Зеркалом, так или иначе показывающим сегодняшнее состояние в той или иной стране малого судостроения, производства лодочных моторов и товаров для отдыха на воде, всегда служит ежегодная бот-шоу. О Токийской бот-шоу и соответственно о японском прогулочно-туристско-рыболовном флоте на страницах "КиЯ" никогда не рассказывалось. Поэтому вполне естественно, что путешествие в эту далекую для нас страну было приурочено к срокам работы этой выставки.
Информация об изображении
Одно из центральных мест занимала экспозиция могущественной империи "Yamaha"
Для начала стоит подчеркнуть, что по числу малых посудин, приходящемуся на душу населения, Япония сегодня никак не входит в тройку мировых призеров, составленную тремя северными странами — Норвегией, Швецией и Финляндией. Но и выглядит не так уж плохо, свидетельствуя о довольно большой насыщенности лодочного рынка.
Одно из центральных мест занимала экспозиция могущественной империи "Yamaha"
Кроме того, в массе своей эти суда более мореходны и надежны, чем плавающие в скандинавских шхерах или в стране тысячи озер. В этом убеждает посетителя и 42-я Токийская бот-шоу.
Токио — один из крупнейших городов мира: здесь только "коренных" жителей 12 млн., а с городами-сателлитами и вообще — даже в голове не укладывается — 30 млн. "человек разумных", скопившихся на сравнительно небольшом участке суши на берегу! От центра города до международного выставочного центра, где распахнула двери интересующая меня водно-моторная тусовка, на быстром и чистеньком метро без малого полторы часа езды. И всего за 5 "долларей"... Японский народ спокойный, не работает локтями при входе в вагон — все в шеренгу, ребята либо сосредоточенно принимают имейлы по сотовым телефонам, либо конкретно спят. Так незаметно и происходит на одной плюшевой лавке единение виртуальности с действительностью.
Шоу на афишах громко названо международным. На деле же даже пресс-релиз, хотя и выдавался в глянцевой папочке, но напечатан был в иероглифовом исполнении, так что иностранцу понять, где и что находится, из красочной схемы выставки было категорически невозможно.
С первого взгляда, конечно же, японское бот-представление разительно отличается от всех известных мне прочих — как европейских, так и североамериканских. Местный водник, естественно, склоняется лишь в морском наклонении, причем плавает он в непростых тихоокеанских широтах. Отсюда вся особая серьезность применяемых материалов, надежность и законченность конструкций, идейная завершенность цели: если это катер, значит, на нем можно и нужно выходить в море, есть спиннинг или сетка, значит, будет рыба. А рыба — это жизнь. Копченую рыбу всех морских сортов можно было купить прямо тут же на бот-шоу и преспокойненько зажевать на борту полюбившегося катера или яхты.
"Океан — драматическое пространство, где тебя ждет совершенно иной мир" — таков девиз бот-шоу, продекларированный Майком Маки, солистом известной группы "Бич Бойз", помогавшим Японской ассоциации водно-моторной индустрии, которая ответственна за данное мероприятие.
Японская экономика вот уже лет десять переживает нелегкие времена. Говорят, что спад виден во всем (я, правда, этого заметить не успел), отразилось данное явление и на интересе к подобным выставкам. По мнению большинства постоянных участников, Токийская бот-шоу становится все менее представительной. Это неслучайно. По данным ассоциации водно-моторной индустрии, экспорт катеров, двигателей, трейлеров и электронного морского оборудования в 2001 г. сократился на 2%, внутреннее потребление усохло и того более — на 14%. На местном рынке количество проданных моторов упало на 20%... Неудивительно, что выручает японскую промышленность экспорт (см. приводимые в справке цифры).
В этом году свои экспозиции представили 153 фирмы. Катеров было показано 127 (своего производства — 83, США — 28), классических яхт — 11 (из них японских — 5), гидроциклов — 26 (Канада — 8, Япония — 3, США — 15). А вот двигатели были представлены довольно широко — 84 модели (Япония — 58, Швеция — 4, Таиланд — 1, США — 21).
Что сразу же бросилось в глаза, так это громадное количество попутно экспонируемых автомобилей. Уж если ты у стенда "Ниссана" (дела у него, кстати сказать, идут совсем неважнецки), то обязательно уткнешься носом в новенький автобус "ELGrand", очень-очень напоминающий аналогичную вариацию от "Фольксвагена". Экспозиция же"Вольво" наглядно познакомит вас и с четырехколесным универсалом "V-70", и с изящным внедорожником "ХС-90".
