Расскажем поподробнее о необычном рейсе, названном его участниками «голубым».
План перехода, разработанный годом раньше несколькими энтузиастами под руководством Кристиана Гал-лисяна, предусматривал состав экспедиции из 12 человек на шести лодках, однако по самым различным причинам это число уже перед самым стартом начало сокращаться. В конце концов она уменьшилось ровно вдвое, и 6 июня 1978 г. из самолета, приземлившегося в заполярном канадском городе Инувик — в устье Маккензи, вышли шестеро участников похода (представим их позже, когда они разобьются на пары).
Здесь их уже поджидали доставленные ранее три «подковообразные» надувные лодки английской фирмы «Хатчинсон», известные «непревзойденной», как подчеркнуто в рекламном проспекте, прочностью оболочки. Две из них были серийными — типа «МАПА-402». Они имели длину 4,2 м при ширине 1,82 м; баллоны были разделены на четыре изолированных отсека; грузоподъемность их составляла 950 кг при собственном весе около 90 кг. Третья лодка была экспериментальной; при той же конструкции она имела большие размерения (длина 5,2 м); соответственно грузоподъемность ее составляла 1400 кг при собственном весе 110 кг.
По воздуху было доставлено в Инувик и все необходимое снаряжение: три шведских подвесных мотора «Вольво-Пента» (тип «Силвер-Стар-400»; мощность — 45 л. с. при 5000 об/мин, вес — 71 кг, электронное зажигание), утепленные водозащитные костюмы, легководолазные комбинезоны, маски и кислородные баллоны, резиновые сапоги, спальные мешки, палатки, топоры и пилы, оборудование для приготовления пищи, рыболовные снасти, ружья, медикаменты (включая большой запас гипса и кардиостимулятор), навигационно-топографические приборы (в том числе астрокомпас), инструмент и запчасти для ремонта моторов, аптечку для ремонта лодок (10 м2 нейлоно-хайполоновой ткани, 24 кг клея, запасные кили и форштевни) и т. д. и т. п.
Вместе с запасами провизии и топлива все это весило около 2 т. Чтобы упаковать и распихать снаряжение по лодкам, работать пришлось по 20 часов в сутки. Попутно шестеро французов привыкали к укусам местных комаров и полярному дню: оказалось нелегко ложиться спать и питаться не по солнцу, а по часам.
Несмотря на прекрасную солнечную погоду выход в рейс — вверх по Маккензи задерживался по той простой причине, что на реке стоял лед. Местные жители говорили, что вскрытие реки может затянуться еще на пару недель, однако в ночь на 10 июня ледяной покров Маккензи с грохотом стал разрушаться, начался бурный ледоход, и через два дня мутные воды несли уже лишь отдельные льдины да смерзшиеся стволы деревьев.
Утром 13 июня, провожаемые появившимися за неделю друзьями, участники экспедиции запустили моторы.
Головной пошла лодка руководителя похода Кристиана Галлисяна, который по совместительству исполнял также обязанности фото- и кинооператора, да еще и ответственного за снабжение горючим. Его напарником был 28-летний Даниель Шельстрэт — штурман, топограф и ответственный за ремонт лодок.
Экипаж второй лодки составляли военный моряк — 60-летний русобородый крепыш Альбер Ляббанс и 50-летний врач (он же повар) Мишель Паху. Естественно, в эту лодку погрузили посуду и запасы провизии на 20 суток.
Строй замыкала самая большая лодка. В ее экипаж входили 66-лет-ний Константэн Брив, занимавшийся многими видами спорта, включая альпинизм и походы во льдах, и австралийский корреспондент парижского журнала «Ль'ауто журналь» 32-летний Жерар Берни — «флагманский механик». В этой лодке размещалось наиболее тяжелое оборудование, в том числе ящик с запасными частями к моторам и 275 л бензина, тогда как в остальные лодки уложили только по 225 л.
