Основные идеи проекта
При сегодняшней неопределенности с обмером и классификацией крейсерских яхт на просторах СНГ яхтсмены, строители и конструкторы находятся в некоторой растерянности, большинство же просто выжидает. Старение флота существующих яхт вкупе с отсутствием внятной стратегии развития национальных классов и правил обмера ставит яхтсменов в тупик — неясно, что следует покупать или строить: отсутствует ясная перспектива и пугает возможность остаться "не у дел" с готовым корпусом...
Мировой опыт свидетельствует, что все попытки "уравнивания шансов" и создания гандикапных систем для крейсерско-гоночных яхт оказываются не слишком удачными. Навряд ли "абсолютно справедливый обмер" вообще достижим на практике.
В то же время яхтсмены-крейсерщики, безусловно, должны встречаться на гоночных дистанциях. К сожалению, даже в мировой практике политика официальных "парусных властей" зачастую не содействует демократизации и массовости парусного спорта, а направлена на защиту интересов конкретных производителей. Поэтому многие яхтсмены и особенно судостроители-любители зачастую "выпадают" из гоночного процесса. Возможно, им стоит взять инициативу в свои руки и самим предложить "правила игры"...
Одним из выходов и очень перспективным направлением может стать культивирование свободных ("open" -дословно открытый) классов яхт — таких, как предлагаемый "Т800". К преимуществам свободных классов можно отнести отсутствие всяких формул и простоту обмера, проведение гонок без гандикапа, широчайшие возможности для совершенствования материальной части, достаточно долгую спортивную жизнь судов и т.д. Следует заметить, что в последние годы в мире наблюдается поистине второе рождение свободных классов — от "International 14" до современных "Mini 6.5" и "Open 60".
Яхта класса "Т800" видится как небольшое и сравнительно недорогое, но довольно быстроходное комфортабельное судно на четырех человек, пригодное для перевозки на трейлере за автомобилем к месту отдыха или соревнований. Планировка каюты должна обеспечить хорошую обитаемость. В зависимости от акватории и пристрастий владельца это могут быть швертботы, компромиссы или яхты с подъемным бульбкилем. "Т800" может иметь водяной либо твердый балласт, различные типы обводов, парусного вооружения и т.д. К яхте должны предъявляться разумные требования по безопасности и оборудованию. Немаловажно, что класс будет наилучшим образом приспособлен к нашим условиям. Но главное в том, что статус "свободного класса" оставляет пространство для развития судов, технического творчества яхтсменов, конструкторов и судостроителей-любителей.
При разработке проекта Правил авторы во многом ориентировались на уже существующие и пользующиеся спросом яхты и возможности самостоятельной постройки. С учетом этого в Правила введен ряд допущений упрощающего характера, которые, тем не менее, не должны ухудшить ходовые качества и привлекательность лодки.
Основные положения Правил
Предусмотрены два дивизиона — круизный и гоночный. Длина корпуса не должна превышать 8.0 м, ширина — 2.50 м, осадка — 2.00 м, минимальный вес — 1200 кг для круизного и 1000 кг для гоночного вариантов. Существенным требованием является возможность уменьшения осадки до 0.7 м для перевозки на трейлере. Введены ограничения минимального надводного борта. Площадь парусности не нормируется, но лимитированы габариты рангоута. Обводы корпуса, количество и форма килей, швертов, рулей и т.д не ограничены.
Планировка круизного варианта яхты: четыре спальных места, камбуз с плитой и мойкой, гальюн. Высота в каюте — не менее 1.50 м на площади не менее 0.75 м2 при ее длине не менее 1.50 м и ширине не менее 0.3 м. Для гоночного варианта высота — не менее 1.30 м на площади 0.6 м2 при ее длине 1.30 м.
Правилами нормируется способность к самоспрямлению: при крене 90° яхта должна самостоятельно восстанавливаться с грузом 15 кг на топе мачты.
Запрещены наклоняемые кили и мачты, любой перемещаемый балласт, трапеции и применение некоторых дорогостоящих материалов. Разработаны также требования к оборудованию и снабжению. По авторскому замыслу, "Т800" должен заполнить нишу стремительно стареющих "четверть-" и "полутонников".
На приводимых иллюстрациях представлены некоторые наши проекты яхт класса "Т800".
В заключение хотелось бы сразу ответить на ряд возможных вопросов:
— Почему мы назвали этот класс яхт Т800?
— Прежде всего потому, что он трейлер-ный и его длина ограничена 800 см (что требуется для перевозки яхты за легковым автомобилем). И, наконец, что особенно приятно, в названии налицо некая преемственность со старыми советскими "тэшками" (которые, кстати, тоже являлись свободным классом).
— Каков реальный флот "Т800"?
— С учетом уже построенных и еще строящихся яхт флот" Т800" в России к наступающему сезону составит более 30 лодок.
—Почему ограничен минимальный вес яхты?
— Во-первых, чтобы как-то уровнять шансы фанерных яхт любительской постройки с формованными "сэндвичами". Во-вторых, чтобы обеспечить достаточную прочность и долговечность яхт.
— Почему площадь парусности не ограничена?
— Парусность все равно придется ограничить из конструктивных соображений, ведь высота мачты, длина гика и бушприта лимитированы. Кроме того, на практике способность к несению парусов определяется остойчивостью яхты.
— Во сколько может обойтись лодка класса "Т800" при самостоятельной постройке?
— Это зависит от региона. Реально, минимальная стоимость деревянного варианта составит около 3000 долл. США в зависимости от качества материалов и комплектующих.
Надеемся, что появление ‘Т800" будет содействовать развитию парусного спорта и яхтостроения в странах СНГ. Приглашаем яхтсменов, судостроителей, конструкторов яхт к творческому сотрудничеству. Думается, что общими усилиями удастся создать действительно "народный класс", позволяющий строить и совершенствовать яхты нового поколения.