Практически все выставленные катера рассчитаны на выход в море и оборудованы спиннингами, эхолотами, ящиками для трофеев и приманки, чтобы не оставалось сомнений на тему — для чего, собственно говоря, вся водная феерия предназначена. Принцип американских рыболовов-спортсменов "поймал — отпусти" чужд японскому уху: ведь меню островитянина на 95% состоит из свежедобытых морепродуктов. А утренний сэндвич по-японски — это креветки, умело запрятанные в комочек риса, а сверху обернутые темно-зеленой и немного подвяленной ламинарией. И, несмотря на неблагоприятную экономическую ситуацию, нацеленный на рыбалку достойный товар с разумной ценой уходил "с колес" — например, весь годовой выпуск "ямаховского" рыболовного каютного катера "YF-23" с "глубоким V" для серьезных океанских экзерсисов был распродан за неполные шесть месяцев (около 30 000 долл. со 115-сильным движком).
Информация об изображении
Американские модели в Японии демонстрировались в более подготовленном для выхода в океан
Американские фирмешки выглядели скромно и сгруппировались в одном месте — и куда только делся присущий звездно-полосатым гигантизм? Конечно же, тут только известные имена: "Sea Ray", "Monterey", "Bayliner", "Sea Sport". Чуть поодаль нахохленный "Maxum" и суперэлегантная "Rivera" — это 47-футовая моторная яхта водоизмещением 23 т за 100 млн. иен и совсем уж "экзотик" — 58-футовый 30-тонник за 230 реальных миллионов.
Американские модели в Японии демонстрировались в более подготовленном для выхода в океан
Если хочешь осмотреть выставленные посудины изнутри — пожалуйста, но обязан снять чоботы и обуть кожаные тапочки без задников, ибо чистота, после синтоизма и буддизма, есть главная религиозная догма всех японцев! (Если кто-то бросил на улице бумажку то на 100% будьте уверены, что это был задумчивый иностранец...)
Конечно, непривычно было разглядывать катера с надписью "Toyota" или "Yamaha", но что поделаешь — такова суровая японская реальность (здесь ни кого не удивляет, что совсем далекая от машиностроения рыболовно-велосипедная компания "Shimano" в своих горячих цехах ежеминутно выплевывает что-нибудь для ходовой части "Хонды" или "Мазды").
Информация об изображении
Экспонировала "фирменные" катера и ранее не занимавшаяся судостроением "Toyota"
Забавно смотрелся практически прямоугольный в плане катер-катамаран "Yamaha Cat 21" (6.9х3.3 м). Это исторический экспонат, выпущенный в 1960 г. специально для "пиарного" пробега Токио—Осака. Маршрут был пройден за три дня при средней скорости 25 морск. миль/ч (максимальная — 40).
Экспонировала "фирменные" катера и ранее не занимавшаяся судостроением "Toyota"
В российском бездорожье хорошо зарекомендовали себя "лендкрузеровс-кие" дизеля рабочим объемом 4.2 и 3 л. Вот и тут, на шоу, у кого только на борту я их не видел! Используют их как минимум десяток японских фирм с "Ямахой" во главе! Говорят, что очень уж они надежны. В общем, все смешалось в японском королевстве.
Сразу видно, что все экспонируемое на выставке подчинено рыбалке, яхт очень мало. Практически не видно ничего прогулочно-вальяжного, все — куда ни кинь взгляд — с очень серьезной килеватостью и высотой борта, подруливающими механизмами, обилием поручней и лееров — океан шуток не приемлет! Даже новенькое изделие от "Cabo Yahts" (11.43х3.96 м; двигатель — 440 л.с.) и по отделке, и по оборудованию выглядит куда более серьезно, нежели на далекой североамериканской родине: иначе здесь ничего не продать!
Из гидроцикловой конюшни богаче всех смотрелся стенд "Sea Doo". Может быть от того, что располагался он практически в самом центре выставочного павильона, а может и от присутствия улыбчивого испанского флибустьера — Алваро Маричалара, что полгода назад пересек Атлантику на гидроцикле. Но наиболее броско подавали себя все-таки хлопчики из "Kawasaki", где при полном параде, естественно с длинноногими и напомаженными девочками, крутился на подиуме их сегодняшний флагман — "STX-125" весом 334 кг, затаивший в четырехтактном сердце 1199 кубических см.