Итак, три нагруженные до предела лодки двинулись в путь. Быстро исчезли за кормой выкрашенные в яркие Цвета деревянные домики Ину-вика. Широкая Маккензи величественно катила навстречу — в океан — свои грязно-коричневые воды среди берегов, поросших редким лесом карликовых деревьев. Вначале погода была тихой, спокойная поверхность воды позволяла успешно лавировать среди топляков и льдин, обходить огромные колонии плавающих утят, не способных увернуться от проходящих лодок. Однако вскоре задувший против течения ветер развел крупную волну, маневрировать стало гораздо сложнее, пришлось усилить бдительность всем шестерым. Но вот впереди показались обрывистые берега у селения Аклавик, и очень важный 130-километровый «пробный» переход был закончен. Первый лагерь разбили вблизи католической миссии, глава которой — отец Кола устроил гостям достойный прием.
Кристиан совершил на небольшом самолетике облет близлежащих территорий. Дикий, безлюдный пейзаж открылся его взгляду: чернели леса, испещренные весенними ручьями и пятнами озер, серебрилась разветвленная дельта могучей реки. Маршрут решено было продолжать по одному из боковых рукавов Маккензи — Уэст-Чэннел, ширина которого местами достигала 1000 м. Экипажи с учетом накопленного опыта поудобнее уложили грузы, еще раз Проверили их крепления, и экспедиция двинулась дальше.
Ветер усилился не на шутку, высота волн достигала метра. Ярко-желтые лодки то и дело исчезали из виду, скрываемые желтыми валами ледяной воды. Попытка подойти к берегу, чтобы переждать непогоду, окончилась неудачей: лодки захлестывало прибрежной волной, насквозь промокшие путешественники вынуждены были вновь выйти на середину протоки. Мишель и Альбер решили выброситься на берег с ходу, но их лодка зацепилась за дно и в течение нескольких секунд оказалась полностью залитой водой. Жерар пошел на выручку и сам вылетел на грунт. С головной лодки с большим трудом удалось подать им спасательный конец...
Несмотря на холод, пришлось продолжать движение до самого вечера, когда река немного успокоилась. Запылал костер, все шестеро принялись развешивать на ветвях мокрую одежду. Крайняя усталость не могла омрачить радости: ведь они выдержали первое испытание, коллективное крещение в водах Маккензи прошло удачно.
Трое суток форсированного марша потребовалось, чтобы пересечь Северный полярный круг и добраться до живописно расположенного на высоких скалах поселка Форт-Гуд-Хоп. В его окрестностях и сейчас еще водится множество животных: из леса запросто выбегали олени-карибу, вдоль берегов плавали бобры. Эти земли были заселены индейцами племени «Заячьи шкуры». Участникам эспедиции довелось познакомиться с их жизнью.
Рыбная ловля, приготовление пищи на костре, ночлеги в лесу — эти атрибуты кочевой жизни первооткрывателей, некогда пробиравшихся по стремнинам Маккензи, сделались для шестерых французов повседневным бытом. Погода не баловала: временами температура резко падала, а однажды во время перехода налетел такой снежный заряд, что все перестали видеть друг друга. Однако путешественники уже получили хорошую закалку, научились противостоять коварству и силе реки: им удалось без осложнений миновать грозные пороги Сан-Со. У форта Норман-Уэлс было отмечено прохождение первой тысячи километров.
В среднем течении Маккензи их поджидал сюрприз — песчаные бары. Лодки преодолевали встречный поток, кипящий водоворотами, временами буквально проползая днищем по песку. Эти песчаные бары явились тяжким испытанием. Давала о себе знать и усталость, все стали раздражительнее.
Но вот река безмятежно засверкала на солнце — моторы спокойно заработали в глубокой воде, на лицах появились улыбки. В селении Жан-Мари-Ривер, где остановились на отдых, представилась возможность поближе узнать жизнь индейцев, которые охотно приглашали французов в свои дома, угощали вкусным банеком (лепешкообразный хлеб), познакомили с тем, как вялить рыбу и мясо, ухаживать за ездовыми собаками.
