В июне прошлого года из шотландского порта Ньюкасл вышел в открытое море 12,5-метровый спасательный бот «Мэйбл оф Холланд» с единственным человеком на борту.
Хорошо известный в яхтенном мире кругосветный путешественник Дэвид Скотт Каупер наметил для себя очень трудный маршрут в Арктике — пройти Северо-Западным проходом из Атлантического океана в Тихий. В случае успешного завершения рейса Каупер становился первым англичанином, прошедшим по пути знаменитой шхуны «Йоа» Руаля Амундсена. Амундсен и шесть его спутников преодолели арктические проливы в 1903—1906 гг., проведя во льдах три зимовки. Лишь в 1940— 1942 гг. повторить этот подвиг решился канадец Ларсен, а всего Северо-Западным проходом после Амундсена прошло 38 судов. Голландскому яхтсмену Вилли де Роосу в 1977 г. это удалось сделать всего за одну навигацию на стальном 13-метровом кече «Вилливо».
Для покорения Арктики Каупер избрал хорошо проверенный надежный спасательный бот, на котором он в 1984—1985 гг. в одиночку совершил кругосветное плавание (см. «КиЯ» №116). Деревянный корпус бота, построенный четверть века назад, был дополнительно усилен оклейкой снаружи шестью слоями шпона на эпоксидном связующем. Крохотную каюту (почти весь свободный объем корпуса был занят канистрами с дизельным топливом, запас которого составил 4 тонны) оборудовали усиленной теплоизоляцией и отоплением. Прошли проверку и ремонт два 48-сильных дизеля «Гарднер», верой и правдой отработавшие около 200 суток только в одном кругосветном путешествии.
После короткой стоянки в Гренландии Каупер взял курс на пролив Ланкастер — ворота канадской Арктики, расположенные на 76° северной широты.
Предстояло пройти около 3000 миль среди плавающих льдов, выискивая среди них разводья, которые обеспечили бы продвижение «Мэйбл оф Холланд» на запад. Но Кауперу не довелось пройти и половины пути: войдя в узкий пролив Пил, бот оказался затертым в сплошных льдах. Кончался сентябрь, стоял мороз —10 °С, предстояло 9-месячное заточение в далеко не комфортабельных условиях, из них четыре месяца — в полной темноте.
Десять суток Каупер провел на льду, ходил пешком в разведку, пытаясь найти выход из плена, но на 10 миль вокруг простирались сплошные льды. Оставалось приготовиться к зимовке, благо запасы продуктов и топлива были предусмотрительно рассчитаны и на этот случай.
Но однажды вблизи от бота застопорил машины мощный ледокол «Пьер Рэдисон», который возвращался в порт Резолют после обкалывания в проливе затертого льдами танкера. Капитан дал Кауперу полчаса на сборы и консервацию бота, после чего ледокол с англичанином на борту ушел в гавань.
Этим летом Скотт Каупер рассчитывал вернуться в Арктику, разыскать «Мэйбл оф Холланд» в «белом безмолвии» и продолжить путь на запад. Оказались ли эти поиски успешными или лодка, раздавленная льдами, пошла на дно, к моменту верстки этого номера «Катеров и яхт» было еще неизвестно.