Подготовка
Пояс трапеции должен быть хорошо подогнан в соответствии с физическими данными шкотового. Новичкам, осваивающим классы яхт, в которых разрешено применение трапеции, можно рекомендовать обратиться к опыту других шкотовых, имеющих такой же рост и данные фигуры. У них можно выяснить размеры и конструкцию пояса, наиболее удобные для работы на трапеции, подобрать подходящий пояс или же изготовить его самостоятельно под свою фигуру. Конструкция пояса может быть различной, но важно, чтобы нижняя его часть и строп для крепления крюка не стесняли движения бедер, когда шкотовый сидит на палубе. Размеры пояса должны позволять надевать его поверх нормальной одежды, которую гонщик подбирает соответственно условиям гонки, и не ограничивать свободы движений, которые шкотовому приходится выполнять в ходе гонки.
Крюк для трапеции должен быть расположен на передней части пояса достаточно высоко. Я, например, использую пояс, на котором верхняя часть крюка находится на уровне талии. Если крюк окажется слишком низко, то не обеспечивается поддержка верхней части тела, а если слишком высоко, то потребуют большие усилия шкотового, чтобы удерживать свое тело без прогиба в талии.
Важно, чтобы длина плечевых ремней легко регулировалась; желательно, чтобы можно было изменить длину обоих ремней одним движением пряжки. В этом случае нагрузка равномерно распределяется между ремнями при .регулировке трапеции, во время поворота и при всех движениях шкотового. Ремни должны иметь одинаковое натяжение, а слабина, которая появляется в одном из них, должна «автоматически» убираться в другой ремень. Такая трапеция обеспечивает большую подвижность плеч и рук при управлении спинакером, а также позволяет шкотовому вынести свой центр тяжести дальше за борт, если он ослабит натяжение ремней. В ходе гонки шкотовый может подтянуть плечевые ремни, если он утомится, хотя нужно стремиться как можно дольше работать на трапеции без излишнего натяжения ремней, используя мышцы верхней части тела и ту опору, которую дает пояс вокруг талии.
Зацепив трапецию за крюк и вывесившись за борт, проверьте положение рукоятки. Она не должна оказаться слишком высоко, чтобы ее нельзя было достать рукой, находясь в максимально откинутом положении. Шкотовый не должен изгибаться, чтобы достать рукоятку перед поворотом. Она не должна быть расположенной и слишком низко, иначе окажется мало расстояние для размещения талей или другого устройства, при помощи которого регулируется длина трапеции. В частности, длину троса необходимо уменьшать в случае, когда шкотовый откренивает лодку, находясь в промежуточном положении над палубой. Попутно нужно позаботиться, чтобы у линя регулировочных талей был достаточно длинный ходовой конец (петля), чтобы схватить его, когда тали полностью потравлены. Надежный стопорный узел на лине служит для этого достаточной страховкой.
Я считаю, что наиболее удобно регулировочное устройство с двумя кольцами на тросе. Оно позволяет изменять длину трапеции, зацепляя крюк за верхнее либо нижнее кольцо и при необходимости дополнительно регулировать длину при помощи талей. Положение шкотового на трапеции, которое оптимально для бейдевинда, с успехом может использоваться и на бакштаге, разумеется, при одинаковых метеоусловиях. Поэтому у верхней марки не нужно регулировать длину трапеции, а использовать то же верхнее кольцо, за которое был заложен крюк до поворота. Его же можно использовать и после огибания нижней марки.
Решая перед гонкой, что надеть, учтите, что нужна хорошая защита от ветра и брызг. Костюм должен быть плотным, с термической набивкой и по возможности легким — лучше, если разрешенный правилами вес будет сосредоточен в верхней части тела — в спасательном жилете. Эти соображения заставляют отдать предпочтение «мокрому» гидрокостюму для большинства метеорологических условий кроме слишком холодной погоды. Сухой костюм и «непромоканец» поверх него имеют много недостатков. У них слишком большое сопротивление ветру, что снижает скорость лодки, одежда может за что-нибудь зацепиться, наконец — этот вариант очень тяжелый. На регатах экипаж взвешивают в мокрой одежде и теплая одежда, надетая под «непромоканцем», может весить вдвое больше, чем «мокрый» гидрокостюм.