Экспедиция, уверенно преодолевая течение реки, приближалась к Большому Невольничьему озеру, из которого Маккензи берет начало. Это огромное озеро длиною свыше 500 км было первым крупным водоемом на маршруте. Оно открылось в бликах полуночного солнца, игравших на волнах. Встречный ветер быстро крепчал, волна становилась все больше. Пришлось высаживаться на ближайшем островке — пережидать шторм. Разожгли костер и повалились спать, но в 5.30 ветер неожиданно стих, и все, чертыхаясь, поспешили натянуть на себя не успевшие просохнуть брюки и куртки: надо было побыстрее проскочить очередной отрезок пути по озеру, пока снова не поднялась волна. Скорчившись от холода, они мчались вперед, а потом еще долго разыскивали устье реки Хей, где их ждал уже основательный — трехсуточный — отдых.
Остановившись в поселке Хей-Ривер, первым делом внимательно осмотрели лодки и выгрузили часть снаряжения, показавшуюся лишней. Лагерь экспедиции был разбит на поляне перед зданием поста канадской Горной полиции: важные стражи порядка называли участников «Голубого рейса» не иначе, как «эти сумасшедшие французы».
Следующий 240-километровый этап до поселка Форт-Резольюшен занял всего несколько часов: зеркальная поверхность озера отражала причудливые облака, путь до устья реки Невольничьей запомнился как чудесная прогулка. Здесь их встретил отец-настоятепь местной католической миссии, за 40 лет жизни в этих краях прекрасно изучивший окрестности. Он уверенно отметил на карте наиболее удобный рукав дельты, однако, когда после нескольких часов скачки на гребнях волн снова разбушевавшегося озера путешественники отыскали этот рукав, выяснилось, что он представляет собой мелководное болото, заросшее камышом. Пришлось долго месить черную топкую грязь под ледяным дождем — тащить разгруженные лодки по 20—30-сантиметровым глубинам. Около 2 км пришлось нести большую часть тяжестей на руках, пока не удалось нащупать узкий проход в зарослях и вырваться на глубокую воду.
Плавание вверх по широкой Невольничьей дало почувствовать, насколько безлюден канадский север: на протяжении сотен километров не встретилось ни души. По мере продвижения на юг ночи становились все темнее. Мелкорослый ельник по берегам сменился густым и высоким лесом, зазеленел кустарник.
В озеро Атабаска вошли во время сильного дождя, который лил при сверкающем из-за туч солнце, и вскоре обнаружили нарядные домики поселка Форт-Чипевайан, разбросанные на красных скалах. И снова заботу о путешественниках взял на себя глава католической миссии — крепкий бретонец, раскупоривший по случаю прибытия необычайных гостей бутылку красного вина и до глубокой ночи утомлявший их своим красноречием.
Утром, поддерживаемые в бодрствующем состоянии холодным ветром, невысп'авшиеся капитаны вновь запустили моторы и повели свои лодки вперед по маслянистой глади озера. Курс — на восток, к узкой горловине, где должна быть протока, ведущая в следующее озеро Блэк-Лейк. Протока неожиданно оказалась слишком бурной, изобилующей непреодолимыми водопадами. Пришлось грузить лодки на автомашины ради 10-километрового рейса по суше.
Теперь начинался длинный путь по порожистым мелководным рекам, по которым до сих пор проходили только легкие пироги индейцев.
Отыскав устье реки Фон-дю-Лак, участники похода спокойно вошли в него, не подозревая, что через несколько минут дорогу им преградит грохочущий водопад высотой свыше 3 м. Надо было обходить препятствие, перенося лодки и снаряжение по суше — «делать обнос». Галлисян с топографом ушли на разведку и наметили кратчайший путь через лес: этот путь был длиною никак не менее 1 км. Этот километр запомнился всем, как никакой другой на тяжком 9000-километровом маршруте! Пожираемые слепнями и мухами всех мастей, с трудом вытягивая ноги из болотной грязи и лавируя между деревьями, все шестеро методично курсировали между лагерем у водопада и местом будущей погрузки лодок. Сначала переносили горючее в мягких 25-килограммовых емкостях, затем подвесные моторы на специальных штангах, потом лодки: те, что полегче,— вчетвером, а большую — вшестером. Особенно тяжелым оказался голубой ящик с запчастями, совершенно доконавший путешественников. За двое суток каждому пришлось совершить по 17 рейсов с грузом...
