Листая страницы отчетов о плаваниях нашей яхты Л6 «Сириус», лишний раз убеждаешься, что служила она нам семь навигаций верой и правдой. За этот период на ней пройдено 15000 миль по Балтике в самую различную погоду — от штиля до 11-балльного шторма. Яхта нас не подвела ни разу.
Почти на каждый переход численность экипажа менялась. В первом плавании до Гдыни на яхте шло семь человек — надо сказать, далеко не лучший вариант. Переход до Варнемюнде мы совершили со штатным экипажем — шесть человек. Затем ходили впятером, вчетвером и, наконец, последнее плавание от Ленинграда до Балтийска и Риги совершили втроем. Выяснилось, что с «шестеркой» в дальнем плавании без лишних забот справляются четыре человека, а размеры и внутренняя планировка судна позволяют, хотя и с трудом, разместить для них необходимые припасы (исключая воду) на целый месяц.
Теперь мы твердо знаем, что средняя скорость плавания составляет 4 узла, а если погода портится, надо наглухо рифиться и ставить рейковый стаксель. Лавировать будет очень трудно, но непогоду можно переждать и даже продвинуться по генеральному курсу. Так круто и вместе с тем ходко под гротом и генуэзским стакселем у нас не ходила ни одна крейсерская яхта. «Шестерка» лавирует и под одним генуэзским стакселем и выдерживает непогоду в 11 баллов (в худшие передряги мы просто не попадали).
Не было оснований жаловаться и на мореходные качества «Сириуса», на прочность его корпусных конструкций. И все же наш экипаж изменил «шестерке» и в конце навигации 1970 г. сменил ее на «однотонник».
Основной причиной, по которой мы пересели на другую яхту, было то, что Л6, спроектированная с учетом «Правил классификации, постройки и обмера спортивных парусных судов СССР», имеет довольно легкую конструкцию корпуса в сочетании с максимально возможной парусностью. Как крейсер «шестерка» с самого начала была обречена на плавание во внутренних морях с небольшим (50—70 миль) удалением от берега и незначительной автономностью (7 суток) при штатной численности экипажа в шесть человек.
Перед нами судовое свидетельство «Сириуса», где указано, что судну разрешается плавание в районе Балтийского моря при волне 5 баллов и ветре 6 баллов. Скажем прямо, ограничения жесткие, со значительным коэффициентом перестраховки. Но это официальное заключение комиссии, и против него бессильны не только мы.
Конструкторы верфи постоянно работают над улучшением не только обитаемости яхты, но и ее мореходных качеств. Появился проект «шестерки» с повышенным надводным бортом. Дает ли это возможность расширить район плавания или же яхта по-прежнему останется судном для внутренних морей с ограниченной балльностью — решать технической комиссии. Во всяком случае, конструкторская мысль на правильном пути. В недалеком будущем многие наши яхтсмены захотят испытать свои силы в борьбе с океаном, и им понадобятся подходящие для этого суда отечественного производства.
Какими же качествами должны обладать такие суда, чтобы удовлетворять требованиям, предъявляемым ко «всепогодной океанской спортивной яхте»?
Очевидно, прежде всего, неограниченной мореходностью, автономностью на месяц, должны быть достаточно насыщены радионавигационными приборами и спасательными средствами.
«Однотонник» — яхта международного класса, спроектированная на Таллинской судоверфи в соответствии с правилами английского Ллойда для постройки и классификации деревянных яхт, — в значительной степени отвечает этим требованиям. Благодаря более толстой, чем у «шестерок», обшивке, усиленному набору и прочной палубе, судно имеет неограниченный район плавания. Высокобортный и широкий (на 200 мм выше и шире «шестерки») корпус имеет больший полезный объем для размещения запасов и снабжения, позволяет обеспечить необходимый комфорт на длительное плавание.
Но и эта яхта потребовала основательной доработки и более полного оснащения, прежде чем было дано разрешение на выход за пределы Балтийского моря. На «Сатурне» появились дополнительные баки для воды и бензина, генератор для зарядки аккумуляторных батарей, тузик, лаг, радиостанция и антенна, радиолокационный отражатель, радиопеленгатор, дополнительные спасательные средства (плот, страховочные пояса, светящийся буй, дымовые шашки). Пришлось провести большую работу по обеспечению безопасности плавания и улучшению обитаемости, включая установку гальюна.
Все это оборудование требует дополнительного водоизмещения и объема корпуса, которые не так просто найти в проекте яхты класса Л6.