Кеды или сапоги необходимы, когда гоняешься на новой или незнакомой лодке. Но я предпочитаю обходиться без них — босиком шкотовый лучше чувствует лодку и свободнее перемещается при всех маневрах.
Физическая подготовка и тренировки
Если вы рассчитываете достичь успеха в гонках сезона, вам нужно обрести необходимую физическую форму еще зимой. Это сделает работу на трапеции более приятной и защитит вас от серьезных травм. Для того чтобы развить соответствующие группы мышц, требуются интенсивные гимнастические упражнения в течение по крайней мере 6 месяцев. Мне, например, потребовалось множество упражнений для укрепления брюшного пресса, давать ему тонны и тонны нагрузки! Чем более сильными будут ваши брюшные мышцы, тем меньшее напряжение будут испытывать мышцы спины, когда вы открениваете швертбот, откидываясь на трапеции.
Если вы добились укрепления нужных мышц, вам не потребуется посещать гимнастический зал в течение парусного сезона — лучшим способом поддержания достигнутой формы является плавание под парусами в свежий бриз. Следующая стадия подготовки — развитие подвижности. Здесь невероятно полезны танцы, аэробика и гимнастика йогов. С их помощью вы можете расширить подвижность ваших суставов, научиться координировать свои движения и приобрести чувство равновесия.
Я считаю, что перед гонкой — на берегу — не следует делать слишком напряженную разминку. Вполне достаточно беготни вокруг лодки при подготовке ее к спуску на воду. Но что важно — это согреться непосредственно перед стартом гонки. К моменту подготовительного сигнала экипаж иногда проводит около часа на воде и шкотовый, затянутый в свое снаряжение, начинает чувствовать определенное напряжение; его тело может потерять гибкость. В таких случаях я всегда отстегиваю плечевые ремни и, встав в кокпите, делаю несколько упражнений руками, потягиваюсь и т. п. Это занимает всего несколько минут и может совмещаться с общим обзором дистанции перед стартом. На берегу во время перерывов между гонками также полезно сделать несколько физических упражнений, чтобы не потерять общей гибкости тела и застраховать мышцы от судороги при охлаждении.
Основы работы на трапеции
Наиболее сложна работа на трапеции в условиях, когда ветер постоянно изменяет свою силу и направление. Для четкости исполнения всех операций шкотовый должен освоить три основных положения ступней ног, при которых можно легко перемещать свой вес за борт или внутрь лодки. Эти положения должны быть так выбраны, чтобы перемещения были плавными из крайнего положения шкотового внутри кокпита до полного его откидывания на трапеции.
Исходное положение ступней — на планшире швертового колодца и у блока стаксель-шкота. При этом шкотовый может легко перемещаться от диаметральной плоскости (ДП) лодки, где он находится согнувшись около швертового колодца, до положения центра тяжести тела над кромкой борта лодки, когда он висит на трапеции, упираясь в планширь колодца. Во второй стадии одна из ступней находится на палубе у блока стаксель-шкота, другая — у кромки борта. При этом варианте шкотовый может плавно переместиться еще дальше за борт, просто переставив одну ступню с планширя колодца на кромку борта. Сейчас он может вывеситься за борт и легко возвратить я обратно в прежнее положение.
Следующая стадия — обе ступни стоят на кромке борта. Перемещение в это положение происходит при перестановке ноги от блока стаксель-шкота на кромку борта на достаточно большом расстоянии от другой ступни. Сейчас шкотовый получает возможность настраивать лодку на наибольшую скорость, полностью вывешиваясь на трапеции за борт и перемещая центр тяжести тела в продольном направлении.
Информация об изображении
При повороте переноси на другой борт сначала ту ногу, которая ближе к корме
Освоив эти основные положения, вы должны научиться перемещаться из одной стадии в следующую быстро и плавно, регулировать поперечное и продольное равновесие лодки при всех условиях. Различные условия на дистанции требуют и разной техники: при порывистых ветрах и спокойной воде требуется крайне быстрое перемещение через все стадии; при устойчивом ветре и зыби предпочтительнее более плавные и спокойные движения.