Выше по течению река оказалась вполне «проходимой», с живописными берегами, изрезанными протоками и заливчиками. Временами приходилось пробиваться сквозь густые заросли травы, наматывавшейся на винты моторов. Лодки буквально наткнулись на огромного черного медведя: он спокойно ловил рыбу.
Затем начались пороги. Первый удалось пройти с ходу, даже без предварительной разведки, однако второй надолго задержал экспедицию. Под пенистой стремниной торчал лес острых камней, грозивших в любой момент в клочья разнести лодки. То и дело откидывая моторы, смельчаки попытались осторожно обследовать русло, чтобы нащупать безопасный путь. Единственным результатом был выход из строя одного из моторов: раскрошилась шестерня в редукторе. Пока Жерар заменял шестерню, остальные стали отыскивать возможные пути обноса: увы, этот вариант исключался, лес по обоим берегам оказался абсолютно непроходимым. Остался один путь — тащить лодки вверх по реке, продвигаясь вброд. Все шестеро надели легководолазные костюмы и, скользя на камнях, с трудом преодолевая мощное течение бурной реки, повели свои лодки через порог, чтобы сразу за ним обнаружить точно такой же следующий — третий.
Люди выбивались из сил, но упорно волокли свои лодки с грузом вверх по Фон-дю-Лак. Им очень не повезло: уровень воды в реке был на полметра ниже среднего многолетнего. Как раз на те самые необходимые им полметра!
Информация об изображении
He менее 600 км лодки экспедиции прошли на большой скорости, но без помощи моторов
От удара о камень выходит из строя второй мотор. Невозмутимый Жерар, ремонтируя его, сообщает, что запас шестерен на этом иссяк. Встревоженные таким известием, водители стараются заваливать моторы при малейшем намеке на опасность. Однако сберечь их не удается: оказывается достаточным на секунду ослабить бдительность — на головкой лодке мотор остается без редуктора, Жерар пытается отбуксировать лодку Галлисяна к берегу, но и сам налетает на камень.
He менее 600 км лодки экспедиции прошли на большой скорости, но без помощи моторов
После выхода из строя двух моторов из трех складывается критическая ситуация: нужных деталей нет, без моторов вверх по течению далеко не уйдешь, без радиосвязи ждать помощи бессмысленно. Выход один. До предела разгрузив одну из лодок, Галлисян и Даниель повесили на нее единственный целый мотор и отправились через пороги назад, в Стони-Рапидс. Памятный всем километровый обнос они одолели к вечеру того же дня за три ходки и к утру вышли в озеро. Галлисян сумел дозвониться до Франции и через трое суток получил драгоценные шестерни.
И вот моторы заработали — ярко-желтые лодки вышли в озеро Вулластон, держа курс в его южную часть. Отсюда экспедиция, наконец-то, впервые со дня старта могла начать движение вниз по течению рек. Сначала предстояло спускаться по малым порожистым речушкам, перемежавшимся заболоченными озерцами.
Опасные пороги Скун-Рапид с двумя водопадами решено было проходить, разгрузив лодки. После переноски снаряжения берегом и отдыха начался штурм препятствий.
Первой идет лодка Галлисяна. Вооружившись веслами-гребками, Кристиан и Даниель направляют ее по наиболее безопасной траектории. С разгона лодка соскакивает с первого водопада, ударяясь о воду, пляшет в кипящих волнах, зарывается в них, но вот разгоняется снова и летит ко второму водопаду. Экипаж отчаянно размахивая веслами, старается удержать ее носом вперед, однако у самого водосброса лодка разворачивается боком и падает вниз правым бортом. Удар, лодка исчезает в туче брызг! Кончается все вполне благополучно: вымокший экипаж выводит залитую водой «Мапу» из бурлящей опасной зоны.
Мишель и Альбер, учитывая ошибки предыдущего экипажа, маневрируют очень искусно и красиво проходят оба водопада.
Остается большая лодка. Весла берут Даниель и Берни, Брив из любви к приключениям становится их пассажиром.
