За двадцать с лишним лет своего существования ростовскому спортивно-техническому клубу "Патриот" довелось испытать и взлеты, и падения. Как и для подавляющего большинства подобных спортивных организаций, самым тяжелым периодом оказались кризисные времена, связанные с распадом СССР, когда и без того тонкий ручеек государственного финансирования окончательно иссяк. Однако "Патриот" сумел не просто остаться на плаву — преодолев трудности переходного периода, клуб успешно развивается, осваивая новые области деятельности и открывая новые горизонты.
Главный "капитал" клуба — это в первую очередь люди, энергия и энтузиазм которых не дали зачахнуть водно-моторному спорту, имеющему в Ростове-на-Дону давние традиции. Но не секрет, что этот вид спорта относится к категории "дорогих", и на одном энтузиазме здесь далеко не уедешь. Каким же образом "Патриоту" удалось справиться с финансовыми проблемами, которые испытывало и продолжает испытывать российское водномоторное сообщество?
— Действительно, "золотые" восьмидесятые, когда вопросы спорта решались на правительственном уровне, когда выделялись бюджетные средства на проведение соревнований и походов, закупку лодок и моторов, давно прошли, хотя большая часть приобретенной в те годы техники эксплуатируется членами клуба и по сию пору, — рассказывает директор СТК "Патриот" Сергей Кузнецов. — С началом перестройки нам уже было не потянуть такие масштабные мероприятия, как, например, поход на мотолодках из Ростова-на-Дону в Керчь, который мы организовали в 1985 г. в честь 40-летия Победы. Проведя практически на чистом энтузиазме последний в советской истории чемпионат СССР по водно-моторному спорту, мы поняли, что "кормильцев" у нас теперь нет и что надеяться можно только на собственные силы. Надо заметить, что даже в самые трудные времена никто из нашего коллектива, костяк которого составляют преподаватели, а также бывшие и нынешние курсанты Ростовского речного училища, и не подумал сложить руки и найти себе более спокойное и выгодное занятие. Больше того: наши ряды продолжали пополнять увлеченные люди, такие, например, как В.М.Сисекин, капитан второго ранга, бывший подводник, большой энтузиаст плаваний на морских ялах. С тех пор наши парусники без дела не стоят, а дважды в год проводятся длительные многодневные походы, которые позволяют закрепить навыки, полученные курсантами штурманского отделения, а также "оморячить" новичков. В общем, основной проблемой для нас было финансирование. С переходом страны на рыночные рельсы начался расцвет кооперативов, банков и прочих коммерческих структур. Переняв опыт зарубежных спортсменов, мы стали привлекать новоиспеченных отечественных коммерсантов в качестве спонсоров, размещая их рекламу на гоночных судах и для оформления спортивных мероприятий. Частично это решило денежные вопросы клуба, однако требовался более надежный и прогнозируемый источник средств. И в итоге мы пришли к такому решению: клуб должен сам заниматься коммерческой деятельностью, чтобы не зависеть от капризов сторонних партнеров. Вполне естественно, что остановились мы на той области, которая всегда была нам наиболее близка — на лодках и моторах. Хотя сама по себе торговая деятельность оказалась для нас делом новым, опыт наших механиков позволял рассчитывать на то, что будущие покупатели смогут не только получить грамотные консультации при выборе техники, но и решить возможные проблемы с ее ремонтом и обслуживанием.
Надежды оправдались — на сегодняшний день СТК "Патриот" относится к числу крупнейших поставщиков водно-моторной техники в Ростове-на-Дону. Клуб является официальным дилером компаний-производителей подвесных моторов "Mercury", "Mariner", "Yamaha" и "Tohatsu". Заключены дилерские договоры и с отечественными судостроителями — петербургскими предприятиями "Адмиралтейские верфи" (производителем алюминиевых лодок "Мастер)", "Мнев и К", "Флинт". Кроме того, "Патриот" предлагает ростовчанам широкий выбор другой водной техники и сопутствующих товаров отечественного и зарубежного производства, а также оказывает владельцам катеров, лодок и гидроциклов консультационную и сервисную поддержку.
Однако основной целью СТК "Патриот" по-прежнему остается развитие водно-моторного и парусного спорта, на что и расходуются заработанные средства. В прошлом году, например, без привлечения стороннего финансирования, силами самого клуба было проведено сразу несколько спортивных мероприятий, в числе которых — гонки в честь Дня Победы и Дня города, крейсерская гонка по рекам Дон и Маныч, соревнования в рамках акции "Спорт против наркотиков" и на приз капитана Ростовского морского порта.
Планы на предстоящий сезон еще более масштабны — ожидается дальнейший рост популярности открытых гонок на серийных прогулочных судах (по старой терминологии — на судах народного потребления), и уже 9 мая от причала клубной базы стартует маршрутная гонка Ростов—Старочеркасск—Маныческая—Веселый—Азов протяженностью около 300 км, а на трассе, проложенной вдоль городской набережной, состоятся кольцевые 5-мильные гонки. В обеих спортивных встречах смогут принять участие все желающие на лодках как промышленной, так и самостоятельной постройки. Несколько представительных встреч планируется провести и в разгар сезона. В ближайшие планы "Патриота" входит даже проведение первой в Ростове-на-Дону бот-шоу! Организаторы рассчитывают, что во всех запланированных мероприятиях примут участие не только ростовчане, но и энтузиасты водно-моторного спорта со всей страны.