При повороте переноси на другой борт сначала ту ногу, которая ближе к корме
При лавировке шкотовый должен быть озабочен, чтобы повороты лодки с галса на галс проходили с минимальной потерей скорости. В начале поворота шкотовый снимает трапецию с крюка и наклоняется в сторону ДП; при этом возрастает крен. Как только лодка входит в циркуляцию, перенесите свой вес за борт дальше, как только это возможно, удерживаясь за рукоятку. Оставайтесь в этом положении как можно дольше, оставив только время, необходимое для перемещения в лодку и отдачи стаксель-шкота. Свободно выберите шкот на новом галсе и плавно качните лодку в ее нормальное положение, используя свой вес. Нужно очень тонко чувствовать лодку при откренивании, делать это плавно, стаксель-шкот добирать до места только тогда, когда швертбот снова будет на своем нормальном курсе.
Когда рулевой отдаст команду на поворот оверштаг, потравите стаксель-шкот и отцепите крюк. В полностью откинутом положении теперь можно удерживаться при помощи рукоятки, выжидая момент приведения лодки почти до положения левентик. Затем скользните внутрь лодки, смотря вперед и уперев ноги в швертовый колодец с другой стороны, раздерните стаксель-шкот. Другой рукой возьмите шкот, который стал после поворота подветренным, и выберите слабину. Одновременно рука, раздергивавшая шкот, должна схватить рукоятку трапеции. Перейдите в позицию у кромки борта и натяните шкот больше. Перемещаясь в корму, поставьте ближайшую к носу ступню на кромку борта. Откиньте тело, повиснув полностью на трапеции, выберите шкот и зацепите крюк.
Когда лодка идет курсом фордевинд, нужно отрегулировать длину трапеции до такого положения, когда шкотовый будет висеть, не касаясь гребней воли. Всегда возможны случаи, когда шкотовому придется поднять себя выше над водой, используя рукоятку, но отрегулировав длину трапеции, вы избежите касания большинства воли. Расположитесь поближе к рулевому — ступня, ближайшая к корме, должна быть напротив бедра рулевого, а ступня другой ноги придвинута вплотную к первой. Одна рука закидывается за затылок, поддерживая голову, другая удерживает стаксель-шкот около талии шкотового.
На курсе бакштаг нужно отрегулировать трапецию так, чтобы угол между телом и поверхностью воды был больше — шкотовый должен располагаться над гребнями воли. На этом курсе шкотовому приходится все время перемещать свой центр тяжести вперед и назад. При перемещении вперед — к мачте — шкотовый опускается ниже, что необходимо учесть при регулировке длины трапеции. Ступни ног нужно расставить пошире и располагаться посередине относительно них.
Шкотовый должен постоянно помнить об оптимальном дифференте лодки. Если ветер и скорость усиливаются, он должен перемещаться назад и поступать наоборот при ослаблении ветра. Необходимо на тренировках добиваться автоматического выполнения всех операций на трапеции с тем, чтобы в дальнейшем основное внимание сосредотачивать на скорости лодки и тактике ведения гонки.
Достижение максимальной скорости
Если вы хотите стать хорошим шкотовым и уметь выжимать из лодки максимальную скорость, вы должны обладать опытом рулевого. Лучший способ — это время от времени меняться ролями с рулевым. Очень важно, чтобы рулевой и шкотовый хорошо понимали каждую ситуацию и точно знали бы, при каких условиях швертбот развивает наивысшую скорость.
Скорость неразрывно связана с равновесием лодки. Это особенно ощущает шкотовый, висящий на трапеции. Он должен научиться чувствовать лодку как своеобразный качающийся маятник и уметь определять положение воображаемой точки подвеса этого маятника. Эта точка перемещается вперед и назад вдоль лодки в зависимости от многих переменных факторов: силы ветра и действия волны (естественные факторы); управление по курсу, положение ЦТ— распределение весов вдоль лодки, учинг, пампинг и рокинг (искусственные факторы].
Информация об изображении
В условиях переменного ветра вы должны уметь перемещать свой вес плавно к ДП
Используя искусственные факторы, шкотовый может изменить баланс лодки, положение условной точки подвески «маятника» и учесть изменение естественных переменных факторов. Чем быстрее шкотовый сможет откорректировать равновесие лодки при изменении условий, тем дольше будет поддерживаться максимальная скорость.