Первое препятствие они преодолели удачно, но в бешенной пляске перед вторым водопадом, несмотря на все усилия гребцов, лодку развернуло вперед кормой, зацепившись за какой-то выступ, она встала почти вертикально. Беспомощные люди повисли на страховочных линях и... исчезли вместе с лодкой в белой пене, чтобы появиться из нее на целой и невредимой лодке ниже водопада.
Самые страшные пороги пройдены, оставшиеся экспедиция преодолевает, даже не снижая скорости.
Лабиринт речушек и проток заканчивается волоком через перешеек ширинрй. 360 м в извилистую, но полноводную реку Черчилл; из нее путь ведет прямо на юг по речке Стерджеи, «пересекающей» озеро Амиск с его многочисленными опасными отмелями и россыпью островков.
Обычно лодки шли кучно, экипажи старалась держаться поближе друг к другу. Но вот, после прохождения одного из довольно сложных поворотов на реке Стерджен, зажатой скалами, экипажи двух первых лодок никак не могли дождаться Брива и Берни. Густой кустарник по обоим берегам не позволял сделать остановку тут же, место для лагеря кое-как отыскали несколько ниже. Вырубив кусты, поставили палатки, стали ждать отставшую лодку. Тем временем спустились сумерки. Беспокойство все усиливалось, но идти на поиски ночью было бесполезно.
Когда в ночной тишине раздался выстрел из винчестера Берни, радости не было предела. А наутро, Берни и Брив подгребли к лагерю на том, что уцелело от их большой лодки, и общее ликование сразу сменилось отчаянием: лодка была буквально перерублена вдоль борта, деревянный киль оказался переломанным. Друзья рассказали, что лодка застряла между двумя острыми камнями. Специалисты фирмы «Хатчинсон», скорее всего, сразу же бросили бы искалеченную лодку на берегу, однако Даниель взялся за дело и, к общему удивлению, сумел ее отремонтировать!
Трудное путешествие по коварному Стерджену закончилось благополучно, если не считать падения Брива в воду с лодки Галлисяна как раз в тот момент, когда руководитель похода объяснял, как именно лучше всего обходить препятствия. Брива удалось тут же поймать и вытащить, так что это событие не омрачило радости от успешного преодоления еще одного опасного этапа.
Плавание по Саскачевану было отдыхом. Лежащий в дельте реки большой город Te-Пас встретил прибывших радушно. Любопытные приходили расспрашивать, доброжелатели предостерегали об опасностях предстоящего плавания по озеру Виннипег, пользующемуся недоброй славой. Один из журналистов, долго беседовавший с доктором Паку, наутро сообщил читателям местной газеты, что наибольшей сложностью похода было... отсутствие женского общества.
Участники экспедиции долго гадали, в какое время лучше начать штурм 500-километрового озера. Решили выйти пораньше утром. В 6.00 все было спокойно, дул легкий ветерок, лодки полным ходом устремились в южном направлении. К 10 часам ветер засвежел, озеро сразу же покрылось белыми барашками. Вскоре сила ветра достигла 7 баллов, лодки то взлетали на гребнях 2-метровых волн, то проваливались между ними. Их захлестывало, вскоре абсолютно все было мокрым. Кристиан повернул к небольшому островку, за которым можно было укрыться от натиска непогоды: высота волны уже достигала 3 м. Скорость пришлось сбавить, путь к островку дался ценой большого напряжения сил...
Тем временем в Виннипеге — городе с полумиллионным населением — французский консул уже мобилизовывал Береговую охрану на поиски «пропавшей» экспедиции. Обнаружить ее удалось далеко не сразу: патрульный самолет нашел лодки, когда ветер изменил направление, волнение улеглось, и они спокойно вышли из своего укрытия. Самолет навел на них катер Береговой охраны, а через пару часов нагрянули и представители прессы. Участники экспедиции никак не могли понять нервозности встречавших, пока загадка не разъяснилась: консул, располагавший устаревшими сведениями, объявил, что идут шесть лодок и 12 человек; увидев вдвое меньшее число участников, все решили, что в пути произошло несчастье...