Напрочь косила зевак надувная тематика, особенно — ценой. Ну кто, скажите пожалуйста, купит простейшую надув-нушку длиной 3.65 м с абсолютно прямоугольным транцем даже от "Achilles" — за 480 000 иен! А их завод выпускает такие лодки тысячами, имея при этом смежное производство и в Китае.
На вопрос — "А как у вас с РИБами?"— менеджер по продажам устало зевнул: "В Японии этот вид лодок не очень популярен". Еще бы, о чем тут говорить, если их модель "НВ-385" и без мотора стоит... 820 тыс. иен!
Но самое-самое впечатление: Япония — страна двигателей и иже с ними.
Часто ли вам приходилось видеть дизельные подвесники? А тут пожалуйста, подходите к стенду "Yanmar" и пре-спокойненько крутите румпели или снимайте колпаки от движков за 2055 тыс. иен (27 л.с.) или 3000 тыс. иен (36 л.с.). Выглядят они очень громоздко — аккурат с меня ростом, но основные их заказчики, как мне поведали, из военного ведомства, а там свободных рук не меряно. Одним словом, спрос устойчивый. Правда, план по продажам на текущий год в силу различных факторов упал почти на половину — всего 300 штук (годом ранее эта цифра была — 500). Произошли данные моторы от обычнейших дизельных генераторов, чем, собственно говоря, и славится "Yanmar". "Ноги" для них, как ни странно, производятся в содружестве с итальянской фирмой "Selva".
С замиранием сердца подходил я к стенду "Suzuki". Как-никак, а 20-сильный моторчик этой компашки был первой иномаркой, на которой удалось мне порулить несколько месяцев в Заполярье в далеком 1989 г., когда я пребывал в беспечном содружестве рыболовно-охотничьих гидов на Кольском полуострове. За все лето под колпак того мотора никто так ни разу и не влезал, просто не было нужды. А вот для поддержания здоровья шести новеньких тридцатых "Вихрей", которые так же, как и "япошка", молотили по рекам каждый день, нам пришлось содержать штатного механика, ибо ежедневно с нашенскими агрегатами что-то да случалось.
Естественно, на стенде "Suzuki" резал глаз франтовый полноприводной "Grand Vitara" цвета слоновой кости.
— Когда люди только заслышат "Сузу", — громогласно пояснил неожиданно выросший из ниоткуда сотрудник фирмы, — то сразу думают или о мотоциклах, или машинах! У нас лодочные моторы делаются на одном заводе с мотоциклами, от 4 до 15 сил — в Таиланде, остальные — дома! А наши 8-клапанные 4-цилиндровые моторы ("DF 70/60") основаны на 1.3-литровом автомобильном движке.
К сожалению, на этом громком вступлении все его знания о собственной продукции и закончились.
Несмотря на тот очевидный факт, что на многих континентах продвижение четырехтактных двигателей идет очень медленно, а кое-где встречает агрессивно-отрицательный отпор со стороны потребительского рынка (Латинская Америка, Африка, да и сама Япония, по совести, еще четко не определилась — куда направить стопы в стратегическом плане), "Suzuki" первыми среди матерых производителей объявили, что с 1 марта текущего года прекращают продажу двухтактников за исключением 12-килограммовой малютки (2.2 л.с.).
Такому повороту событий в пользу четырехтактного двигателя "сузучники" дают несколько веских объяснений:
- экономичность (на 60% экономичнее соответствующих по мощности двухтактных моделей);
- пониженный уровень шума и мягкость хода; эргономичность;
- по всем показателям это более "дружественные" к окружающей среде моторы;
- более "скоростные"(конкретного объяснения дано не было);
- компактные и легкие (это, видимо, по отношению к четырехтактникам конкурентов);
- с повышенным моторесурсом, более надежны в эксплуатации.
Как верх достижений — внедрения испытанного автомобильно-мотоциклетного сердца под колпак лодочного мотора — на внушительном по размерам стенде демонстрировался новенький 6-цилиндровый монстр в 225 л.с.
