Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Истории
  • Литературная страничка
  • 1980 год
  • В Карибском море — глава из книги о плавании на «Мазурке»
Подкатегории раздела
Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Глава «Ветер дальних странствий» из книги «Корабли идут дальше»
Глава из книги Жана Мерьена «Безумцы Атлантики»
Экватор — глава из книги «Тринадцатый рейс»
Нантакет по правому борту — глава из книги Терезы Ремишевской
Глава из книги «Бродяга» яхтсмена Кшиштофа Барановского
Контрабандисты — глава из рукописи новой книги «Парус — моя жизнь»
Пословицы и поговорки из книги «Море и моряки»
X глава из книги о Найоми Джеймс
Глава «Поединок с маленьким кентавром» из книги «Сорок восемь часов»
Глава «Трудные мили надежды» из книги «В дрейфе» С. Каллахэна
Через всю страну с востока на запад — очерк о плавании из книги Г. С. Чепика
Главы из книги Вильяма Виллиса «Завороженный морем»
Главы из книги В. Виллиса «Завороженный морем» (II часть)
Отрывок из I главы книги Маргарет Бейкер «Морской фольклор»


В Карибском море — глава из книги о плавании на «Мазурке»

Год: 1980. Номер журнала «Катера и Яхты»: 84
          0


Первый день плавания по выходе из Бриджтауна прошел хорошо. Дул свежий пассат, волнение было умеренным, вечером состоялся удачный сеанс связи с Гдыней, который закончился телефонным звонком домой: я смогла, наконец, поговорить с мужем. Теперь стало казаться, что плавание до Кристобаля через Карибское море — «пустая формальность». Даже вечерняя буря и проливной дождь не испортили хорошего настроения. На Барбадосе я что-то слыхала о приближающемся сезоне дождей, однако, если верить лоции, сюрпризы в виде ураганов наблюдаются в этих водах только с июня, так что у меня в запасе еще две недели отличной майской погоды!

На рассвете показался маяк Мулесик на Сент-Люсии. Посещение этого острова в мои планы не входило, хотя издали он выглядел заманчиво, однако неплановая стоянка тут чуть было не состоялась. Ночью на яхте стало твориться что-то неладное. До этого изредка слышимый стук в районе руля превратился в непрерывную канонаду. Я полезла под кокпит, внимательно прислушалась. Стук явно шел от головы баллера. У меня уже был печальный опыт с поломкой руля около Швеции, испытать это вторично на Антилах совсем не улыбалось. Просмотрела чертежи — теоретически стучать просто нечему! Едва дождавшись рассвета, подкрутила все гайки на румпеле — единственное, что я могла сделать. Стук, вроде бы, уменьшился.

Информация об изображенииКапитан сходит на берег. Фото Яна Доминовского
Капитан сходит на берег. Фото Яна Доминовского
 
Я стала размышлять, что же делать? Перспектива аварии руля отнюдь не приводила в восторг. Правда, карты Сент-Люсии у меня не было, но по описанию в лоции я, наверное, справилась бы с заходом. Только можно ли будет отремонтировать руль на этом живописном острове? Ведь яхту потребуется поднимать на берег. Я медленно шла вдоль зеленых берегов, все больше приходя к мысли, что, судя по лоции, необходимых услуг здесь мне при всем желании не окажут.

Решение помогли принять мелькающие у берегов рыболовные лодки. На Барбадосе, напутствуя меня, яхтсмены предостерегали: опасайся малых прибрежных судов! Они служат не только для рыбной ловли. Не случайно здесь, в Карибском море, немало яхт пропадают. Есть подозрение, что их захватывают торговцы наркотиками и пользуются ими как удобным средством передвижения для одноразовой переброски товара. Одиночный яхтсмен — «лакомый кусок», он очень легко может стать жертвой местных бандитов, лучше избегай встреч с ними...


«Мазурка» снова легла на курс 300°, удаляясь от острова и островитян.

