Место для платяного шкафа
Следуя классической схеме, большинство судостроителей-любителей располагает у самого входа в каюту справа — шкафчик для верхней одежды, слева — камбуз или столик с ящиками.
У нас на Дону, да и на некоторых других реках, преобладают водоизмещающие катера длиной по палубе 5—7 м. Каюта со шкафчиком у входа превращается на таком судне в тесную клетку с узким коридором. Гораздо лучше, учитывая минимальный объем каюты, «раскрыть» вход, оставив по бокам от него только столики.
Где же тогда разместить шкафчик для одежды? Лучше всего — в носовом отсеке, в районе форпика. Для такого носового шкафчика будет удобна выдвижная вешалка. Состоит она из пары трубок диаметром 15—20 мм. Одна из них 1 при помощи планок 4 неподвижно закрепляется к бимсам вдоль катера, вторая 2, на которую подвешивают «плечики» 3, свободно скользит на планках 5 по трубке 1 и выдвигается вместе с одеждой.
Вместо дверей можно повесить на кольцах занавеску 6 из декоративной ткани. Это оживит интерьер каюты и улучшит вентиляцию носового отсека. Все работы по оборудованию шкафчика сводятся к сооружению выдвижной вешалки.
Откидные шкафчики на переборке
Для размещения посуды, камбузной утвари, хлеба, расходного запаса круп, баночек с чаем и т. п. полезно сделать откидные шкафчики на кормовой переборке каюты непосредственно у входа. По глубине они должны быть такими, чтобы на полках умещалась поллитровая стеклянная банка, т. е. 100 мм.
Шкафчики делаются из фанеры, зашиваются только снаружи и подвешиваются на вертикальных петлях.
Спинка сиденья
На небольших катерах и яхтах продольные банки (койки, рундуки) в каюте очень неудобны для сидения: мешает комингс рубки, нет хорошей опоры для спины.
Устроив откидную спинку, как показано на эскизе, можно не только повысить комфорт, но и получить дополнительный объем между бортом и спинкой для размещения носильных вещей, белья и даже постели.
Вентиляция каюты
Самым эффективным вариантом вентилятора на катере (если он не рассчитан на выход в водоемы с большей волной) является откидной иллюминатор на всю площадь лобовой стенки рубки.
Открывать его рекомендуется внутрь каюты, иначе он будет мешать работе на палубе. Створка должна иметь фиксатор, позволяющий регулировать угол установки иллюминатора.
Рундуки в кокпите
Крышки рундуков в кокпите обычно открываются вверх. Чтобы при этом скатывающаяся с них вода не попадала внутрь рундука, рекомендуется применять длинные петли рояльного типа, а изнутри делать желобок из полосы оцинкованного железа или дюраля с уклоном для свободного слива воды в кокпит.
Замок для рундуков
Для запирания длинных крышек рундуков в кокпите рекомендую простое устройство, состоящее из шкворня 1 — стальная полоса 3X20 или стержень диаметром 7 мм — и скоб, закрепленных изнутри на крышке 3 и стенке рундука 2 (по такому же принципу запирается, например, замок готовальни). Задвигается шкворень из каюты.
Раздвижные дверцы
Из всех конструкций дверей на входе в каюту из кокпита наиболее удобны раздвигающиеся Такие двери не создают обычных неудобств, не занимают места. Вход в каюту должен иметь ширину не менее 0,5 м, лучше — 0,55 м.
Термос из ящика
Выбираете наиболее ходовую кастрюлю и по ней делаете ящик с учетом толщины слоя изоляции. Наиболее доступный вариант термоизоляции — стекловата. Пакет стекловаты толщиной 50—100 мм обшейте материей в виде матрасика. Неплохо стороны, обращенные к кастрюле, сделать из клеенки, либо вставить внутрь другой ящик, сделанный из тонкого пластика.
Подобный термос может быть использован и для доварки — «распаривания» каш и других блюд.
Слани в каюте
Слани (пайолы) практичнее всего делать сплошными из 6—8-миллиметровой фанеры. Можно использовать обычную строительную фанеру, хорошо пропитав ее за два раза горячей натуральной олифой и обратив внимание на защиту торцов.
Решетчатые и реечные слани приходится покрывать линолеумом или резиновым ковриком.