Слани
В первую очередь не понравились мне металлические слани. Они неустойчивы под ногами, гремят, а при попадании на них воды и особенно — масла становятся скользкими. Я их заменил прочными и легкими деревянными решетчатыми щитами, покрытыми ковриками из тонкой резины.
Полки
Неудобными оказались и открытые полки по бортам вдоль кокпита. Хранить в них ничего нельзя, вещи могут в любое время выпасть, намокнуть и т. п. Пришлось из 1,5-миллиметрового дюраля на рамке из угольника 15X15 сделать крышки с запорами, подвешенные на рояльных петлях.
Пенопласт
Имеющиеся под сиденьями пенопластовые блоки (бруски) расположены слишком низко и при аварийной ситуации будут, пожалуй, способствовать переворачиванию катера вверх дном. Заднее сиденье я сдвинул вперед на 100 мм, а пенопласт закрепил за его спинкой на дюралевой переборке. Часть пенопласта укрепил под боковыми полками и закрыл дюралевыми щитками.
Рундуки
Под обоими сиденьями установил изготовленные точно по месту рундуки для хранения вещей — ящики из фанеры, снабженные плотно подогнанными крышками.
Тент
Изготовляя новый тент, я заменил имевшиеся крючки и скобы на штырьки и люверсы. Этим обеспечивается не только плотное крепление тента, но и быстрота его снятия и установки.
Крышка моторного отсека
Владельцы «Прогрессов» знают, как трудно и неудобно задвигать крышку моторного отсека, особенно, если катер стоит на воде, а сама крышка хотя бы немного погнута. Сделать крышку более удобной очень просто: достаточно вырезать зубцы на продольных пазах-замках, как. показано на рисунке. Ширина зубцов-вырезов может быть, конечно, любой, но 100 мм, на мой взгляд, самый подходящий размер: наложив крышку сверху, двигать вперед ее придется только на 100 мм. Кстати говоря, стоит приделать к ней ручки.
Кронштейн
На своем «Прогрессе» я применяю два мотора «Вихрь». Это позволило не только увеличить скорость катера (попутно упомяну и об установке на днище продольных реданов), но и, что гораздо важнее, повысить надежность механической установки в дальних походах. Пришлось, конечно, подкрепить транец, а для навешивания моторов изготовить из угольника 32X32X3 выносной кронштейн. В стойках (а их три) под крепежные винты сделаны пазы, позволяющие перемещать подмоторную доску по вертикали.
Вырез под моторы в транце я закрыл глухой крышкой, приклепанной к транцу. Теперь волна катер с кормы не заливает.
Плиты
В самой корме оказалось около 100 кг груза, поэтому для облегчения выхода на глиссирование и регулировки ходового дифферента я сделал транцевые плиты. Их конструкция такова, что можно не только изменять угол атаки, но и откидывать плиты в нерабочее положение к транцу.
Подъем моторов
При эксплуатации мотолодок, одной из довольно неудобных операций является подъем мотора при подходе к берегу или наезде на мель. А если управление дистанционное, да еще на лодке не один мотор, а два и по 50 кг весом!
После долгих размышлений я смонтировал простейшую систему подъема моторов с места водителя. Она состоит из храповика и барабанчика на одной оси с рукояткой и защелки. На барабан наматывается стальной тросик. диаметром 4 мм. через систему роликов протянутый к мотору.
На поддоне каждого мотора с обеих сторон закреплены стойки из дюралевой полосы 6X40. (Естественно, эти стойки не должны мешать надевать на мотор кожух!).
Верхние концы стоек соединены дугами из пружинной стальной проволоки диаметром 5,5 мм, по которым двигается на ролике карабин для соединения с тросом. Храповик фиксирует любое положение мотора.
Чтобы поднять или опустить мотор, достаточно одной рукой нажать на защелку, а другой плавно поворачивать ручку. Защелки заднего хода на моторах надо выключить, так как с ними будет трудно поднимать мотор. Для каждого мотора имеется свой барабанчик и рукоятка, но можно поднимать и оба мотора сразу: достаточно только зафиксировать обе рукоятки простым устройством.
Упомяну еще и о том, что рулевое колесо я сделал легкосъемным.