Стук руля стал настоящим кошмаром. До самого Панамского канала я терзалась сама, терзала мужа и верфь. И, как оказалось, напрасно. В Кристобале, где яхту первым делом подняли на слип, я убедилась, что вся конструкция находится в идеальном состоянии. Что стучало, так и осталось тайной, но из-за этого стука, а точнее, из-за постоянного страха — боязни аварии, я даже слишком щадила «Мазурку». Я несла минимум парусов и «не разгоняла» ее так, как это можно и нужно было сделать, по крайней мере, на начальном этапе перехода. Мне казалось, что этим я продлеваю «жизнь» рулевому устройству, потеря которого была бы страшной опасностью.

Итак, всю первую неделю дул восточный пассат — сильный, но совсем не такой ровный и спокойный, как в Атлантике. Здесь он просто стал сумасшедшим. Скорость его весьма энергично менялась от 10 до 25 узлов. А ночью 20 мая пассат достиг силы шторма, длившегося несколько часов.

Я уже прошла половину пути по Карибскому морю и, миновав траверз маяка Пунта-де-Гальинас, приближалась к берегам Южной Америки. Этим — близостью суши — и объяснялась усиливающаяся «нервозность» ветра.

Вообще это было неприятное плавание. Постоянное сильное волнение, причем волна шла даже больше, чем можно было ожидать по силе ветра, осложняло жизнь. Короткие и высокие волны наваливались с двух и даже с трех сторон одновременно. Подруливающему устройству стало трудно справляться с ними.

Как-то раз такой особенно зловредный «морской ансамбль» столкнувшихся волн собрался возле _кормы с наветренной стороны, вытянулся в изящный стожок и пнул «Мазурку». Бедняга повалилась на бок. Волна, не торопясь, залила палубу, заполнила кокпит, заглянула в каюту и только после этого ретировалась через леер, попутно утаскивая спасательный плот. Я выскочила, окунувшись по уши в воду, наверх, и не только успела в последний момент схватить свой плот, но и перенесла его через кормовой релинг обратно и уложила в нишу на корме. До сих пор удивляюсь, что смогла это сделать,— ведь плот весит 90 кг! Как я смогла поднять его на метровую высоту, повернуться с таким грузом на 180° и положить его туда, куда полагается?


До Кристобаля оставалось около 320 миль — «скачок лягушки» по океанским меркам. Я шла осторожно, тем не менее суточные пробеги были неплохими — до 90 миль. Я уже с надеждой на скорый отдых смотрела в ближайшее будущее, и даже понемногу вызубрила все возможные — дневные и ночные — навигационные знаки в районе входа в бухту Лимон. Во время очередного сеанса связи с польского судна «Болеслав Хробрый», только что зашедшего в Кристобаль, поступила дополнительная информация: половину ширины входа в бухту занимает затонувшее судно. Оно хотя и обставлено соответствующими знаками, тем не менее — представляет серьезное препятствие. Радист судна специально утешил меня, отметив, что для маленькой «Мазурки» места, пожалуй, хватит. Такая забота большого судна о судьбе «маленького коллеги» очень тронула меня. Подобные же предупреждения поступили с «Центауруса» и «Колумбы», — я уже стала договариваться о встрече с польскими судами в Кристобале.

И как раз с этого момента моя скорость упала — ветер резко ослабел, однако успокоилось и море, наконец-то исчезла изнуряющая волна. «Мазурка» медленно, но верно шла вперед. Температура днем достигала 40°. Еще несколько дней такого безмятежного плавания, и я в отличной форме достигну Кристобаля!

Но 25 мая мой «отпуск» кончился. К вечеру небо потемнело, разразилась гроза, хлынул дождь. Штормовые порывы ветра вынудили срочно сбросить грот и примерно через час сменились полным штилем. Гроза ушла, однако на западе сверкали такие молнии, от которых меня едва не хватил инфаркт: казалось, горит полмира, все небо полыхает огнем! На Барбадосе рассказывали, что летом здесь наблюдаются световые эффекты, но я никак не предполагала, что они могут выглядеть подобным образом. Я всегда панически боялась и боюсь молний и бурь, но в данном случае страх пришлось отложить на потом: видимость ухудшалась настолько, что уйти с палубы было опасно, ведь «Мазурка» уже находилась в густонаселенном районе.

