Большинство посетителей приезжает сюда в основном не за покупками (хотя, например, в прошлом году один малоприметный американец сразу выложил 7 млн. за понравившуюся яхту), а приглядеться к новинкам, в том числе к последним образцам электронного оборудования, без которого здесь не выйдет на воду и обычнейшая трехметровая надувнушка, а также получить квалифицированную информацию и помощь непосредственно от производителя. К флоридскому представлению многие фирмы стремятся приурочить и гранд-анонс концептуальных идей, готовят разнообразные презентации, по размаху и колоритности схожие, пожалуй, с голливудскими "Оскарами". На этот раз гвоздем программы недельного шоу оказался загадочный проект "Х", который представляли улыбчивые молодцы в черных рубашках с надписью "Mercury".
Заранее вызнать что-либо конкретное об этом проекте было невозможно. Ничего не ведали ни пронырливые американские журналисты, ни знакомые редакторы "водных" журналов из Великобритании и Франции. Не помогли и связи на заводе "Mercury": и Джим Хегерт (международный отдел), и Стив Флеминг (главный пиарщик) лишь деликатно мычали в телефонную трубку и переводили разговор в другие плоскости. Так что я впервые прибыл в Майами совершенно неготовым к главным событиям.
В первый вечер журналистам, а "Brunswiсk" позвал сюда человек 150 со всех континентов, демонстрировали только занимательные черно-белые ленты о проделках "меркурийских" гонщиков, правда, имевшие как минимум 30-летнюю давность. Про то, ради чего образовалась тусовка, по-прежнему ни гу-гу...
Нокаут по-американски
На следующий день уже с утра нас собрали на брифинг. Вот так, за здорово живешь, я увидел практически всех козырных тузов из пестрой "меркурийской колоды". Перед журналистами галантно расшаркивались Патрик Макей (президент "Mercury Marine") и Фред Киекайфер (президент "Mercury Racing" и сын ее основателя), Том Мелке (всех начальников начальник по моторной части) и Майк Майерс (президент "Boston Whaler" — "Бостонского китобоя"), наконец появился и Клаус Бриесте (вице-президент департамента исследований и разработок). Зал затаил дыхание.
— Сегодня вместе с "Меркури", — хорошо поставленным оперным басом произнес Макей, — вы вступаете в день, который изменит, поднимет на новый уровень мировое моторостроение! Поверьте, все прочие разработки — это вчерашний день. Так же, как и полвека назад, когда наш "Mercury Lightning" превзошел по всем показателям гораздо большие по размерам двигатели, и когда "Mercury 1000" первым на планете преодолел скоростной рубеж в 100 миль/ч, а семейство инжекторных двухтактников "OptiMax" начало преподносить рекордные сюрпризы. Новый проект — "полностью интегрированная пропульсивная система с цифровым контрольным управлением" — произведет революцию. Ведь мы первыми в морской индустрии получили сертификат ISO 9001-2000 (дизайн, производственный процесс, структура сервисного и гарантийного обслуживания).
При этих словах на экране возникло изображение лобастого подвесни-ка с надписью "Verado", естественно, черного цвета, с непривычно мощным — даже на вид — транцевым креплением. (Скажу сразу — на его колпак ничего теперь не поставишь, ибо он скошен градусов под 20 в сторону транца!)
— Интересно, это же чисто автомобильный сертификат, — шепнул на ухо сидевший рядом Нил Барт, редактор английского ежемесячника "Катера".
— История создания шедевра, — продолжал главный "меркуриец", — уходит в 98-й год, когда на "Brunswiсk" нам прямо сказали: хватит топтаться на месте, пора создать принципиально новый подвесной мотор, причем в смете ограничений вам не будет! И мы послушались — истратили за четыре с половиной года более 100 млн. долл., два года ушло на разработку концепции, два — на создание двигателя, остальное время — на тесты.
