История гонщика
"Трайтона" (так название завода звучит по-английски) возглавляет человек под невозможным именем Ерл Бенц. Родился он в Южной Каролине и с 16 лет не только вовсю помогал своему дяде продавать катера и моторы, но и принимал участие во всевозможных соревнованиях, а к 20 годам уже попал в основную команду "Mercury racing". За восемь лет выступлений Бенц девять раз выигрывал чемпионат США, два раза становился первым на чемпионатах мира. Примерно в это же время он подписывает контракт с лидером рынка того времени фирмой "Hydra-Sports" на разработку катерных корпусов для "басятников" ("басс" — североамериканский окунь). И к моменту окончания спортивной карьеры (1981) Бенц уже вице-президент и генеральный менеджер предприятия. Еще через два года он организует собственное производство пластиковых катеров для рыбной ловли — "Stratos". Качество лодок соответствует названию (стратосфера), а продажи бьют все рекорды. Законодателю мод девяностых — "ОМС" — ничего не оставалось делать, как с потрохами приобрести бренд, а Бенца назначить своим вицепрезидентом. В те годы лишь в секторе пластиковых корпусов вышеупомянутой корпорации-монстра, в который входили "Stratos", "Hydra-Sports", "Qwest", "Javelin", трудилось почти 900 человек. Напомню, что "ОМС" плюс к этому владела такими известными марками подвесников, как "Johnson" и "Evinrude".
Ерлу удалось добиться от законодателей штата решения о прямом субсидировании экологических программ из прибыли компаний, производящих любую рекреационную продукцию. Но когда прозорливому Бенцу не удалось предостеречь совет директоров от принятия ошибочных стратегических решений, он добровольно покинул президентское кресло. За ним из "ОМС" последовало несколько ведущих конструкторов и топ-менеджеров. Результат известен — водномоторный гигант уже через четыре года после этого обанкротился. Добавив к благодатному человеческому субстрату 6 млн. долл., одолженных под свое имя у друзей, Бенц в 96-м без колебаний построил в Теннеси наисовременнейший завод. Так, в общем-то случайно, и родился знаменитый ныне "Triton". Правда, сегодня это уже не только пластик (54 наименования), но и алюминий — в штате Миссисипи, на втором предприятии Бенца, производится 44 сварные модели для охотников и рыбаков и 17 модификаций рекреационных понтонов. А для силовых структур выпускаются сверхнадежные модели под маркой "Triton Enforcer".
Внезапные испытания
Я приехал на Ашландский завод, чтобы досконально выведать истоки той безапелляционной репутации, что сопутствует любым изделиям с маркой "Ерл Бенц". Но уж никак не ожидал, что прямо с порога попаду на испытания очередной тритоновской новинки — 7-метрового желтого красавчика "Tr 21 Х" стоимостью 49 тыс. долл. вместе с 250-сильным мотором и трейлером. Мало того, для каталожных фотосъемок заводчане подтянули к многокилометровому водохранилищу с мутноватой весенней водой еще и алюминиевый "DV176 Magnum" cc 115-сильным "Evinrude" с прямым впрыском на транце (19 тыс. долл. в данной комплектации плюс трейлер).
— Кстати, кстати ты подъехал, — как-то даже радостно приветствовал меня начальник международного отдела Брэд Ламонтанья, — давай побыстрее переодевайся и прыгай в катер!
Ламонтанья продает новоиспеченных "Тритонов" по всему свету ( в списках дистрибьюторов я вычитал и российского "Моремана", но на первом месте тут Испания — около 30 катеров в год), хотя все-таки 90% потребительского рынка фирмы приходится на Северную Америку.
Вот так — из огня да в полымя — оказался я в серьезном деле с классической лодкой для "басятника". Дело все в том, что ловля американского окуня (их два вида — большеротый и малоротый) в Северной Америке давно уже не только развлечение для усталых дядек и их сыночков, но и громадный многомиллиардный бизнес. Ежегодно проводятся десятки турниров, где разыгрываются немалые, вплоть до сотен тысяч долларов, призы. Подсчитано, что на спортивной окуневой ловле 21 американец заработал более миллиона долларов, а в целом данной страстью охвачено около 30 млн. человек. Сам президент Буш "заражен" этой рыбалкой и не гнушается устраивать приемы в Белом Доме для членов Ассоциации "басятников"! Углубляться в данном направлении более не стану, поскольку журнал уже запланировал в начале августа "прямой" репортаж с финала состязаний "Bass Master Classic". Скажу только, что соревнования проводятся, как правило, на крупных озерах или водохранилищах, а награждение победителей проходит на стадионах, куда набиваются до 30 тыс. человек!
