 дюймов, хотя в прилагаемой брошюрке отмечено, что малыш будет исправно тарахтеть и в морях, но уже без заводской гарантии.
При практически одинаковом весе "бриггсовский" четырехтактник стоит почти наполовину меньше "Мерка" — на шоу его можно было приобрести за 699 долл., а это очень весомая заявка на определенный и довольно широкий сегмент потребительского рынка. Тем более что сервис у фирмы давно отлажен, а надежность силовой части моторчика уже многими годами проверена в садах и огородах.
Подвесник от "Бриггса" сделан на основе давно разработанного универсального двигателя для домашнего применения, так что конструкторы попотели лишь при разработке подводной его части. Для начала было выпущено 15 тыс. моторчиков, и, как подтвердили представители фирмы, первые результаты вселяют хорошие надежды — малютку расхватывают. О дальнейших поползновениях в сторону увеличения мощности на "Бриггсе" распространяться не стали — год покажет, хотя признали, что имеют потенциальные разработки на подвесники с воздушным охлаждением до 15 лошадок.
Что сразу резануло глаз на шоу, так это явное уменьшение полчищ пластиковых пулевидных "сигарилл", "спидстеров" и аквабайков (здесь более-менее полноценно присутствовали только "Sea-Doo" с "Yamaha") и доминирование "железа" в умеренной ценовой группе, а также значительное разрастание семейства надувных посудин, гребных лодок и представителей разношерстной парусной мелодрамы.
Из алюминиевых бизнес-монстров мы с Полом сразу выделили орегонскую фирму "Smoker Craft" — крупнейшего (около 25 тыс. корпусов в год) и ни с кем не ассоциированного производителя из Северной Америки. Начну с того, что каталог "смоукеров" начинается эпиграфом из Марселя Пруста: "Настоящее путешествие в неизведанное начинается не с обозрения новых ландшафтов, а с иного взгляда на вещи...". А ведь в штатах присутствие на видном месте ярчайшего французского писателя-модерниста можно сравнить разве что с введением хунвэйбина в состав политбюро ЦК КПСС в период застоя.
Правда, ничего особо нового мы с Полом не усмотрели.
Фирменная метка "смоукера" — так называемая "гидроподъемная" конструкция кормы (элементарный отгиб днища для уменьшения угла дифферента при выходе на глиссирование). По мнению экспертов, продукция этой фирмы — одна из самых безопасных в эксплуатации (запатентована система внутренних ребер жесткости и стрингеров) и очень демократична по цене. Посудите сами: новехонький комплект, куда входит 15-футовая лодка с консолью управления и двумя мягкими сиденьями, 4-тактный 15-сильный "Меркури", трейлер, эхолот, крепления для спиннингов, якорь с 25-метровым концом, огнетушитель и три спас-жилета, можно не выходя из выставочного павильона приобрести за 7950 зеленых! А самая нафаршированная 17-футовая модель "Osprey DLX" ("Меркури" 50ELPTO, стационарный бензобак и разборная кабина) стоит 13 995 долл.
Очень привлекательно смотрелись специализированные модели ("Stinger", "Bass Striker", "Fishfinder") от популярной в рыболовном мире компании "Lowe". Хорош был 15-футовый "Stryker Sport" (килеватость днища 10°, консоль управления, разборная ходовая рубка, четыре мягких сиденья, встроенный бензобак, рундуки под рыбу и шмотки, крепления для удилищ и т.д.), рожденный в недрах небольшого завода (всего-то около 1000 катеров в год) "Alumaweld", вместе с трейлером и 40-сильным "Мерком" в масле стоит сегодня 13 950 честно заработанных.
В целом на Портлендской бот-шоу было заметно, что Америка переживает не лучшие времена. Если в предыдущие годы в разряд люк-совых входили катера и яхты далеко за долларовый лимончик, то теперь в этой группе красуются посудины ценой в пределах 300-500 тыс. долл. Как говорится, по доходам и расходы. Вдобавок, известные производители резко увеличили количество дешевых моделей.
Зевакам, да и мне с Полом, пришелся по душе пластиковый "Arima Sea Huter", где на минимальном пространстве (4.44x2.18 м) конструкторы умудрились разместить не только достойную тяжелоатлета из неограниченной весовой категории ходовую рубку, но еще и миниатюрную каютку! Стоила эта конфетка почти 13 тыс., естественно с трейлером и 50-сильным "Джонсоном" впридачу.
Очень мне приглянулся 19-футовый "Рыболов" от вашингтонской фирмы "C-Dory Marine". При своих, в общем-то небольших, размерах (6.3x2.5 м) этот катер с жесткой рубкой (там присутствовала даже мойка с электроплитой) и компактной каюткой смотрится довольно внушительно. Он из числа такого типа посудин, что сразу вселяют в тебя уверенность еще задолго до выхода в море. Интересно, что вот уже 20 лет эта компания в конструкции ламинированных корпусов широко использует бальсовый композит. В одном флаконе с "Suzuki DF70TLK3" и трейлером данный 650-килограммовый красавец тянул на 29 тыс. долл.
Среди сварных алюминиевых корпусов были и шумно рекламируемые новинки. Компания "Маgnum" представила две модели (длиной 4.5 и 4.7 м). Большая из них, целиком выкрашенная почему-то в черный, точно мантия фокусника Коперфильда, цвет, по сути была катамараном — имела полуметровый тоннель посередине корпуса из сплава 0.31 AL. По заверениям фирменных испытателей, обычная "двадцатипятка" разгоняет эту лодку с четырьмя пассажирами до 40 миль в час даже на глубине 7 см! Правда, и продавалась она не задешево — около 7000 не деревянных за один только голый корпус.