Зал одобрительно загудел, а к микрофону вылез смешливый очкарик среднего роста. Его, конечно, знали все присутствующие — то был Фред Киекайфер. Оказывается, к нынешней бот-шоу американцы подготовили еще три новинки — двух четырехтактных малышей в 8 и 9.9 л.с. и 8-цилиндрового стационарного монстра "НР 1075 SCI" на 1075 л.с., весом 782 кг, 8.1 л, с двумя инжекторами на цилиндр и исключительно "меркурийским" "РСМ-03" — микропроцессорным модулем пропульсивного контроля. Малыши отличаются современным дизайном, малошумны (применены эксклюзивные технологии в камере сгорания, разработан новый шумопоглощающий колпак), весят всего 34 кг с дейдвудом 381 мм и 36 кг при длине ноги в 508 мм. Все управление сидит в румпеле, а трехлетняя гарантия распространяется не только на механику, но и на коррозийные явления. Последнее будет весьма благоприятно воспринято рынком, ведь большинство подобных "маломерок" устанавливается рядом с многосильным "Меркури" исключительно для троллинговой рыбалки в соленой воде либо на надувных лодках, живущих на палубах люксовых океанских яхт.
В тот день в конференц-зале, где лучшие умы "Меркури" патетически прессовали распаренные Флоридой мозги журналистов, создавалось впечатление, что мы присутствуем на автомобильном шоу: только и было слышно: "Ferrari V8", "Porsche Cheyenne", "Volvo LC 90". Именно эти автомобили и были взяты за основу при разработке концепции 6-цилиндрового четырехтактного двигателя "Verado" (2.6 л, вес 288 кг, мощность 200, 225, 250 и 275 л.с.). В создании новинки принимали непосредственное участие "Porsche Engineering" (оттуда переманили главного инженера), "AVL", "Lotus Engineering". "Поршев-ский" конструктор сказал, что изначально были опробованы шесть типов двигателей с разным количеством цилиндров и расположением (доходило и до восьми под углом 90°), но все же остановились на рядной шестерке. Идеи дизайна цилиндров и клапанов, трансмиссии рождены с помощью "BMW", предоставившей чертежи от "Sedan" третьей серии. Конечно, не обошлось и без японцев, только теперь это была не "Yamaha", а компания "Ishikawajimaharima heavy industries", поработавшая над системой наддува. Вообще же, по мере перечисления участников проекта "Х" создавалось впечатление, что компоненты для него поступали со всех концов света...
Под конец нам громко объявили, что новая серия "Verado" обладает аж 24 преимуществами над аналогичными моторами других компаний. Причем все выступавшие тактично опускали названия японских фирм, проставляя в демонстрационных графиках лишь расплывчатые имена — конкурент № 1 и № 2 (читай — "Yamaha" и "Honda"). А для убедительности выступающие прокрутили перед притихшими репортерами кино, мастерски заснятое. внутри цилиндра "Verado". Это было страшно занимательно. Ну кто в живую мог себе прежде представить, как искрит свеча и возбуждает смесь, открываются клапана и двигается поршень. (Теперь я с уверенностью дам сто очков вперед любому механику СТО!) Несколько эпизодов фильма были посвящены надежности: некто раз за разом колошматился новехоньким мотором о бетонную стену, имитируя трейлер, сорвавшийся с тормозов. И смотреть-то было больно, а редуктор у "Verado" все никак не отваливался.
Что же, в конце концов, получилось после многомиллионного объединения "бульдога с носорогом"? Получился уникальный и надежный, отменно сбалансированный подвесной мотор, по мощности — не оставляющий надежд даже двухтактникам, с превосходным соотношением вращающего момента и мощности к весу (подробнее об этом будет рассказано в следующем номере). На холостом ходу его и вовсе не слышно. По вибрационным показателям он в 2 раза опережает конкурентов, по экономичности — на 25% обгоняет японские аналоги. Другого и быть не могло, ведь на линии сборки новинки, опять же впервые в морской индустрии, применялись авиационные решения и стандарты.
Транцевой работой "Verado" управляет смарткрафтовский "Mercury ECU" — 32-разрядный микропроцессор. Если сравнивать с технологиями, использованными ранее на космическом корабле "Apollo", что, вроде бы, когда-то высадил астронавтов на Луне, то блок управления новым мотором имеет в 50 раз больший объем памяти, в 20 раз большую скорость операций и точность команд, превышающую "космическую" в 224 раза. Впервые в истории подвесных движков применен суперчарджер (нагнетатель воздуха), благодаря чему катер не только разгоняется с невероятной прытью, экономит уйму горючки и эмиссионно безвреден, но и относительно бесшумен.