Планом предусматривалось отыскание водного пути от озера Виннипег к Великим Озерам, однако теперь было решено избрать более короткий и спокойный путь — прямо вверх по Ред-Ривер. После 600-кило-метровой скачки по болотам и порогам, после недавнего шторма на озере Виннипег беззаботное плавание по зеркальной глади Ред-Ривер среди бесконечных пшеничных полей запомнилось как отпускная прогулка. Пересекая границу между Канадой и США, путешественники были обескуражены полным отсутствием пограничной охраны. Пришлось долго разыскивать по окрестным поселкам какого-либо представителя властей, чтобы хотя бы пройти досмотр, но найденный в конце концов таможенный служащий оказался не на высоте: он ограничился тем, что сфотографировался с участниками «Голубого рейса».
К югу от границы берега Ред-Ривер делались все более живописными. Временами это были настоящие джунгли, как на Амазонке, временами встречались прекрасные.пляжи. Не верилось, что экспедиция находится на территории страны крайнего урбанизма и развитой индустрии, было непонятно — как в эти девственные края еще не добрались моторизованные горожане...
Вблизи Миннеаполиса в присутствии целой толпы репортеров и операторов участники похода совершили свой последний сухопутный переход между водными путями — перетаскивали снаряжение, позируя перед объективами телекамер. «В награду» после этого в Миннеаполисе им была устроена пышная встреча, мэр торжественно внес их имена в список почетных граждан. Жизнь в лагере, разбитом на острове в центре 2-миллионного города — под пролетами мостов, изобиловала необычными ощущениями: высящиеся вокруг небоскребы заслоняли небо.
А дальше был 3000-километровый марш по Миссисипи. Моторы работали на полных оборотах. Единственными трудностями были надоевшие расхождения со снующими вверх и вниз огромными составами барж, разгонявших крупную волну, да необходимость частого шлюзования: до Сент-Луиса шлюзовались 27 раз! Американцы неизменно относились к участникам похода с большой симпатией. (Любопытно, что на Миссисипи французы повстречали... японца, путешествующего по США на байдарке.)
Кончились шлюзы — начались ливни, поднялся сильный ветер. Вода была повсюду, затекала под непромокаемые костюмы, хлюпала в сапогах. Однажды ночью путешественники были атакованы страшной бурей, сопровождавшейся необычайным ливнем. Потоки воды размыли берег, палатки погрузились в грязную жижу, люди буквально плавали в спальных мешках. Буря изменила пейзаж — все было изрыто канавками, по которым струились ручьи. Выгруженные из лодок вещи оказались наполовину погребенными в песке.
Наутро, спасаясь от дождя под поставленными на борт лодками, подпертыми веслами, все шестеро занялись очисткой моторов, а Дэниель заклеивал дыры в одной из лодок.
Утром 7 сентября участники «Голубого рейса» особенно тщательно приводили себя в порядок — это был для них большой день. Через пару часов хода в сопровождении катера Береговой охраны три «надувнушки», украшенные флагами, подошли к набережной Мук-Уолк в старинном французском районе Нового Орлеана. Здесь их ждали толпы восторженных болельщиков и просто любопытных. Мэр вручил символические ключи от своего города; естественно, они и здесь были внесены в число почетных горожан. Армейский оркестр исполнил национальные гимны Франции и США. На глазах кое-кого из шестерки появились слезы...
Так завершился этот необычный даже для наших удивительных дней поход через Северную Америку. Небезынтересно отметить, что 9000 км были пройдены всего за 325 часов, т. е. за 15% затраченного на весь путь времени; средняя скорость лодок составила 25 км/ч. Несмотря на тяжелые условия плавания, разобранные по прибытии в Новый Орлеан моторы практически не имели никаких признаков износа (поломки шестерен при ударах о камни всеми специалистами были расценены как неизбежное зло, которое следовало предусматривать). Фирмы «Хатчинсон» и «Вольво-Пента» уже «взяли на вооружение» успех «Голубого рейса»: рекламируется победа «сверхнадежной» техники их производства. Стоит, пожалуй, подчеркнуть, что главная заслуга в успехе необычного рейса по праву принадлежит шестерым упорным мужчинам, которые сумели преодолеть все препятствия и тяготы долгого пути.