Что вызывает побурение нигрола в редукторе? При этом явных следов воды в смазке нет. Как улучшить запуск мотора «Вихрь» при температуре воздуха до — 7°?
Бурый цвет нигрола говорит о его низком качестве и о наличии в редукторе воды. Такую смазку надо обязательно заменить.
Определить, попала ли в смазку вода можно следующим образом. Отлейте часть масла в чистую и сухую пробирку, насыпьте туда кристаллы марганцевокислого калия и хорошо взболтайте. Если в пробирке есть вода, то кристаллы превратятся в красные точки или даже будут оставлять следы в виде красных полос.
В условиях пониженной температуры запуск мотора можно улучшить применением бензина А-72.
Существует мнение, что можно увеличить мощность мотора «Вихрь», расточив цилиндры примерно до ∅72 мм. Если эта операция имеет смысл, то какие узлы и детали двигателя будут нуждаться в переделке?
При увеличении диаметра цилиндров необходимо изменить объем камеры сгорания, а также угол и форму продувочных каналов. Без этих сложных операции, требующих очень высокой квалификации исполнителя, получить прирост мощности с помощью расточки цилиндров невозможно.
Известно, что лодку под «Вихрем» сильно уводит влево. В 20 номере приводилось несколько способов устранения этого недостатка. Хотелось бы узнать мнение конструкторов мотора.
По результатам серии стендовых и ходовых испытаний можно рекомендовать следующий способ «выравнивания» хода лодки под «Вихрем», не требующий специального инструмента. Нужно переделать выхлопной патрубок на корпусе редуктора.
Выверните резьбовую пробку К (см. эскиз) и отрежьте ножовкой патрубок на расстоянии 25 мм от его торца вместе с расположенной внутри него трубкой подвода воды к помпе, сделанной из нержавеющей стали. Внутри этой трубки нарежьте резьбу М 9Х1,25 под пробку К на глубину 9 мм.
С помощью сверла увеличьте диаметр отверстии для забора воды на укороченном патрубке с 3 до 4 мм и самым тщательным образом зачистите и удалите все заусенцы внутри трубки подвода воды к помпе (иначе оставшаяся стружка попадет в помпу и может вывести из строя резиновую крыльчатку). В трубку нужно ввернуть резьбовую пробку К и закернить ее по торцу в трех точках.
Данный способ — единственный, который не нарушает режима работы мотора.
В номере 17 для мотора «Вихрь» рекомендуются свечи А-7,5 УС. Но в описании моего мотора говорится только о свечах СИ-12, (14-7RZ), а в новых описаниях, кроме того, о свечах А-15С. Как все это согласовать? Какие свеча все же предпочтительнее?
Заводом-изготовителем для нормальной работы мотора «Вихрь» рекомендуются свечи СИ-12, СИ-12А, PAL-7(14—7RZ). Никакие другие свечи не обеспечивают надежной работы и требуемой мощности.
Какова нормальная величина торцевого зазора между кольцом и канавкой поршня у мотора «Вихрь»? Дело в том, что на моем моторе после одного сезона эксплуатации этот зазор составляет ~0,25 мм для всех четырех колец, т. е., как мне кажется, в несколько раз больше чем нужно.
Можно ли эксплуатировать «Вихрь» на бензине А-76, если соответственно отрегулировать опережение зажигания?
Поршневые кольца мотора «Вихрь» имеют толщину 2—0,02 мм, а ширина канавок под них в поршне составляет 2,26+0,02 мм. Таким образом, величина торцевого зазора может доходить до 0.3 мм. Эксплуатировать мотор рекомендуется только на бензинах и маслах, указанных в инструкции.
В редукторе моего мотора появляется вода и уменьшается количество нигрола. Несколько раз я отмечал наличие нигрола в отверстиях водозаборника. Думаю, что износился сальник 2. 215-000, который находится под водопомпой. Если это так, то как правильно поставить новый сальник?