Отличает "Verado" и футуристическая внешность: косая голова (колпак из высокомодульной акустической пены — самый легкий в классе, всего 7.76 кг) и новое транцевое крепление. Теперь оно не просто касается двигателя в одной точке, а как бы с обеих сторон плотно обнимает его по линии центра тяжести, прямо под "головой" (единая отливка, сделанная, как и все прочие главные новаторства, на висконсинском заводе). Благодаря этому прогрессивному решению вибрация на полном ходу сократилась как минимум на 50%. В целом новшеств оказалось такое количество, что перечислить все не хватит целого журнала!
От серии моторов "OptiMax" осталась обработка всех подшипников и валов запатентованным методом алюминиево-тефлонового напыления.
Новый двигатель (было изготовлено в полной секретности 194 опытных образца) испытывали в США (Флорида), в Австралии и даже в горах Колумбии (на высоте 2.5 км). Впервые в индустрии проводились полные ходовые испытания при минусовых температурах. В первый раз (о великий и богатый папа "Brunswiсk"!) исследовалась износоустойчивость материалов в рабочих цилиндрах с использованием радиоактивных меток. Всего испытания "Х проекта" заняли 293 тыс. часов (каждый поршень совершил 11 млн. циклов, коленчатый вал — 108 млн. оборотов), что в переводе на человеческий язык означает 163 года эксплуатации.
Нокаут по-голливудски
После такого потока ошеломляющих новостей захотелось глянуть на это высокоинтеллектуальное детище "Меркури". Но не тут-то было. У стендов компании гудело невообразимое количество зевак. Все двигатели семейства "Verado" были покрыты черными покрывалами, зато на громадных экранах вовсю крутили кино, где пара угрюмых смельчаков демонстрировала скоростные экзерсисы, умудряясь еще и с рук кормить под водой зубастых акул довольно приличных размеров. Изображениями этих хищников, правда абсолютно черного цвета, было украшено все и вся на многоэтажных стендах "Меркури". А любой желающий мог получить кепку, где на козырьке не только читались те же имена "Mercury" и ’’Verado", но еще и ехидно расплывалась в улыбке неопреновая акула, которая стала символом нового семейства подвесников.
Вдруг из динамиков послышалась надсадная барабанная дробь, вспыхнули прожектора, а обвешанные камерами репортеры, как по команде, сомкнули и без того тесное кольцо вокруг загадочного постамента. На подиуме появился уже известный нам президент Макей. Именно он грациозно сорвал с обелиска черное покрывало.
Что тут началось! Народ напирал отовсюду, но что интересно, каким-то изумительным маневром все первые ряды заполнили совершенно одинаковые лица явно японского происхождения, причем многие что-то лихорадочно срисовывали.
А над Майами часами кружил крошечный самолетик, буксирующий за собой на тросе знамя с уже всем знакомым именем "Verado"...
Верхом на "черных акулах"
На десерт нам разрешили еще кое-что и протестировать в водах Атлантики. К величайшему сожалению, до руля дали прикоснуться лишь на стоянке — таковы суровые законы выставки, объяснявшиеся довольно просто: марина всегда битком напичкана судами, а теми днями движение было поинтенсивнее, чем на Садовой в Петербурге. Желающих проехаться с ветерком было до черта, так что из 19 предложенных программой тестов мне удалось поучаствовать лишь в четырех.
Буквально у самых бонов нос в нос сталкиваюсь с давнишним приятелем, главным редактором американского "Ботинга" Дэвидом Сэйдменом. Он только что опробовал один из двигателей проекта "Х".
— Ну и как впечатление? Действительно ли "Verado" превосходит все другие подвесные моторы?
— То, что он беззвучный, это бесспорно, — ухмыльнулся Дэвид, — но обо всем прочем говорить пока рано, посмотрим, что покажет эксплуатация. Мы в "Ботинге" никому не верим на слово, все тестируем собственноручно! И вам, в России, советую поступать так же.
