— После откровенно провального выступления российской команды на Олимпийской парусной регате 2000 г. в Сиднее руководство сборной команды испытало некоторую растерянность. Ситуация была безрадостной — пришлось признать неудовлетворительной работу с молодежью и детьми. Само по себе это не стало открытием ни для руководителей команды, ни для рядовых яхтсменов. Еще с советских времен это направление было запущено, в детский парус средств практически никто не вкладывал. К тому же до сих пор жив еще известный чиновничий парадокс: если команда в каком-то виде спорта плохо выступила на Олимпиаде, не заработала медалей, ее надо "наказать", срезав финансирование...
Пока делались оргвыводы и разрабатывалась стратегическая линия на очередной четырехлетний цикл, в ЭШВСМ активно работали в направлении, начатом еще 10 лет назад. После нескольких важных перестановок спортсмены продолжали осваивать новые классы, планомерно выполняя график, разработанный "мозговым центром" школы — тренерским советом во главе с заслуженным тренером России Алексеем Фоминым — на весь предолимпийский период. Поскольку Международный олимпийский комитет совместно с Международной федерацией парусного спорта ограничили общее количество участников Олимпийской парусной регаты до 400, то цена попадания экипажа на Олимпиаду сильно выросла. В 2002 г. олимпийские лицензии уже были частично разыграны — значил; накал борьбы на оставшихся отборочных регатах лишь возрастет. Успех наших яхтсменов в регате "ЕврОлимп" радует но главным отборочным соревнованием станет чемпионат мира в Кадисе в сентябре 2003 г. Там лидеры сборной и должны будут показать все, на что они способны.
А первую олимпийскую лицензию для России принес экипаж Влады Ильенко и Дианы Крутских, уже хорошо известный и в России, и за рубежом. Тренирует их опытный Андрей Ильенко. В 2002 г. девушки стали серебряными призерами чемпионата Европы, заняли 4-е место на чемпионате мира в женском зачете класса "470", завоевав право на участие в Олимпийской регате. Конкуренция в этом классе предстоит весьма жесткая, достаточно вспомнить австралийский экипаж олимпийских чемпионок 2000 г. Очень сильны и гречанки, которым вдобавок будет помогать "родная" вода.
Рулевой мужского экипажа "470" Дмитрий Березкин — чемпион России и Европы. Как он сам говорит, испытан и "медными трубами", и различными бытовыми трудностями. Особенности лодки знает в совершенстве, достиг полного взаимопонимания со своим шкотовым — Михаилом Крутиковым. Подстегивать ребят их тренеру Маргарите Кузнецовой не приходится.
Георгий Шайдуко — наиболее титулованный российский яхтсмен сегодня, двукратный чемпион мира и серебряный призер Олимпийских игр. После исключения любимого "Солинга" из олимпийской программы Георгий спорт не бросил, а "примерился" к крейсерским гонкам. Однако, не найдя удовлетворения, решил перейти на новый-ста-рый олимпийский класс "Звездный", первый счастливый олимпийский класс для нашей страны: именно в нем Тимир Пинегин завоевал первую золотую медаль на Олимпиаде 1960 г. Для Георгия и его шкотового Юрия Фирсова это — новая машина, и они напряженно тренируются на недавно приобретенной школой лодке. Четвертое место на "ЕврОлимпе" — хороший результат в компании именитых яхтсменов (в том числе бывших конкурентов Георгия в классе "Солинг").
Катамараны "Торнадо" смогли удержаться в программе Олимпийской регаты лишь благодаря существенным изменениям правил (в частности, увеличению площади парусов), которые придали гонкам большую зрелищность. Современный "Торнадо" получил в дополнение к старому вооружению асимметричный спинакер и еще одну трапецию (см. "КиЯ" №175), став по-настоящему экстремальной лодкой. Многие и молодые, и опытные яхтсмены, выступавшие на "Лазерах", "Европах", "Солингах", "49er", "Звездниках" поспешили перейти в этот класс, и, как следствие, в нем сильно возросла конкуренция. Наши яхтсмены трижды становились чемпионами мира в "Торнадо", и в России, к счастью, сохранились традиции и тренерские возможности для того, чтобы добиться здесь высоких результатов. Новый российский экипаж был создан в 2001 г.: рулевой — участник двух олимпиад, призер чемпионатов мира Андрей Кирилюк и шкотовый Валерий Ушков, неоднократный чемпион России. Тренирует их Сергей Кузовов.