Так вот, умнейший этот окунь постоянно в водоеме мигрирует и может оказаться как на 20-метровой глубине, так и там, где Пушкину по колено. По правилам соревнований, рыбу надо предъявить судейской коллегии в добром здравии, а после скрупулезного взвешивания отпустить рекордные "хвосты" на волю. Этими требованиями и обусловлены главные конструктивные особенности "бассовых" катеров, будь они пластиковые или алюминиевые, или еще какие; их скорость должна сочетаться с маневренностью, рыболов должен уверенно перемещаться по палубе и при случае вставать во весь рост в любой точке судна, а на борту должно умещаться великое множество рыболовных прибамбасов, и в первую очередь садки с проточной водой для трофеев.
По историческим сведениям, первую типично "окуневую" лодку построил в 1948 г. техасец Холмс Турмонд и назвал ее "Skeeter" (москит).
По счастью, ходовые испытания проводились исключительно на органолептическом уровне, без единого прибора, учитывались только объективные мнения наездников (меня и Брэда) и суждения именитых тузов с катера сопровождения, где за рулем сидел один из старейших конструкторов предприятия Хомер Макинтер, а сразу позади него на специальной вышке с фотокамерой в руках парил над головами вице-президент "Тритона" Нил Харт. Кстати, именно он привлек на щит фирмы имя посейдонова сына, правда, не за помощь в поисках золотого руна, а за умение повелевать штормами.
Забавно, что дизайнерские способности Хомера уже несколько лет не востребованы, поскольку он так и не научился обращаться с компьютером, зато в кабинете до сих пор с гордостью держит самый настоящий кульман. К стрингерам седой Хомер отношения не имеет, а лишь заведует бортовой графикой.
Под 250-сильным "Verado" желтый стиляга мгновенно вышел на глиссирование и мигнул нам цифиркой на спидометре — 75 миль. Все маневры выполнялись в скоростном диапазоне от 60 до 70 миль/ч — самое то для профессионального бассиста. Рулевое управление "Tr 21 X" снабжено гидравликой, так что вращать баранку можно преспокойно и одним пальцем. Сидеть во всех позах было чрезвычайно комфортно: кресла люлечного типа не только регулируются по высоте, но и снабжены специальными пружинами для своевременного сглаживания непредвиденных водных шероховатостей.
В поворот катер входил уверенно, причем можно было не бояться оверкиля или незапланированной водной процедуры и практически не сбрасывать скорость. Возникала на мгновение иллюзия срастания в единое целое человека и "Тритона". Корпус последнего никак не реагировал и на небольшую боковую волну, что мы периодически ловили, меняя туда-сюда галсы. Ничто не скрипело и не гремело, создавалось ощущение добротной серьезности. Не появлялось на "деке" и брызг, даже при резких разворотах они оставались далеко позади.
— Корпуса — это "тритоновское" ноу-хау! — перекрикивал теплый ветер Брэд. — Никто из современных стеклотканщиков не обладает нашими технологиями. У "Тритона" на борту — ни грамма дерева, даже в транце!
— Чем же отличается данная серия "Х" от всего модельного ряда? — про кили и стрингеры я говорить был не готов, поскольку толком ничего не знал и в цехах еще не отирался.
— Вообще, отличий около 35. Когда мы задумывали "иксы", то во главу угла ставили поведение катера на большой воде, рыболовную продуктивность и безопасность. Именно за последнюю "Тритон" получил в конце прошлого года специальную премию от Национального совета по безопасности на воде. Катера этой серии оборудованы оригинальным складным пластиковым трапом, который под силу вытянуть из транцевой части по левому борту даже самому малосильному горемыке, нечаянно свалившемуся за борт. Ведь, что греха таить, забраться на любую "басс-лодку" без посторонней помощи невозможно.
Алюминиевый 700-килограммовый пятиметровый зеленый "Магнум" и внешне, и по поведению гляделся более тяжеловесным, нежели галантный семиметровый "Х" водоизмещением 900 кг. И дело тут не только в том, что на заводе в Миссисипи вручную варят 7-миллиметровый алюминий (раскрой листов ведет компьютер), а просто мотор чуть послабее, да и гидравлика на руле не стоит. Вообще "Магнумы" со своим корпусом "глубокое V" предназначены в первую очередь для любителей потролить окуня в любую погоду, даже при солидном волнении — такое тоже иногда случается!
Здесь рождаются дети Посейдона
Ашландский завод, где ежедневно трудится около 250 человек, я честно промерил вдоль и поперек не менее трех раз и могу смело вас уверить, что столько ручного труда в самом центре "загнивающего капитализма" еще не встречал. Может быть, поэтому руководство предприятия разрешило совать нос куда угодно, фотографировать все, что в голову взбредет, и спрашивать кого угодно и что угодно. Весь тритоновский эксклюзив — не в мудреных гейтсовских программах для ПК и новейших станках, а в глубоком понимании сути классического катеростроения, причем и с охотницкого, и с рыбацкого пригорка.