— Не знаю, что они без двухтактников будут на рынке делать, — с ехидцей констатировал сопровождавший меня инкогнито Татэо Мацумото с "Ямахи", — а ведь раньше по всему миру продавали до 80 000 моторов в год...
Иное мнение у довольно интересной компании "Тохатсу", существующей 70 лет, из которых 47 лет работает на рынке подвесных моторов, продающихся сегодня в 120 странах. У них 70% — двухтактники, причем 90% продукции идет на экспорт (в Японии реализуется только около 1500 движков под этой маркой). Марка "Тохатсу" известна своей надежностью и наиболее приближенным к народу модельным рядом (в двухтактном семействе нет ничего мощнее 140, а в четырехтактном — 90 лошадей). К тому же, их система прямого впрыска топлива считается наиболее эффективной и экономичной. Хороши у них и весовые показатели. Например, 90-сильный "TLDI" тянет всего на 143 кг, а вот "Mercury ME 90" — 175, "Yamaha F 90" — 168, "Honda BF 90" — 170, "Evinrude Е 90" — 168, а "сузучный" DF в той же силовой группе — на целых 188!
Но, как вы отлично знаете, сегодня уже недостаточно создать прекрасный продукт, надо суметь его удачно продать, а после этого — обслуживать. А вот с этим непременным требованием современного рынка у "Тохатсу" как раз-таки и сложилась хромота на левую ногу.
Думаю, посмотрев на приводимые цифры продаж, вы убедитесь в том, что Япония есть мощнейшая фабрика по производству подвесных моторов с гигантским креном в сторону экспортной составляющей: число двигателей, отправленных за рубеж, в 15 раз больше, чем проданных внутри страны, включая импорт.
Правда, мои "меркурийские" друзья, а встретил я их на токийской шоу немало (в том числе были Джим Хегерт из США и Тео Виггилл из австралийского офиса), уверяли, что их фирма прочно держит здесь, в Японии, не менее 10% рынка подвесных моторов. Но после серьезного знакомства с государством "Yamaha" залить уши корреспонденту из "КиЯ" теперь уж никому не удастся. Хотя стенд "Mercury" и был очень презентабелен, а американские "сейлзмены" — довольно агрессивны в выпадах против островных моторопроизводителей, ясно, что сегодня на здешнем рынке только два противоборствующих тяжеловеса: конечно же, это "Honda" и "Yamaha"! Остальные "головастики" образовали дружественные группочки, где лишь для рынка дистанцируют самостоятельные торговые марки, а на поверку — активно сотрудничают во всех без исключения плоскостях.
Конечно, высказывание о противоборстве "Н" и "Y" справедливо лишь для четырехтактного модельного ряда, где обе компании накопили гигантский опыт в мотоциклетно-автомобильной сфере. И если названия "хондовских" машинок бойко перечислит любой второклассник, то, наверное, мало кому придет на ум, что на автомобили "Ford Taurus SHO" и "Toyota Supra" устанавливаются движки с гигантских производств от "Ямахи".
"Honda" красовалась новой вариацией на 115-сильную тему и 50-сильной "конфеткой", где на румпель выведены не только триммер, но и датчики давления и перегрева двигателя. Официальная презентация данной модели должна произойти лишь этим летом, а до этого представители фирмы категорически отказались приподнять колпак — ни потертый молоткастый паспорт, ни занудные уговоры и призывы к помощи всевышнего не помогли. "Ямаха" же, продающая не одну сотню тысяч разнообразных двигателей в год, своим модельным рядом может запутать любого, даже самого привередливого и дотошного Кулебя-кина. И не захочешь, а купишь: не нравится простой двухтактник, на тебе "HPDI" или высокоскоростной "VMAX". Если владельцу не особо нужны экономика и скоростные показатели четырехтактника, а главное — маневренность и мощность, вот тебе на блюдечке — серия "FT High Thrust". Для желающих побороздить грязные водоемы — серия "Enduro". Ну, а если ты совсем не от мира сего, то в загашнике найдется и керосиновый движок!