Весь год ребята осваивались с новым для них сложным аппаратом, пробовали паруса, подбирали рангоут. Первый серьезный результат был показан в 2002 г. — 13-е место из 49 на Йерской регате. Это неплохо, ведь австрийский экипаж Романа Хагары, олимпийского чемпиона, чемпиона мира и Европы, оказался лишь седьмым. Сразу после регаты "ЕврОлимп" экипаж Кирилюк—Ушков "привез" еще одно второе место с проходившей в Кадисе (Испания) "III International Carnival Regatta", где тоже собрались серьезные соперники.
Осенью 2000 г. МОК принял решение о включении в программу Олимпийской парусной регаты 2004 г. в Афинах женского класса "Юнглинг" (см. "КиЯ" №175). Российский парусный спорт быстро отреагировал на это решение. В новый класс перешли опытные и титулованные Татьяна Веселова и Анна Басалкина. Учитывая, что олимпийских традиций в этом классе не было еще ни у кого, тренерский совет школы решил создать свой экипаж, ориентируясь на молодых, но уже проявивших себя спортсменок: рулевая — Екатерина Скудина, шкотовые — Татьяна Ларцева и Екатерина Коваленко. Скудина с Ларцевой были чемпионками мира в классе "Снайп". С этим экипажем начали работать тренеры Борис Будников (неоднократный призер Олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы в классе "Солинг"), Игорь Хорошилов (у которого многие годы занимались Скудина и Ларцева) и Маргарита Кузнецова. Всего через три месяца интенсивной работы фактически "с нуля" девушки заняли 10-е место на чемпионате мира 2002 г. и полностью доминировали на "ЕврОлимпе" 2003 г., где помимо победы Екатерины Скудиной экипаж Татьяны Веселовой стал вторым, а Анны Басалкиной — пятым.
Экипажи, о которых мы рассказали, — сегодня лидеры российского паруса, первые номера сборной команды в своих классах. Однако их подготовкой занимается в основном ЭШВСМ Москвы в соответствии с разработанной здесь же детальнейшей программой, которую пока удается выполнять, несмотря на весьма слабое финансирование со стороны Госкомспорта. Понимая всю сложность ситуации, спортсмены, тем не менее, говорят, что на Олимпиаде в Греции они хотят и могут быть первыми!
О том, как проходит их подготовка, нам рассказала Екатерина Скудина.
— Катя, расскажите о тренировках в Греции, которые вы только что завершили.
— В Греции мы тренировались четыре месяца, там хорошая акватория, мне нравится это место. Правда, напоследок ударили холода, было всего 4°С — это не очень-то приятно. Каждый день приходили со скрюченными от холода руками. Конечно, мы соответственно одеваемся и за три часа интенсивной тренировки не успеваем замерзать. А вот когда вроде как в расслабленном состоянии ждешь гонку — замерзаешь. Иногда приходилось ждать до пяти часов. В гонках ветер был сильный, дуло с заходами, постоянно крутило, приходилось отвечать на каждый заход. Таня Веселова очень хорошо в этом ориентируется, она быстро реагирует на все изменения, Аня Басалкина немного помедленнее. Веселова ходит очень хорошо, она — молодец.
— Какова программа подготовки вашего экипажа на 2003 г.?
— В июне у нас Кильская регата, затем — Варнемюнде и возвращение домой. Потом Предолимпийские игры, и после Греции будет чемпионат мира в Кадисе.
— Вы нацелены на победу, кто разрабатывает вашу гоночную тактику?
— Я определяю ее сама. Мне очень сложно идти на дистанцию, когда тренеры дают установку, она сковывает меня. Все, что говорит тренер, конечно, очень полезно и нужно, но гонку должен определять сам спортсмен — тренер не может все предвидеть. Тренеры дают стратегические указания, если ситуация требует, кого "держать", за кем присматривать... Женщины на дистанции ведут себя в общем так же, как и мужчины, но эмоций у нас, безусловно, больше. Это сказывается на результате гонки. Если удается добиться стабильности — это 80 процентов успеха.
— Как вы перешли на "Юнглинг"?