В условиях переменного ветра вы должны уметь перемещать свой вес плавно к ДП
На курсе фордевинд изменения положения «точки качания» незначительны и настройка лодки через дифферент оказывается менее эффективна, чем на бакштаге. Пампинг, учинг и рокинг также дают относительно небольшой эффект. На фордевинде достаточно расположиться так, чтобы общий центр тяжести лодки обеспечивал предельную скорость.
Находясь полностью за бортом на трапеции, вы должны быть способны плавно перемещаться вдоль кромки борта без выхода из откинутого положения. Лучше всего стремиться наклониться назад, придерживаясь за стаксель-шкот, чем сгибать тело вперед. Можно при этом избежать соскальзывания назад из положения равновесия, зато падение шкотового в кокпит чревато неприятными последствиями.
Работа шкотового на бакштаге зависит от курса относительно ветра, скорости вымпельного ветра и действия волны. По сравнению с фордевиндом влияние на скорость пампинга, учинга драматически увеличивается. Идя в гонке на бакштаг, шкотовый никогда не находится в одном положении больше нескольких секунд. Рулевой постоянно подправляет курс и вы должны обеспечивать оптимальный дифферент лодки в изменяющихся условиях. Будьте готовы поощрить ее стремление развить предельную скорость, одновременно работая на брасе спинакера и перемещая свой вес. Важно уметь выбрать волну для выхода на режим серфинга и удерживать в этом режиме лодку возможно дольше. Постоянно наблюдайте за знаками на дистанции и другими лодками. Вы должны знать, где ветер на бакштаге будет самый сильный, где будут порывы и штилевые зоны, и эффективно помогать рулевому поддерживать скорость.
Информация об изображении
Полностью откинувшись на трапеции, нужно опираться обеими ногами о привальный брус
Типичный пример работы шкотового на бакштаге примерно такой. После огибания наветренной марки, как только рулевой приведет лодку на курс, поставьте спинакер. Убедившись, что лодка достигла полной скорости при данных условиях, выберите волну, при выходе на нее лодки согнитесь на трапеции и переместите центр тяжести тела вперед. Затем подберите спинакер, прогнитесь назад на трапеции и одновременно отклоните свой вес быстро назад (учинг). Эти действия всегда способствуют глиссированию лодки с максимальной скоростью (смотри правило 54, которое ограничивает применение учинга).
Полностью откинувшись на трапеции, нужно опираться обеими ногами о привальный брус
Никогда не допускайте, чтобы скорость лодки снизилась. Даже если вы продержитесь в серфинге несколько секунд, немедленно выходите на трапецию, расположив свой вес в среднем положении, затем плавно смещайтесь назад по мере ускорения движения лодки. Сразу же начинайте искать следующую возможность выйти на глиссирование. Шкотовый должен быть способным извлечь что-то для повышения скорости на каждой волне.
На курсах бакштаг и фордевинд, находясь на трапеции, никогда не отсоединяйтесь от троса, если по вашему мнению лодке грозит опрокидывание на подветренную или наветренную сторону. В 99 случаях из 100 лодка останется в прямом положении, если вы висите на трапеции. Если вы сидите на подветренном борту, потравите шкот и сразу же цепляйтесь за трапецию с наветра. Если вы погружаетесь в воду, вися на трапеции на курсе бейдевинд, перейдите на палубу. Всегда есть время, чтобы предотвратить опрокидывание реакцией шкотового.
Взаимопонимание между рулевым и шкотовым является необходимым условием.
Класс швертбота-двойки «470» получил широкое распространение в нашей стране. Это универсальный класс, на котором проводятся соревнования самых различных рангов и возрастных групп спортсменов. К сожалению, выступления наших яхтсменов в классе «470» на международных соревнованиях не отличаются стабильностью, что свидетельствует о необходимости более тщательной подготовки. Именно поэтому редакция решила познакомить читателей, совершенствующих свое мастерство на «семидесятках», с заметками трехкратного чемпиона мира новозеландца Хэмиша Виллкокса, выступающего шкотовым с рулевым Д. Барнесом. Публикуем сокращенный перевод его статьи, опубликованной в журнале «Yacht Racing and Cruising».