В течение ночи ситуация повторилась несколько раз — налетали кратковременные штормы, сменявшиеся штилем. Я начала подозревать, что это «путешествует» один и тот же шторм — обрушивается с моря на сушу, отражается от высокой горной цепи и снова возвращается в Атлантику.


День принес солнце и слабый ветерок, который задувал все время с разных сторон.

В полдень 29 мая я смогла разглядеть высокий берег и два маяка. Нетрудно было определить, что это Фарралон-Сусио-Рок и Айл-Гранд — маяки в 20 милях от Кристобаля.

Ночью — в полнейший штиль — я с радостью разглядывала зарево огней над панамским городом Колоном и Кристобалем. Казалось, цель плавания через Карибское море — на расстоянии вытянутой руки. Близость к берегу не позволяла оставить палубу и лечь на койку. С наступлением темноты очередным (после стука руля) кошмаром стали суда, которые со всех сторон па полном ходу неслись в Кристобаль. «Мазурка» же пе обладала маневренностью, поскольку слабый ветер не давал ей развить сколько-нибудь приемлемую скорость. Двигатель был неисправен, но на Барбадосе я спесиво полагала, что мне хватит основного движителя — парусов. И вот теперь эти паруса печально висели, а течение спокойно и деловито сносило яхту назад в море. Утром оказалось, что я нахожусь от цели дальше, чем вчера.

Так я и плавала следующие шесть дней. Днем мне удавалось немного продвинуться вперед, пробившись через мощную подводную реку. Ночью не было даже признаков ветра, зато деятельность течения заметно оживлялась. Вместе с ним плыли кусты, деревья и всякий мусор, вымываемый дождями из рек. Солнечные штили чередовались с тропическими ливнями, сводившими видимость к нулю. Но все-таки днем можно было как-то обходить этот хлам, ночью же оставалось рассчитывать на везение. Молнии, украшающие огнем все небо, мешать перестали — я слишком устала, чтобы нормально реагировать на них. Впрочем, теперь меня пугала другая и вполне реальная опасность: все суда мира словно договорились встретиться в Кристобале. Я со злостью пыталась понять, почему именно ночью всем им понадобилось заходить в канал? Я освещала «Мазурку» всеми доступными мне средствами и «путала суда» лучом света от фонарика, направляя его на паруса и рубку. Взять их на испуг удавалось не всегда: бывало и так, что они или не замечали меня или не желали замечать. И тогда приходилось отчаянно маневрировать, чтобы не оказаться раздавленной, а ветра-то почти не было!


День кончался, и каждый раз я думала, что наступающая ночь будет последней, которую я смогу выдержать без сна, ибо сколько можно не спать? Но днем я снова ловила затихающий ветерок, пытаясь преодолеть течение. А очередная ночь снова заполнялась встречами с судами, и только скверно работающий двигатель помогал избегать столкновений.

Мне казалось, что я изучила «привычки» судов. Все говорило за то, что здесь у входа в Панамский канал, капитаны избегают дневного света. Уверившись в своих выводах, в солнечный и безветренный полдень я легла часок поспать. Но уже через четверть часа меня поднял на ноги шум очередного ливня н какой-то зловещий грохот. Сквозь пелену воды я увидела надвигающуюся слева по носу серую громадину — встречным курсом шло огромное судно. Несколько человек на борту что-то орали, угрожающе размахивая руками. Да и крики были явно недружелюбными. Впрочем, и я думала о них не слипы ком-то ласково! Вот так, в 10 милях от порта «Мазурка» могла превратиться в лепешку. С этого момента из моего суточного расписания сон был решительно вычеркнут — до самого Кристобаля.