Вновь заявили о себе суда на воздушной подушке — ныне их выставили целых три американские мануфактуры ("Vanguard", "StarCruiser" и "SevTec").
Пусть всезнающие оракулы занудно твердят о светлом будущем нашего парусного спорта, но, что греха таить, не многим он по карману. А на сегодня, по самой правдивой правде, Россия — страна не столько белокрылых яхт, сколько относительно дешевых и простых по жизни надувных лодок и всевозможных импровизаций на эту тему.
Естественно, автор уделил данному витиеватому закоулку судовой индустрии наипристальнейшее внимание. Скажу сразу и без подмалевок: "В Монте-Карло царил полный разврат...". На простейшие моторные надувнушки проклятые капиталисты исхитряются установить не только "джойстики" для управления румпелем, сидючи в носу, но и самые настоящие автопилоты (цена лишь этого прибамбаса зашкаливает за 2000 долл.).
Кто только сегодня не изгаляется! Даже престижная "Boston Whaler", не замеченная ранее в порочных связях с хайпалоном, выдала на гора 12-футовый РИБоподобный гибрид под именем "Impact" (вкупе с сороковым "Мерком" — 13 995 долл.) с узеньким однокамерным баллоном из какого-то неподатливого пуленепробиваемого материала (с единственным клапаном для накачки в аккумуляторном отсеке), плотно зажатым со всех сторон светлым пластиком.
Отменно смотрелись надувнушки и РИБы венесуэльской компании "Caribe", сделанные из семислойной хайпалоново-неопреновой закваски. И цена была, в общем-то приемлемой. Например, за 3.5-метровый РИБ с подвесной "двадцаткой" хотели всего 2995 долл.
Но, конечно, всех перещеголяли новозеландцы из "Aquapro". Их 14-метровый хайпалоновый РИБ под 4.5 т полезного груза, с полноценной ходовой рубкой и вместительной каютой, даже неудобно относить к классу надувных лодок. Какая же это лодка? Кокпит этой светло-серой прелести так нафарширован электроникой и прочими маленькими нужностями для богатых взрослых, что куда там зазнаистому "Мерседесу" даже С класса!
Забавную РИБо-катамаранную помесь рекламировала компания "DUX". У всех шести лодок их модельного ряда (от 3.3 до 6 м) — два параллельных баллона (четыре-шесть камер) соединены между собою спереди плоским пластиковым крылом, а сзади — алюминиевым транцем, между ними крепится пол из композитной ПВХ. При этом даже самая громоздкая модель — баржа, рассчитанная на 1500 кг(!) полезного груза, весит всего около 100 кг и полностью разбирается так, что ее можно уложить внутрь средних размеров внедорожника (оценивается изготовителями в 6500 долл.).
Обозначились на выставке и братья-украинцы с известным в 30 странах "Бригом". Только в США у ребят около 20 дилеров; продажи, судя по всему, идут совсем не плохо. Главный козырь наших соседей, естественно — цена. Например, 11-футовый РИБ продавался на шоу всего за 1898 долл.
И если всяких "спидстеров" и водных мотоциклов (ими в основном украшались могучие стенды водной полиции; как никак, с 1 января этого года у людей моложе 30 лет, управляющих моторами более 10 л.с., в Орегоне, например, будут требовать права) было в этом году представлено меньше, то вот мелких парусных яхт, всевозможных каяков и каноэ экспонировалось раза в три, а может, и четыре больше. Чему тут удивляться: в США числится 99 фирм, производящих каноэ; 136 выпускают каяки и плоты (из них 20 исключительно надувные), 68 мануфактур делают одни весла и 18 — спасжилеточные изделия.
Из чего только не мастерят сегодня туристские и прогулочные гребные лодки — тут и дерево, и алюминий, и полиэтилен, и карбоновые композиты. Поэтому несравнимы их весовые и эксплуатационные характеристики и особенно цена: от 350 (за надувной вариант) до 8500 долл. (за музейный экспонат из редких пород африканского дерева).
Было бы несправедливо не упомянуть великолепные гоночные катера. Их владельцы представляют группу лиц с приличным кошельком, но с недостатком адреналина по рождению. Ну многие ли себе позволят иметь чудище за 72 тыс. долл., которое развивает 80 миль в час всего за 2.3 секунды! В сердце у него бьется спиртовой "Шевроле" мощностью 795 лошадок. В США всего-навсего около 70 подобных лодок, и они непрерывно участвуют в спортивных состязаниях, где за 70 секунд надо пройти сложную трассу по специально вырытому каналу и не сбиться с маршрута — поэтому в кокпите "наглухо" закреплен ремнями (почище чем в "Формуле 1") не только пилот, но и штурман. Содержание команды в год обходится не менее 50 тыс. долл., вот и прикиньте теперь, кто из нас Конюхов, а кто Петров.
Ну, а из люксовых морских моторных яхт местные тузы, конечно, выделили продукцию фирмы "Meridian", принадлежащей "Brunswick Boat group". Эти яхты (три модели "Седан" длиной 35, 38 и 46 футов) характеризуют определенный стиль жизни; их покупатели куда более интересовались породами японской вишни, что использовалась при отделке фешенебельной каюты, нежели ходовыми режимами 635-сильного дизеля "Камминс". Например, 411-я модель имеет две отдельные спальни с высотою потолков 2 м и клозетами, отделанными натуральным кедром, а в исключительно кожаной кают-компании установлены плоский телик "Sony" (60 см по диагонали) и дискомет со множеством колонок от "сlarion"-овских кутюрье. Думаю, "меридианы" придутся по вкусу лишь некоторым ребятам из Ханты-Мансийска, я же чувствовал себя заведомым гостем на этом чопорном судне и во время пышных объяснений "меридианного" шансонье тоскливо посматривал через широченное яхтенное окно в сторону далеких отечественных РИБов.