Вот с такими добрыми напутствиями ударная четверка из России (в нее кроме меня входили Татьяна Ершова, Алексей Ишутин и Борис Барклон) забралась на семиметровый пластиковый "Mako 212", оснащенный всего одним 250-сильным, но уж очень стильным "Verado". Действительно, работающий двигатель был практически неслышен, а вот мощь присутствовала. Опытный Дин Ламберт даже при нагрузке в пять человек безо всякого напряга выжал почти 50 миль/ч (80.5 км/ч). Поскольку эта модель оборудована системой "Smart Craft", мы могли прочесть все данные по расходу топлива прямо на ходу: при скорости 45.5 миль/ч — 104 л, при крейсерской скорости 30 миль/ч — 34 л, что, по мнению одного из руководителей "Меркурий — НИИ ТМ" Алексея Ишутина, вполне вписывается в нормы потребления для 250-сильных четырехтактников. А поскольку бензобак на данном катере рассчитан на 567 л, то было ясно, как далеко и на сколько подвесная новинка может умчать вас.
Но все вышеперечисленные цифирки покажутся пустяком по сравнению с расходом "MerCruiser 575SCI Bravo One Sport". Установленный на 11-метровый гоночный катамаран ("MTI 39") он потребляет на максимальном ходу 1 галлон (3.78 л) на милю! С двумя такими движками скорость нешуточная — 122 мили/ч. Именно поэтому данное судно и занимает первые места в чемпионатах мира по версии "Poker Run". Глушителей у чемпиона нет, так что слабонервным приходилось панически зажимать уши. Игрушка стоит, по московским понятиям, "нормально" — один корпус тянет на 371 тыс. долл.
Как ни шептал внутренний голос, что следует больше внимания обратить на "народные" моторы (напомню, самый продаваемый в мире двигатель — мощностью всего 15 л.с.), но проклятые ноги затолкнули нас в гоночный 9метровый "Eleminator 28 Daytona" с двумя подвесными "меркурийскими" движками "Pro Max 300Х". Массивные кожаные кресла тут почти как у пилотов современных "боингов" — люлечного типа с широкими подлокотниками, только так можно выдержать резкие повороты на режимах, превышающих 100 миль/ч. Мы, к примеру, несколько раз догоняли стрелку спидометра до отметки 87, что даже при внушительных размерах и спортивных характеристиках корпуса, не говоря уже о мастерстве известного капитана Эрика Оливера, не позволяло расслабиться даже при встречах с совсем небольшой, ну не более полуметра, волнишкой.
Отдельно хочется остановиться на флоридских опытах с чемпионом чемпионов в спортивном катеростроении — "Cigarette". По-моему, представители этой фирмы выигрывали больше оффшорных гонок в прошлом столетии, чем кто-либо. В Майами можно было покататься на 12-метровой "сигаретине" под грозным названием "Американский мускул" (вес 5526 кг, бензобак на 1200 л, два "MerCruiser" по 1075 л.с., 5 кресел). Его приборная панель приличных размеров, куда выведено около 20 разнообразных приборов, уже почти не отличается от самолетной. В отделке кокпита использованы только кожа и прочие дорогие материалы, все вокруг так и пышет эксклюзивностью. В сознании любого американца, увлекающегося водными забавами, данный катер почти как "харлей-дэвидсон" для мотоциклиста. Это не только скорость и совершенный дизайн, но еще стиль и престиж. Скажу для справки, что давними клиентами этой флоридской компании является семейство президентов Бушей.
О новинках, по разным причинам не попавших на первые полосы газет
В Майами не один "Меркури" мог здорово потрясти давно заевшуюся общественность. "Evinrude" представил на выставке 55-сильный "Vindicator", который работает на соляре, керосине, бензине, этаноле, масле от нагревательных батарей и даже виски. И это при довольно разумных размерно-весовых характеристиках — около 115 кг. Прибавьте к этому специальную систему продувки, позволяющую использовать двигатель уже через 15 минут после поднятия с глубины в 60 м (именно так поступают "морские котики" — специальное подразделение американской армии, являющейся эксклюзивным заказчиком данной продукции). "Evinrude" планирует выпускать также всеядные движки и для гражданского рынка — мощностью 30, 55, 80, 115 и 200 л.с., но когда это случится, никто из представителей компании сказать не смог. На мою просьбу снять колпак с чудесного превращенца "канадские американцы" ("Evinrude" принадлежит сегодня потомкам основателя компании "Bombardier") не откликнулись...