Действительно, наличие воды в редукторе и нигрола в отверстиях водозаборной трубки корпуса редуктора свидетельствует о большом износе меднографитовой втулки 2.205—001 и расположенного над пей сальника 2.215—000.
При замене сальника полость между ним и медно-графитовой втулкой следует заполнить смазкой ЦИАТИМ-201 или 221. Другие виды смазок не обеспечивают надежности работы узла из-за низких температур плавления.
Как правильно установить сальник 2.215—000 в корпус редуктора, показано на рисунке.
В походы мы берем с собой телевизор «Электроника КЛ-100», который работает от аккумулятора 6СТ-54. Как заряжать аккумулятор от мотора «Москва-М»? Приспособить ли к маховику генератор или же обеспечить отбор энергии от магнето, как это сделано на «Ветерке» («Сигнальный фонарь», №26, 1970 г.)?
Установка на лодочный мотор генератора с приводом от маховика — сложная и трудная работа. Гораздо проще для подзарядки батареи использовать ток первичной обмотки магнето МЛ-10—2с.
Несколько вариантов схем отбора мощности от первичной обмотки магнето с использованием диодов рассмотрено в статье А. В. Баринова «Система освещения от подвесного мотора» в седьмом выпуске сборника за 1966 г.
Можно ли на мотор «Москва» поставить вместо магнето дина-стартер от грузового мотороллера «Тула-200» для улучшения зажигания и запуска мотора?
Описание установки династартера с мотороллера «Тула-200» на лодочный мотор «Москва» помещено во втором сборнике за 1964 г. (Киселев И. Г., «Стартер-генератор для подвесного мотора «Москва»).
Можно ли довести мощность двигателя «Ветерок-12» до 14 — 16 л. с.? Какие существуют способы форсировки, на сколько надо срезать головку блока цилиндров, какие свечи лучше применять при работе мотора на максимальных оборотах?
Увеличение мощности мотора «Ветерок-12» до 14—16 л. с. можно рекомендовать только для спортивных соревнований. Нужно будет значительно повысить степень сжатия, установить другой карбюратор с большим диаметром диффузора и специальные высококалильные свечи, применять только высокооктановое топливо.
Такая форсировка резко сокращает срок службы двигателя и при эксплуатации моторов на прогулочных лодках заводом-изготовителем не рекомендуется.
Скорее всего, мотор на вашем судне (как и на большинстве прогулочных лодок) не развивает расчетного числа оборотов и, следовательно, расчетной мощности. Этот недостаток можно устранить, подобрав оптимальный для вашей лодки гребной винт.
Рассчитывая повысить на 2—3 л. с. мощность 10-сильной «Москвы», я проделал следующую работу. В блоке цилиндра поставил гильзы большего диаметра. Установил поршни, пальцы и кольца от мотора «Ветерок-12» (у «Москвы» диаметр поршня 55,2 мм, у «Ветерка-12» — 60 мм). Увеличил объем камеры сгорания — между блоком цилиндров и головкой поставил дюралевую прокладку толщиной 7 мм. В карбюраторе увеличил на 0,3 мм отверстия основного и компенсационного жиклеров. Однако мощность не только не увеличилась, но даже упала. Какие причины не позволяют получить требуемую мощность?
При увеличении диаметра цилиндра 10-силыюй «Москвы» с 55 мм (рабочий объем 250 см3) до 60 мм (рабочий объем 290 см3) расчетная мощность составит 11,6 л. с.
Установка толстой прокладки между блоком цилиндров и головкой привела к значительному уменьшению степени сжатия и, соответственно, к падению мощности.
Объем камеры сгорания, который можно определить заливкой масла через свечное отверстие при положении поршня в верхней мертвой точке, для диаметра цилиндра 60 мм должен быть в пределах 12,5—12,8 см3.
Снижение мощности «Москвы» при установке поршня с «Ветерка-12» может произойти также из-за несоответствия формы дефлектора поршня и камеры сгорания — для обеспечения качественной продувки конфигурация этих элементов строго согласовывается. Кроме того, при увеличении диаметра Цилиндра может возникнуть необходимость расширить проходное сечение впускных окон в клапанной перегородке.