Во-первых, как упоминалось выше, дерево у Бенца запрещено, значит, даже теоретически ничто никогда не загниет. Корпуса фирмы "покрыты" пожизненной гарантией для первой руки (при перепродаже новый владелец получает ее на 10 лет). Во-вторых — монолитный стрингерный скелет (система запатентована под названием "Zero Flex") соединен с цельным композитным транцем. Толщина и состав стекловолокна в различных местах разные, но есть критические точки, где этот "легкий пластик" может выдержать нагрузку в 200 т! К корпусу все крепится полиуретановыми мастиками с применением реагентов, используемых в авиационной промышленности. Полости заполняются под давлением пенонаполнителем, что делает лодку непотопляемой. Все выполняется вручную, в несколько слоев, в цехах очень вонюче и грязно так, что подошвы к полу липнут — могу показать испорченные кроссовки. Зато труд этот вызывает огромное уважение и веру в завтрашний день. В конце концов, получается цельная кор-пусно-стрингеровая конструкция со 100%-ным контактом. Например, подсчитано, что у испытанного мною семиметрового "икса" общая длина соединения сплошной секции набора с корпусом около 90 м!
Идем далее. Все палубные элементы намертво крепятся к корпусу связующим, которое применяет "Дженерал моторс" в автомобилях, после чего для пущей надежности все стягивается нержавеющими болтами. В результате получается почти рамный внедорожник для любых морских забав, где и палуба, и корпус — все работает в едином режиме.
Ежедневно тут может производиться до 30 корпусов, на окончательную сборку катера потребуется еще около недели (для самых крупных морских моделей — до трех).
Теперь переходим к внешним обводам. Налицо куча оригинальных новшеств. У Бенца "по корпусу" запатентовано много всего, но прежде всего следует упомянуть так называемую "килевую подушку": отчетливо выступающий в кормовой части киль, как-то плавно переходящий в ложбинку, а ближе к носу и вовсе в ровную поверхность. Это конструктивное решение, когда под днищем идущего с малым углом атаки судна с водой активно смешиваются пузырьки воздуха, увеличивает эффективность работы движителя, заметно влияет на скорость, снижает восприимчивость корпуса к волне и смягчает удары.
В целом внешний "скелет" выглядит очень продуманно и поучительно — ни одного прямого угла, все ребра с каким-то заметным выпендрежем. Но зато внутрь любого "Тритона" вряд ли когда залетят непрошеные брызги, и рыбак с уверенностью может вываживать 10-килограммового окуня с самого носа, без боязни свалиться за борт.
Кофе под оленьей головой
Еще Ерл Бенц, как оказалось, не только заядлый рыбак, но и страстный охотник. Поэтому все стены кабинета президента и владельца "Тритона" украшены рогатыми головами добытых им по всему миру трофеев. В этом году, например, он собирается к нам на Камчатку за снежным бараном и медведем.
— Так что же все-таки является приоритетом для "Тритона" в XXI веке — скорость, охота и рыбалка или путешествия? — я с чашечкой кофе уютно расположился в кожаном кресле под задумчивой головой оленя Вапити — мечте любого местного охотника.
— Ни то, ни другое, ни третье, — очень добродушно улыбаясь, причем не только губами, но и глазами, заговорщически — полушепотом — ответил Бенц. — "Тритон" — это все вместе взятое.
— А понятнее?
— Например, "X-press" будет посильнее нас в скорости, "Ranger" и "Skeeter" имеют отменные характеристики корпусов, "Bayliner" и " Sea Ray" сегодня признанные лидеры в рекреационном сегменте, "Tracker" успешно реализует 23 тысячи катеров в год. Тем не менее собрать все воедино удалось лишь здесь, в Теннеси. Да, мы не самые быстрые, не самые дешевые, не самые стильные, но, не побоюсь сказать, первые в индустрии по эргономичности, универсальности и продуманности всех элементов катера в зависимости от его назначения. К тому же "Тритон" никому не навязывает пакетных соглашений, покупатель может приобрести как отдельно катер, так и в комбинации с мотором и трейлером. Конечно, подвесные двигатели от "Mercury" пользуются большим спросом, но ты, видимо, подметил в цехах, что на транцах стоят и "Yamaha", и "Honda", и "Evinrude".
Информация об изображении
Брэд Ламонтанья демонстрирует комбинацию продольных реданов и брызгоотбойников
— Но все ваши модели оборудованы исключительно эхолотами "Lowrance" и электромоторами "Minn Kota".
Брэд Ламонтанья демонстрирует комбинацию продольных реданов и брызгоотбойников
— Эти рыболовные аксессуары идут как опция, а отмеченные тобой фирмы предложили такие контрактные условия, что отказаться от них было бы просто непростительно. Успех маломерного судостроения сегодня зависит далеко не от электроники и демпингового пакетирования корпуса со всем и вся. Главное — понимание того, для каких целей будет использоваться катер и, конечно же, собственноручное предметное и жесткое тестирование продукции.
С последними словами профессионального гонщика трудно было не согласиться, тем более что во время всей беседы Ерл Бенц вертел в руках покусанный окунями зелено-коричневый воблер, один из тех, что украшали трофейную стену его кабинета.