Требования к шкотовому на «Голландце» предъявляются немалые: кроме высокого роста и соответствующего веса, он должен обладать достаточной силой, чтобы справляться со стакселем площадью 8 м2. В тихую погоду лишний вес, конечно, мешает, но зато дает неоспоримые преимущества в сильный ветер, особенно при лавировке длинными галсами и глиссировании. При шквалистых же ветрах переменного направления особое значение приобретают ловкость и подвижность.
Все дельные вещи, и в первую очередь приспособления для откренивания, нужно подогнать в соответствии с ростом и навыками экипажа. Пояс трапеции должен быть сшит из прочной ткани и плотно облегать бедра, а шнуровка располагаться на переднем клапане пояса, так как на боку она врезается в тело. Перед гонкой шнуровку следует надежно завязать, а куртку, свитер и другую верхнюю одежду заправить в пояс.
К поясу на металлической пластинке жестко крепится прочный крюк, позволяющий одной рукой зацепляться и отцепляться от троса трапеции (рис. 1). Не следует применять защелкивающиеся карабины, так как в решающий момент они часто отказывают.
Трапецию нужно оборудовать ручкой, за которую можно держаться, не зацепляя крюк за пояс (рис. 2, а), что позволит шкотовому быстрее выходить на трапецию.
Чтобы иметь возможность на глиссировании перемещаться в корму, рекомендую оснастить трапецию удлинителем размером 25—30 см (рис. 2, а, б, в), лучше жестким, с кольцами на обоих концах — это позволит цепляться за крюк трапеции на различной высоте. При наличии самостопорящихся блоков стоит сделать трапецию регулируемой длины (рис. 2, г), более эффективную в меняющихся условиях гонки. А вообще начинающий шкотовый должен знать, что хотя на короткой трапеции легче работать, выигрывать с ней труднее.
Чтобы трапеция не закручивалась вокруг ванты, следует отнести ее на 10 см в корму и в районе краспиц дополнительно оттянуть резинкой к мачте.
Шкотовый на трапеции располагается параллельно палубе. Если же тело составляет с поверхностью воды угол около 45° (излюбленное положение новичков), то применение трапеции не имеет смысла. Более того, при таком положении шкотовый в случае резкого увеличения крена может упасть на грот и опрокинуть лодку.
Палуба в районе трапеции должна быть свободна от всяких выступающих дельных вещей. Буртик в корме, начиная от вант, лучше сделать шероховатым, с вырезами для ступней, а около блока стаксель-шкота установить петлю. Палубу и буртик в радиусе действий шкотового полезно покрыть краской с абразивной пылью или мелким песком.
Для ускорения поворотов в сильный ветер советую вместо стаксельной лебедки установить стопорные блоки стаксель-шкотов. Кожаные перчатки с обрезанными пальцами защитят кожу на руках от повреждений и сделают хватку более надежной. Обувь должна обеспечивать хорошее сцепление с бортом и плотно сидеть на ноге — на швертботе нужно носить кеды на номер меньше, чем на берегу.
Пока шкотовый висит на трапеции, рулевой обслуживает шверт-тали и ползун гика-шкотов, которые нужно вывести поближе к нему.
На трапецию лучше выходить в следующем порядке. Зацепив крюк за трапецию, шкотовый вывешивается за борт так, чтобы трапеция натянулась, подбирает под себя ногу, ту, что ближе к форштевню, ставит ее на буртик, выталкивается, при необходимости помогая себе руками, и одновременно подтягивает вторую ногу к буртику, затем распрямляет обе ноги (рис. 3). Пользоваться ремнями при выходе на трапецию необязательно, а при поворотах в сильный и средний ветер просто не нужно.
Нельзя присаживаться на борту на корточки, цепляться за трос, а потом вываливаться на трапецию, как часто делают новички.
В сильный ветер большой стаксель затрудняет поворот овершгаг, поэтому этот маневр требует быстроты и точности движений. Шкотовый должен отцепить крюк от трапеции, снять с лебедки, не вытрэзи9 ни одного миллиметра, стаксель-шкот, вовремя перейти на другой борт, одновременно потравливая наветренный стаксель-шкот и подбирая подветренный, набросить его на лебедку и выйти на трапецию, протиснувшись под оттяжкой гика. При этом нужно стараться не пересекать судно слишком рано и не толкать рулевого.
Между рулевым и шкотовым должна существовать полная договоренность обо всех деталях маневра, На команду «к повороту» шкотовыи отвечает «готов», и только после этого начинается сам поворот. Отвечать на команду следует при любом ветре, даже когда маневр хорошо освоен. Шкотовый может оказаться в воде, если не услышит команды или если рулевой повернет без предупреждения.
При повороте оверштаг правильная балансировка необходима не менее, чем точность и быстрота движений, потому что в результате лишнего крена под ветер швертбот может полностью потерять ход (если шкотовый вошел в кокпит слишком рано или вынес трапецию на ветер на новом галсе слишком быстро). При любом ветре швертбот всегда должен оставаться на ровном киле.