Как подключить кнопку «Стоп» на моторе «Москва-М»?
Кнопку «Стоп» для замыкания первичной обмотки катушек зажигания «Москвы» нужно подключать следующим образом: подсоединить два провода под винты, которыми крепятся выводы первичных обмоток трансформаторов к конденсаторам, и соединить подвижный контакт кнопки с массой.
В №20 сборника за 1969 г. Р. В. Страшкевич пишет: «...сухое трение увеличивает истирание подушки прерывателя, зазор в прерывателях уменьшается, зажигание становится слишком ранним...».
А Е. И. Фишбейн в №27 за 1970 г. рекомендует «...установить минимальный зазор в контактах прерывателя магнето — 0,35—0,4 (большой зазор увеличивает угол опережения зажигания)...».
Высказывания обоих авторов о влиянии зазора в контактах прерывателя на опережение зажигания кажутся мне противоречивыми. Прошу ответить, как в действительности влияют зазоры в прерывателях и электродах свечи на угол опережения зажигания.
Упомянутые утверждения на самом деле не содержат ничего противоречивого.
Величина зазора между контактами прерывателя определяется положением неподвижного контакта, которое регулируется прижимным винтом. Положение подвижного контакта обусловлено профилем кулачка и подушечки рычажка прерывателя.
Чем больше зазор между контактами, тем ближе к центру кулачка будет находиться подушечка рычажка при замыкании контактов и тем раньше она начнет соприкасаться с набегающим на нее выступом кулачка. Следовательно, увеличение зазора между контактами прерывателя увеличивает угол опережения зажигания, и наоборот. Изменение зазора на 0,1—0,2 мм приводит к изменению угла опережения па 2—4°.
В случае износа подушечки рычажка прерывателя (о чем говорится в статье Р. В. Страшкевича) рычажок поворачивается навстречу набегающему кулачку, зазор А в контактах прерывателя уменьшается (см. эскиз), а угол опережения зажигания увеличивается.
Как влияют зазоры в прерывателях и электродах свечей на работу двигателя?
При замкнутых контактах прерывателя цепь магнето замкнута, и в ней создается э. д. с. высокого напряжения. Для возбуждения э. д. с. высокого напряжения во вторичной обмотке необходимо разомкнуть первичную цепь при достижении в ней максимального тока. Так что для работы магнето имеет значение не величина зазора в контактах прерывателя, а момент разрыва цепи первичной обмотки.
При увеличении зазора между электродами свечи возрастает пробивное напряжение искрового промежутка, что обеспечивает более надежное воспламенение рабочей смеси, особенно обедненной. С уменьшением зазора возрастает опасность забивания его нагаром, что приводит к перебоям в зажигании.
Оптимальный зазор между электродами свечи составляет 0,6—0,7 мм. Если двигатель запускается с трудом, рекомендуется уменьшить зазоры до 0,4—0,5 мм. Для улучшения воспламенения бедной смеси зазор можно увеличить до 0,8—1,0 мм, но при этом искра должна быть достаточно сильной, чтобы пробить этот промежуток.
Когда я включаю, согласно инструкции, при минимальных оборотах ход на своем «Прибое», мотор глохнет. Если несколько повысить обороты, то включение сопровождается сильным ударом в муфте, в результате чего (после нескольких включений) срезается шпонка и сильно разрабатываются пазы во втулке винта. В чем причина этого явления?
Наиболее вероятная причина указанного дефекта — плохо отрегулированный карбюратор н нарушение механической связи дроссельной заслонки с опережением зажигания. По-видимому, сначала увеличивается угол опережения зажигания, а затем уже открывается заслонка, в то время как для обеспечения плавного включения нужно, чтобы эти два процесса происходили практически одновременно.
Подобное явление может наблюдаться и при плохо работающей свече.