Другое сногсшибательное слово произнес "Бостонский китобой", который, как и "Меркури", принадлежит "Brunswick". Все уже давно не удивляются половинке "китобоя" — передней части катера, ровнехонько отполосованной мотопилой и в рекламных целях бороздящей воды перед набитой зеваками майамской набережной. Так фирма прославляет непотопляемость собственных корпусов. Видимо, за эту особенность "бостонцев" любят силовики разных континентов (продукция фирмы экспортируется в 48 стран).
На этот раз "китобои" впервые в катеростроении во всеуслышанье демонстрировали активный палубный амортизатор. Правда, шел он только как опция (2100 долл.) на самом большом катере фирмы — "320 Outrage" (длина 9.8 м, ширина 3.3 м, осадка 0.55 м, вес 3855 кг, пассажировместимость 14 чел., два 225-сильных "Меркури", цена полностью 155 тыс. долл.). Запатентованная система пневматических цилиндров, установленных под частью палубы, ограниченной кокпитом и пассажирскими сиденьями, позволяющая уверенно гасить резонные вопросы встречной волны, выглядела довольно новаторски. При желании систему можно быстро отключить простым нажатием кнопки.
Веское слово готовилась сказать и "Yamaha", представившая публике 300-сильный и очень экономичный (3.3 л) двухтактник с прямым впрыском, предназначенный в основном для крутой "оффшорки". Но японцы, известные своей долгой раскачкой, на этот раз явно недооценили возможности американских конспираторов. И "Tohatsu", и "Nissan" выглядели очень бледно, а вроде бы достойный "Suzuki", полностью перешедший на четырехтактники в Северной Америке, чувствовал здесь себя страшно неуютно. Не лучшим эта бот-шоу оказалась и для "Honda", видимо, достигшей определенного предела как в морских разработках, так и в пиротехнических маркетинговых уловках.
Посетителей завораживали РИБы американской компании "Nautica", производящей всего-то 450 посудин в год. Но каких! Самый большой РИБ этой компании (длиной 10 м) оборудован дизельным стационаром. У "Nautica" много госзаказов, отсюда и цены: на выставке демонстрировался прототип модели, созданной для флоридской полиции (стоимость его 410 тыс. долл.). Материал баллонов — исключительно хайпалон. Любопытно, что на использование этой ткани перешло сегодня большинство компаний, присутствующих на местном рынке.
Среди прочих забавностей упомяну "королеву бала" — 50-метровую трехуровневую суперяхту от "Christensen" по имени "Мистика" стоимостью 20 млн. долл. На борту — 16 первоклассных, обильно отделанных вишней и мрамором кают, кинотеатр. Кают-компания отделена от столовой 1000-литровым аквариумом с морской водой. Если уставшим от биржевых акций глазам надоест смотреть на экзотических рыбок, то при одном нажатии кнопки аквариум загородит плоский телевизионный экран. На яхте имеется даже лифт, ну и, конечно же, значительных габаритов джакузи.
Из этой же экстравагантной серии — 20-метровая яхта "Magnum 60", принадлежащая рок-певцу Лени Кравитцу. Судно развивает скорость до 67 миль/ч благодаря двум 1800-сильным дизелям. Интерьеры отделаны исключительно бьющей в глаза нержавейкой и персидскими коврами. А спальня рок-звезды от стены до стены покрыта пушистым мехом, подозрительно похожим на красно-книжного белого медведя с острова Врангеля.
Самую маленькую лодку выставил на бот-шоу французский "Zodiac". Это был двухметровый "Кадет" за 799 долл., рассчитанный под четырехсильный мотор.
На выставке можно было познакомиться с прибамбасами для рыбалки и дайвинга. В первую очередь надо выделить миниатюрный компрессор, соединенный с четырехсильным "хондовским" движком фирмы "Air Line". Весит эта конструкция всего 24 кг, но с ее помощью два подводника на одной заправке движка могут работать на 30-метровой глубине до трех часов. Стоит все это около 2000 долл. и вполне может пригодиться для таких целей, как ремонт корпуса судна или замена винта при непредвиденных обстоятельствах.
Уже покидая Майами, мы заметили в иллюминаторе перегревшегося "аэробуса" блестевший в лучах закатного солнца одномоторный самолетик, который устало нарезал круги над курортом и упрямо тянул за собой в будущее черный плакат "Mercury-Verado".