Информация об изображении
Один из немногих в экспозиции парусников — гибрид пляжного швертбота и каноэ
На бот-шоу происходило одновременно невероятное количество всякого рода развлекалок и представлений — кто-то зажигательно рассказывал об особенностях новой модели катера, а кто-то демонстрировал мастерство вязания пеньковых канатов или обучал способам ловли тунцов и марлинов на спиннинг... Попробовал прибиться к рыболовным подмастерьям и я, когда сел на имитационный стенд и получил мощнейший морской спиннинг, а на глаза — волшебные очки. И началось! Я воочию видел приближение гигантского марлина в цветном изображении, а когда моя рыбина клюнула, пришлось серьезно поработать мышцами не только рук и спины, но и того, что пониже. Все же, скажу по правде (а на морскую рыбалку я попадаю практически ежегодно), стенд воспроизводил ощущения моряка-рыболова в довольно облегченном варианте.
Один из немногих в экспозиции парусников — гибрид пляжного швертбота и каноэ
В завершение бот-фуршета меня затащили на необычное награждение: при огромном скоплении народа и под продолжительные аплодисменты добродушных японцев организаторы выставки радостно чествовали явного потомка самураев, прошедшего на гидроцикле по Амазонке, победителя юношеских азиатских игр по яхтенному спорту и довольно пожилого сэнсэя, умудрившегося собрать 6000 книг по водно-моторной тематике.
Такое вот сакэ!
В мире цифр
Богатую пищу для размышлений давали распространявшиеся на бот-шоу сводные таблицы, позволявшие судить о структуре производства и продаж за 2001 г.
Лодки
Катера и мотолодки. В Японии было продано4890 моторных судов отечественного производства на сумму 7955 млн. иен. Большая их часть (60%) имеет пластиковые корпуса, из алюминия построено крайне мало судов — всего 33 шт. В это же число вошли и РИБы, и моторные надувные лодки; в сумме — около 38%.
Импорт составил 3613 судов на сумму 3767 млн. иен. Любопытно, что чуть ли не 80% этого числа составили как раз алюминиевые суда.
На экспорт шли только 2265 японских надувных лодок на сумму 246 млн. иен.
Рыболовные суда. Для любителей были предназначены 270 пластиковых специализированных судов (956 млн. иен). Промысловый флот пополнило 1571 пластиковое судно (4816 млн. иен).
Гидроциклы. Как ни странно, продано аппаратов собственного производства 1044 шт. (551 млн. иен), несколько больше было экспортировано — 1271 шт. "стоячих" (468 млн. иен) и гораздо больше (исключительно "сидячих") ввезено — 5444 (4238 млн. иен).
Парусные суда. Яхт построено и продано внутри страны прискорбно мало — всего 201 судно (при этом 200 из пластика) на сумму 545млн. иен. Импорт составил 35 пластиковых яхт, экспорт — 8.
Мелкие лодки. Внутри страны продано 17 427 лодок своего производства (1172 млн. иен) плюс 6943 импортные лодки (1270 млн. иен). Из общего числа реализованных лодок 14 979 значатся как гребные плюс 8943 — как каноэ.
Итого. С учетом 681 коммерческого судна, общее число проданных в Японии малых судов, включая импорт, составило 42 196 единиц (на 32 285 млн. иен).
Моторы
Подвесные моторы. Всего продано за год 23 384 ПМ своего производства (5756 млн. иен) и 3571 импортный мотор (577 млн. иен). Любопытно, что четырехтактные ПМ составили 38% от числа проданных в стране и 40% числа отправленных на экспорт (385 669 на 95 017 млн. иен). Двухтактных ПМ с прямым впрыском у себя продано 349 шт., а экспортировано 10 835. Дизельных ПМ у себя продано 59 шт., на экспорт ушло 299.
Угловые колонки. Проданы 292 установки своего производства (289 из них — с дизелями) и 325 импортных (в том числе 183 дизельные) на общую сумму 891 млн. иен. В другие страны отправлены 669 колонок (все с дизелями) на 570 млн. иен.
Стационарные двигатели. Бензиновых не выпускалось (импортировались 4 двигателя), а вот дизелей произведено 19 243, причем 83% из них пошли на экспорт. Отдельной строкой показаны двигатели для гидроциклов: если для своих производителей выпущено 1884установки, то на экспорт произведено 48 574, т. е. в 25 раз больше (на 10 013 млн. иен).
Итого. В целом японские моторостроители выпустили за год 479 715 двигателей всех типов на общую сумму 133 468 млн. иен. Экспорт 450 824 двигателей дал стране 115 892 млн. иен.