В кокпит шкотовый входит разными способами, в зависимости от силы ветра. При сильном ветре галс приходится менять быстро, в этих условиях основное значение имеет скорость движений. Нужно оторвать обе ноги от борта и скользнуть по палубе в кокпит. При этом полезно пользоваться рукоятью, укрепляемой на трапеции на расстоянии, удобном для захвата, которая позволяет подтянуться при скольжении над палубой и быстрее встать в кокпит. При среднем ветре, когда важнее двигаться плавно, а также при регулировании крена лучше применять другой способ — согнуть колени и, придерживаясь свободной рукой, перенести одну ногу внутрь лодки и сесть на палубу.
Выход на трапецию при повороте оверштаг в сильный ветер может осуществляться двумя способами. Первый, наиболее простой и надежный, заключается в следующем: войдя в кокпит, шкотовый одной рукой (которая ближе к мачте) отцепляет трапецию, другой берет новый шкот и, глядя поперек судна, пересекает его, накидывая при этом два-три шлага на лебедку, поворачивается, добирает шкот, одновременно цепляя трос за крюк, и выходит на трапецию. Рулевой должен быстро перейти на наветренный борт и, пока шкотовый не выйдет на трапецию, откренивать швертбот за двоих.
Второй способ более рискованный, но и более быстрый. Он успешно применяется на швертботах «5-0-5». Одной рукой (которая ближе к мачте) шкотовый освобождает стаксель-шкот, другой отцепляет трапецию и, входя в кокпит, берет новый стаксель-шкот. Глядя поперек судна, он пересекает его при положении левентик и закладывает новый шкот (при этом шкот выбирается легко и плотно, потому что стаксель не успел наполниться ветром). Затем шкотовый поворачивается на 180°и, глядя вперед, обеими руками хватает трапецию и «выскакивает» за борт. Рулевой же, застопорив гика-шкот, придерживает стаксель-шкот, висящий через кисть шкотового, который в это время цепляет крюк. Такой способ позволяет выиграть на повороте пару корпусов, однако при сильном ветре его можно рекомендовать только физически сильному и не очень утомленному шкотовому.
При слабом ветре отдельные шквалики лучше встречать без трапеции, пользуясь для откренивания ножными ремнями. Начиная со среднего ветра, нужно переходить на трапецию.
Вися на трапеции, шкотовый должен перемещать свой вес так, чтобы швертбот шел с постоянным креном: при шквале вставать на цыпочки и поднимать руки, при затихании ветра быстро возвращаться в кокпит. Конец стаксель-шкота ни на секунду нельзя выпускать из руки, независимо от того, как он заложен.
При порывистом ветре работа на трапеции требует постоянного внимания и быстрой реакции. Если рулевой помогает своему матросу, «сваливаясь» при затихании ветра, то судно теряет высоту и лавирует медленнее. Шкотовый должен держать ноги пошире, во избежание срыва вперед к мачте при потере хода на волнах или заходах ветра.
На отдельные шквалики шкотовый должен отвечать рывком, желательно с опережением; при этом искусство шкотового заключается в способности разгадать время, силу и продолжительность порыва. При опережающем откренивании швертбот получает дополнительный динамический момент остойчивости, что позволяет более эффективно использовать усиление ветра.
При подходе к верхнему знаку дистанции следует продолжать откренивание, чтобы обогнуть знак без потери хода. Стаксель нужно держать на грани заполаскивания, поскольку на этом участке курс обычно несколько полнее.
Положение шкотового при глиссировании швертбота зависит от силы ветра — с его усилением шкотовый смещается назад. Основное правило дифферентовки состоит в том, чтобы нос судна не зарывался, а корма не «тащила» воду. Для откренивания при глиссировании, когда шкотовый сместился назад, ему рекомендуется пользоваться петлями или уступами, сделанными для этой цели на буртике. На этом курсе задача шкотового усложняется необходимостью постоянно работать стаксель-шкотом.
При слабом ветре, относительно свободной воде и поставленном спинакере рулевой садится на подветренный борт, а матрос выходит на трапецию — это увеличивает момент инерции судна, уменьшает его рыскание и дает экипажу возможность быстрее реагировать на изменение силы ветра. Кроме того, матрос с трапеции лучше видит стаксель и спинакер, и если ударит шквал, он сможет одновременным распрямлением ног и потравливанием шкота обеспечить быстрое ускорение судна.
Наконец, несколько общих советов по работе на трапеции.
Выходить на трапецию легче, когда судно идет еще без крена.
Чем дальше шкотовый откинется за борт, тем лучше, поэтому тренироваться нужно с выпрямленным корпусом и вытянутыми за голову руками. Не следует слишком широко расставлять ноги и прогибаться в спине, ибо это уменьшает плечо откренивающего момента, создаваемого весом шкотового; вытягиваться нужно как можно дальше и держаться как можно прямее.
При выходе из кокпита на буртик сначала ставится нога, расположенная ближе к мачте; при входе в кокпит с бортика сначала снимается нога, расположенная ближе к корме.
Шкотовый должен заботиться не только о крене, но и о дифференте судна, смещаясь назад перед огибанием верхнего знака, иначе яхта хуже уваливается, а нос может зарыться в волну.
При крупной волне нужно подгибать ногу, расположенную дальше от кормы, в ритм качке, что облегчает ход судна.
На каждом тренировочном выходе рекомендуется проделать двадцать поворотов оверштаг, обогнуть несколько раз верхний знак, затем пройти курсом, поставить и убрать спинакер, управляя им с трапеции, и, наконец, обогнуть нижний знак.