И в следующие четыре дня каждое утро я обнаруживала Фарралон-Сусио-Рок по левому борту — на своем привычном месте, хотя все это время только тем и была занята, что старалась с помощью парусов и двигателя идти в сторону Кристобаля. Течение явно не желало пускать меня в порт, а штиль активно ему помогал.

Тогда я решила изменить тактику. Поставив все возможные паруса максимальной площади, я ушла в открытое море, чтобы по большой дуге выйти из течения, затем подойти прямо ко входу в порт и пересечь главный поток под прямым углом. Я сделала полукруг радиусом около 50 миль. Ветер с берега был по-прежнему слабым, зато течение не ощущалось. Двое суток я шла по кругу, центром которого был Кристобаль, и 3 июня в полночь оказалась у маяка Торро-Пайнт — снова совсем рядом со входом в порт.

Новое препятствие: разразился очередной тропический ливень. Вход, как и весь мир, исчез. Я успевала только крутиться, лавируя между судами, то и дело возникавшими, словно призраки. Несмотря на безмерную усталость я понимала, что в таких условиях входить в порт нельзя, хотя и знала наизусть всю обстановку и огни. Абсолютно ничего не видно, да еще вход наполовину сужен, так что расходиться там с каким-нибудь судном у меня нет ни сил, ни желания. Как я ни боялась, что течение снова оттолкнет яхту от входа, но пришлось несколько часов подождать.

Зато на рассвете на всех парусах и при максимальных оборотах двигателя я направилась на штурм порта. «Мазурку» отнесло на 10 миль, но я твердо решила во что бы то ни стало войти в этот день в Кристобаль: твердо — потому что восьмые сутки без сна мне просто было бы не выдержать!

В 11 часов я нацелилась на концы огромных волноломов у входа в бухту Лимон. По оси фарватера, действительно, стояли красные буи, а между ними и западным волноломом торчали мачты затонувшего судна. И, конечно же, в это самое время к узкому входу направился большой японский сухогруз. Я на минуту заколебалась — не отвернуть ли, пока не поздно, но японский капитан застопорил машину и галантно пропустил вперед несущую паруса «Мазурку». Я с восторгом помахала руками людям, находившимся на мостике.

Медленно и лениво, озираясь вокруг, я направилась к стоянке для самых маленьких судов.

Все-таки течение я перехитрила...


Понравилась ли вам эта статья?
+1

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Не был ли Колумбом Одиссей?
По Иртышу и Оби на север к Карскому морю на «МАХ-4»
Походы никопольских водномоторииков
Дальний 5000-километровый поход к Белому морю
На воздушном шаре через Атлантику
Боевые будни катера «Малый охотник»
Непреклонный капитан Фосс и его «Тиликум»
Кругосветный рейс польской яхты «Дар Пшемысля»
Малые транспортные суда на Ладоге для Дороги жизни
Тендеры в строю боевых кораблей (С. В. Кудрявцев)
Полторы тысячи полярных километров на «МАХ-4»
Через Атлантику на 3-х метровой яхте
Поход Москва—Северодвинск на лодках «Москва-2», «Нептун-3» и «Крым-3»
Отрывок из I главы книги Маргарет Бейкер «Морской фольклор»
Капитан Кристина и ее «Мазурка»

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
В Карибском море — глава из книги о плавании на «Мазурке»

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Необычная гонка — из книги воспоминаний «Парус — моя жизнь»
Первые в мире гонки под парусом
Первая парусная гонка в России в 1847 году
Парусный спорт нашей страны: хроника, факты, цифры
9000-километровый «Голубой рейс» по Северной Америке
Путешествие по Выговскому краю по следам Пришвина
Глаза и носовые фигуры — из книги Маргарет Бейкер «Морской фольклор»
Десять крупнейших в истории парусных судов
Парусный спорт в городе Находка
Встреча яхтсменов в бухте Отару
Первое моторное судно пересекает Атлантику
400 миль по окским просторам
1400-мильный рекламный переход лодки «Блегг-480»
Дальнее спортивное плавание по Каспийскому морю
На виндсерфере вокруг мыса Горн


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 13 + 10 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории