В инструкции к мотору «Луч-18» сказано, что мощность двигателя уменьшится, если его эксплуатировать без глушителя. При монтаже «Луча-18» на лодку мне пришлось укоротить выхлопную трубу глушителя на 20 мм. Может ли это повлиять на работу мотора?
Можно ли увеличить геометрическую степень сжатия «Луча-18» до 8, чтобы повысить его мощность? В описании мотора «Привет» в №21 сборника сказано, что детонация не наблюдалась даже при степени сжатия 9.
Глушитель к «Лучу-18» настроен с учетом волновых явлении в выпускной системе двигателя, который без глушителя развивает мощность на 1,5—2 л. с. меньше номинальной, причем часовой расход топлива увеличивается на 10—15% (эта конструкция подробно описана в №16 за 1968 г.). Это нужно учитывать при замене глушителя выхлопной трубой или установке глушителя другой конструкции. Укорочение выхлопной трубы всего на 20 мм не окажет существенного влияния на работу мотора.
Степень сжатия в карбюраторных двигателях ограничивается величиной, при которой возникает явление детонации, и определяется целым рядом факторов: сортом применяемого топлива, скоростью движения поршня двигателя, режимом нагрузки, формой камеры сгорания. Высокооборотные двигатели имеют более высокую степень сжатия, так как повышение температуры в камере сгорания частично компенсируется уменьшением времени соприкосновения горячих газов с поршнем, головкой цилиндра и т. д. Наличие дефлектора на поршне (как у «Луча-18») увеличивает поверхность его головки, а следовательно, и массу нагреваемого металла, усиливает предпламенные процессы в рабочей смеси и повышает вероятность появления детонации. Передняя поверхность дефлектора, перпендикулярная потоку рабочей смеси, быстро обрастает слоем нагара, который препятствует охлаждению поршня смесью.
Из изложенного ясно, что при работе на одинаковом сорте бензина и в одинаковом режиме эксплуатации мотор «Привет» может иметь более высокую степень сжатия, чем «Луч-18», так как число оборотов коленчатого вала у «Привета» значительно выше. Кроме того, при кривошипно-камерной возвратно-петлевой схеме продувки, примененной на «Привете», поршень не имеет дефлектора
Повышать геометрическую степень сжатия двигателя «Луч-18» до 8 не рекомендую, так как это приведет к увеличению температурной напряженности деталей, образующих камеру сгорания, в первую очередь поршня, появлению детонации, быстрому износу кривошипно-шатунного механизма, а в некоторых случаях и к пригоранию головки поршня.
Почему в редукторе мотора «СМ-557Л» применяется автол, а не нигрол? Ведь применение нигрола должно уменьшить шум и износ шестерен редуктора. Можно ли применять нигрол или дизельное масло в форсированном моторе?
При выборе смазки для зубчатых передач учитываются действующие на зубья нагрузки, окружные скорости колес, рабочая температура масла в редукторе, состояние поверхностей зубьев, а также состояние смазки подшипников редуктора. С увеличением вязкости масла улучшается его способность защищать поверхность зубьев от всех видов износа, улучшаются демпфирующие свойства смазки, уменьшаются ее утечки через уплотнения, а следовательно, увеличивается срок работы редуктора и несколько снижается шумность. Однако применение высоковязких масел увеличивает потери мощности на взбалтывание смазки, а также на выдавливание масла из зазоров между зубьями. Масло с очень большой вязкостью может привести к преждевременному износу редуктора.
Целесообразность применения масла АКЗп-10 ГОСТ 1862—60 для редукторов моторов «СМ-557Л» и «СМ-500В» («Луч-18-р») подтверждена неоднократными испытаниями и опытом эксплуатации. В теплое время для редукторов можно применять авиационные масла МС-14, МС-20, масло Дп-14 ГОСТ 5304 54.
Дизельные масла Д-11 и Дп-11 не имеют заметных преимуществ перед маслом АКЗп-10.
Применять трансмиссионное автотракторное масло (нигрол) ГОСТ 542—50 нежелательно, так как оно содержит много смолистых веществ.
Указанные рекомендации относятся только к выбору масла для редукторов. Для двигателей «СМ-557Л» и «СМ-500В» масло лучше подбирать в соответствии с рекомендациями, помещенными в сборнике №17 за 1969 г.
Прошу разъяснить, при каком положении поршня относительно верхней мертвой тонки должны размыкаться контакты прерывателя магнето в моторах «СМ-557» и «Луч-18»?
При установке зажигания разрыв контактов прерывателя магнето на моторах «СМ-557Л» и «Луч-18» должен начинаться при положении поршня за 1,2—1,4 мм до его верхней мертвой точки. Во время работы двигателя угол опережения зажигания устанавливается автоматическим центробежным регулятором.
Проверить, правильно ли выбран угол опережения, можно на ходу лодки. Для этого необходимо ослабить две гайки крепления магнето к кронштейну, дать двигателю эксплуатационные обороты, ослабить третью гайку и провернуть корпус магнето в обе стороны. Если двигатель вдруг увеличил обороты, надо продолжать вращать магнето в том же направлении, пока обороты не стабилизируются. Если же обороты не увеличиваются, значит, зажигание установлено правильно.