— Когда переходили, были слезы и даже паника. Больше других оказалась шокирована Катя Коваленко, потому что она только "70-ку" знала, ни в каких других классах не гонялась.
— Как вас воспринимают ваши главные конкуренты?
— В мае-июне прошлого года они увидели, что мы очень сильно прогрессируем — за три месяца доросли до 10-го места на чемпионате мира. Секретов своих, конечно, никто не раскрывает, но дают возможность походить вместе. Это очень интересно и полезно, потому что идет совместный поиск.
— Кто ваши главные конкуренты в мире?
— Думаю, немка Шуман. Робертсон из Великобритании имеет шансы быть первой, в Нидерландах есть довольно сильный экипаж. Еще девчонки с Бермудских островов, они уже взяли лицензию на Олимпиаду.
Несколько вопросов мы задали и рулевому катамарана класса "Торнадо" Андрею Кирилюку, для начала попросив его немного рассказать о себе.
— Я начал заниматься парусным спортом в Никополе у Феликса Михайловича Гйыпа, когда был еще в 5-м классе — ходил на яхтах "Кадет", "Оптимист" и "Луч". Потом переехал в Москву, пришел в "Спартак", армия — служил на Северном флоте. Я попал в Северодвинск, полгода ходил на яле без парусов, занимался греблей. Потом был "Луч", в 1987 г. я выиграл чемпионат Архангельской области на "Лазере". В Таллине на чемпионате Вооруженных сил был третьим, меня заметили и стали вызывать в Москву, в ШВСМ. В 1990 г. перешел на "Голландец", проходил на нем два сезона, параллельно гонялся на "Луче".
С 1992 г. "Лазер" стал для меня основным классом. До 1997 г. на нем выигрывал чемпионат России несколько раз, в конце 1997 г. пересел на "470-й" в качестве рулевого — для "Лазера" у меня не хватало веса. Перспективы не было. Выступал на "470-м" неплохо, но заболел, много пропустил, сезон прокрутился, а в 1999 г. на майской регате Георгий Шайдуко предложил мне быть у него баковым на "Солинге". Он очень сильный гонщик, научил меня тактике, самостоятельности, подходу к делу. От него же узнал многие яхтенные законы, как надо, поэтапно настраивая лодку, добиваться лучшего хода. К Олимпиаде мы подошли с лучшей скоростью в мире, я считаю, были очень хорошо подготовлены — и психологически, и материально. Выступали неплохо, на Европе — вторые, на мире — шестые, но не хватило подготовки, чтобы почувствовать полную уверенность.
— Какова ваша ближайшая программа?
— Сейчас будет серия международных регат, потом возвращаемся на чемпионат России в Анапу, в июне едем на чемпионат Европы в Сардинию. Задача этого года — обязательно попасть в десятку на чемпионате мира, чтобы получить лицензию. Пока "ищем" скорость. Надо быть готовыми еще и технически — ни одной поломки на лодке, отличная физическая подготовка, в гонке знать, где какой ветер, какие течения...
На регате в Кадисе соперники были очень сильные, в результате у нас только второе место. Здесь перед нами стояла задача испытать паруса, мачту. Сейчас мы ищем, выбираем модель для чемпионата мира — нужно найти наилучшее сочетание парус—мачта—спинакер. Попробуем сейчас один комплект парусов, но не факт, что сразу пойдем. Из 10-20 комплектов получается один хороший.
— Что нужно нашей сборной, чтобы завоевать медали на Олимпиаде?
— У нас в России очень мало яхтсменов, фактически нет конкуренции внутри страны. Финансовой поддержки почти никто не имеет, затруднена покупка материальной части. Раньше в Советском Союзе профессиональная подготовка была не только у сборной команды. Зимой тренировались, например, на Кубе, летом где-нибудь в Австралии. У иностранцев этого не было, они считались любителями: зимой работали, летом гонялись. Сейчас все наоборот — они тренируются круглый год, а у нас денег для сборной хватает только на соревнования в Сочи. Мы за зиму бываем 15-20 часов на воде, в Испании, к примеру, за те же деньги на воде можно находиться до 100 часов. А чтобы завоевать медаль, человек должен созреть, набраться опыта — к делу сейчас все относятся профессионально.
Материал подготовил и интервью провел Павел Новоселов, Москва. Фото ЭШВСМ и из личного архива Е.Скудиной.