Безопасность плавания маломерных судов, не секрет, начинается еще на берегу. Она зависит от того, как подготовлено судно к эксплуатации, насколько оно укомплектовано противопожарным инвентарем, спасательными средствами и предметами судового снабжения, как налажен выпускной режим на базе, где стоит маломерное судно, как подготовлен судоводитель и т. д.
Одно из серьезнейших требований, предъявляемых госинспекциями к руководителям баз-стоянок, предприятий, учреждений и организаций, имеющих маломерные суда, — обеспечение строгого выпускного режима с баз-стоянок.
Сложнее обстоит дело там, где организованных стоянок нет. В первую очередь это относится к северным и северо-восточным районам. Контроль за выходом судов организовать практически невозможно, а их безаварийное плавание, выходит, полностью зависит от дисциплины и практического опыта самих владельцев. В связи с этим хотелось бы напомнить судоводителям о том, что перед началом навигации следует обратиться в службы государственной инспекции для получения квалифицированной консультации по безопасной и правильной эксплуатации маломерных судов или по введенным с 1985 г. новым правилам плавания по внутренним водным путям РСФСР. Здесь же судоводители могут ознакомиться с графиком и порядком технического осмотра судов, периодической проверки знаний судовождения.
О том, что такая консультация необходима, говорят факты, которыми располагает Главное управление Государственной инспекции по маломерным судам РСФСР. Хотя в прошлогоднюю навигацию аварийность на водоемах несколько снизилась, однако остается все еще высокой.
Гибель людей, связанная с неправильной эксплуатацией маломерных судов, не может не вызывать тревоги.
Изучение и анализ причин аварийности свидетельствуют о том, что абсолютное большинство аварии происходит из-за халатности и недисциплинированности людей, управляющих судами. Часто причинами трагедий являются недостаточные знания судоводителей, неумение быстро и правильно оценить обстановку и найти правильное решение, пренебрежение к существующим нормам и правилам эксплуатации судов. Очень много аварий произошло, скажем, в результате превышения допустимых норм пассажировместимости.
Особенно высока аварийность в весенний и осенний периоды навигации. Это объясняется природными факторами — резким усилением ветра и волнения, низкой температурой воды, ухудшением видимости, ледоходом. Последствия аварий могут быть слишком серьезными для людей, оказавшихся за бортом судна, если им не будет оказана своевременная помощь.
Но самой распространенной причиной аварийности остается управление судами в состоянии алкогольного опьянения. Достаточно сказать, что в минувшую навигацию 56% потерпевших аварии находились под «градусом», добровольно поставив себя в ряд потенциальных преступников. Ведь употребление алкоголя даже в малых дозах грозит бедой. Пьянство побуждает к бесконтрольным действиям, нарушению общепринятых норм и правил, лихачеству. А каковы их последствия — судите сами.
9 мая 1985 г. пятеро молодых людей в возрасте от 18 до 27 лет после употребления спиртного решили покататься по озеру Сунукуль (Челябинская область). На базе отдыха им было отказано в выдаче лодки. Однако через знакомого «добродетели» они ее все же получили. В трехстах метрах от берега мотолодка опрокинулась и все оказались в воде. Четверо, не доплыв до берега, утонули, лишь один был спасен рыбаками.
До глубины души жаль этих молодых парней, которые только начали свою жизнь. Слишком дорогой ценой они заплатили за свой бездумный поступок. Но виноваты и те, кто не проявил строгости и способствовал печальному плаванию.
Другой пример. Ранней весной во время ледохода на Волге владелец мотолодки «Казанка» Т. вышел с тремя приятелями на рыбную ловлю. Все они были навеселе. Бесконтрольные действия судоводителя Т. в сложной ледовой обстановке привели к наезду на движущийся лед. Лодка опрокинулась и все находившиеся в ней пассажиры оказались в холодной апрельской воде. Помощи ждать было неоткуда и длительное переохлаждение организма сказало свое слово.
Но... довольно фактов. Вывод напрашивается один единственный — алкоголь и отдых на воде несовместимы.
Судоводители, за всю жизнь не испытавшие аварии, нередко говорят: «Бели не хочешь несчастья — не станешь превышать норму пассажировместимости». Ох, как они правы!
Группа молодежи в количестве 9 человек выехала на отдых на противоположный берег Старомайского залива Ульяновской области. Трагедия разыгралась поздно вечером. Возвращаясь обратно при сильном волнении и ветре, перегруженная мотолодка опрокинулась. Никому не удалось спастись. Сейчас уже трудно найти главных виновников этой трагедии, но в ходе расследования установлено, что одной из основных причин явилось отсутствие всякого контроля за поведением людей на воде в Старомайском районе. Поэтому и были грубо нарушены правила пользования маломерным судном. На мотолодке находилось 9 человек вместо 4 по норме, отсутствовали даже самые необходимые спасательные средства. Управляющий мотолодкой не имел специальной подготовки и удостоверения на право управления маломерными судами.
Часто к трагическим последствиям приводит плавание при неблагоприятных гидрометеорологических условиях. Всем необходимо помнить, что в сложных условиях выходы маломерных судов должны полностью исключаться. В тех случаях, когда внезапно ухудшилась погода во время плавания, судоводитель обязан немедленно принять все меры для своевременного ухода в ближайшее место укрытия.
Данные случаи и их трагические последствия я привожу здесь не ради сенсации, не для остроты ощущений. Они кричат, требуют, предостерегают: остановитесь! Уважайте нормы поведения, правила плавания и пользования маломерными судами. Остановитесь ради своей же жизни!