Ярмарка или клуб по интересам?
По составу участников нынешняя выставка вполне презентабельна: около 140 экспонентов, что больше, чем в прошлом году и даже чем на московской MIBS-2004, тем не менее кажется, что экспозиция при этом до обидного лгала по размерам — всего один наполовину занятый павильон плюс приблизительно такая же площадь снаружи на берег у Гавани и у плавучих бонов. Более того, создавалось впечатление, что по сравнению с прошлым годом она даже слегка сократилась, меньше стало крупных моторных и парусных судов, на стендах не видно некоторых участников прошлых лет, здравствующих и ныне. В чем причина? Очевидно, что не в затратах — стоимость аренды площади вполне приемлема по современным меркам. По словам "отказников", коммерческая отдача от выставки недостаточна, к тому же приходится отрываться от активной работы в самый разгар сезона, находить "свободные" образцы продукции, беспокоиться о поиске места спуска на воду (а на территории "Ленэкспо" его нет и в помине). Можно считать, что питерская бот-шоу заняла нишу своеобразного общественного мероприятия, места сбора и общения тех, кто так или иначе причастен к малому судостроению — профессионалов и любителей, владельцев собственных судов, яхтсменов и водномоторников. Среди зарегистрированных посетителей большинство (35%) — руководители и специалисты судостроительных предприятий, представителей же торговых организаций относительно мало. "Общественной" роли выставки способствует и широкая программа сопутствующих спортивных мероприятий — гонки парусных яхт, аквабайков и надувных моторных лодок. О ее важной роли в водноспортивной жизни города говорили в приветственных речах вице-губернатор С. Б. Тарасов и президент Федерации водно-моторного спорта А.И.Ишутин. Именно на этой бот-шоу в год официального празднования столетия водно-моторного спорта в России состоялась презентация книги, посвященной его истории. Работал также стенд Федерации водно-моторного спорта России.
Ядро экспозиции образовали постоянно участвующие в выставке предприятия — "Адмиралтейские верфи", "большая тройка" питерских производителей надувных лодок "Мнев", "Лидер" и "Фрегат", представители "Mercury" и "Yamaha" и некоторые другие, успешно работающие компании, знакомые читателям по регулярным публикациям в нашем журнале.
Престижные моторные яхты "Аквадор" от известного финского производителя "Bella Veneet OY" представила питерская фирма "ХарлТоп Марин". Редакция, начиная с этого номера, предполагает провести тест всех ее моделей.
Адмиралтейцы представили новинку — хардтоп на основе модели "Мастер-540", оборудованный остекленной пластиковой рубкой и тентом. Полный комплект, включающий 115-сильный "Mercury", стоит немало, около 26 тыс. долл., но уже способен составить конкуренцию монополисту в лодках подобной композитной конструкции — финскому "Silver". Ряд разборно-надувных лодок "Yamaran" пополнился моделями с жестким корпусом, разработанными при участии предприятий "Мнев" и "Курс". Фирма "Флинт", специализирующаяся на моторных и парусных судах из стеклопластика, представила в этом году РИБ длиной 5.3 м. К интересным особенностям его конструкции надо отнести наличие самоотливного высокобортного кокпита и встроенного топливного бака из нержавейки. В ближних планах — разработка еще двух моделей длиной 3.4 и 9 м.
"Надувные" экспозиции традиционно отличала наибольшая плотность лодок на единицу площади. Фирма "Мнев и К" новинок не представила, сделав ставку на опциональное расширение ассортимента. Уже известные модели получили исполнения "люкс", полностью оборудованные как для рыболовных, так и для гоночных применений. А конкурирующая фирма "Корсар" пошла по пути расширения предложения. Среди новинок оказались модели надувных лодок с днищевыми спонсонами, способствующими повышению скорости хода, а также забавный надувной виндсерфер и буксируемый матрас-параплан для пляжного времяпрепровождения. Одним из наиболее запоминающихся экспонатов стал катер на воздушной подушке, выставленный Кировским заводом. Оборудованный тянущим винтом, эффективно работающим одновременно на поддув воздушной камеры, он развивал очень неплохую скорость на акватории Гавани, но, похоже, испытывал некоторые трудности при маневрировании в ее тесноватом ковше — "передняя" схема привода имеет свои ограничения.
О тех, кто пришел и кто ушел
Интересно, что некоторые заметные экспоненты приехали к нам впервые и в более крупных бот-шоу до сих пор еще не участвовали. Так, казанский предприниматель В.Матяж выставил целую гамму небольших пластиковых моторных лодок заметной желто-черной окраски, очень привлекательных по стоимости — примерно на четверть более дешевых, чем питерские аналоги. Его фирма "Татскан" существует четыре года, располагает внушительными производственными мощностями и делает ставку на отечественное полиэфирное сырье и стекломатериалы. Работать с нашим материалом труднее из-за менее стабильного качества, тем не менее за счет применения автоклавного оборудования фирме удается выпускать довольно прочный корпусной стеклопластик. Также впервые в Петербурге была показана пластиковая моторная лодка "Альбатрос" предприятия "Строй-плюс" из Набережных Челнов. При компактных размерах (4.4x1.75 м) и очень умеренной стоимости в 100 тыс. руб. она вполне добротна конструктивно и показала хорошие ходовые качества. Отчет об испытаниях этой лодки на "мерной миле" "КиЯ" представлен читателям в этом номере журнала.
После годового перерыва нам вновь довелось выйти в залив на "Стреле-4", производимой в Комсомольске-на-Амуре и уже побывавшей на "мерной миле "КиЯ" (см. №187). По результатам прошлогоднего теста у нас возникло немало нареканий к продукции авиастроителей, но — увы! — "четверка" осталась практически прежней. Выставочный экземпляр был, как и ранее, перегружен мощностью (130 л.с.), и на ходу, даже по прямой, шел с постоянным креном. Показательная мелочь — при наличии на транце недешевой "Honda 130" мы вновь не обнаружили на посту управления главного прибора — тахометра. Единственно, вместо "жигулевских" сидений, которые на открытой лодке долго не живут, были установлены импортные пластиковые кресла. К тому же выставочный образец имел заметную деформацию правого борта в районе транца, то ли он приобрел ее в ходе демонстрационных плаваний, то ли был привезен в таком виде.
Большое сожаление вызвало у многих наших читателей почти полное отсутствие "парусной" тематики. Лишь постоянный участник выставки — компания "Bellamer" — представила "вживую" сразу три разные яхты: "большой" "Hunter" и две лодки под торговой маркой "Santer". Среди них—хорошо известный нашим спортсменам "Santer 760R" и более крупный "Santer 900", пригодный даже для отдыха с комфортом. Приятно удивило и появление на выставке известной компании "Elan" из Словении. Предприятие существует уже 30 лет и производит большими сериями круизные парусные яхты, катера и моторные лодки из стеклопластика. Братья-славяне приехали с намерениями установить отношения с дилерскими организациями в России и выбрали для начала именно питерскую бот-шоу. А вот присутствие северных соседей — финнов, шведов — заметно ослабло. Похоже, они по степенно "сдают" наш рынок по; напором агрессивного маркетинг; производителей из Центральной и Южной Европы. Отдельные представители финских торговых фирм хорошо известные в судостроительных кругах, мелькали среди посетителей, но ограничивались целевыми контактами с надежными оптовыми покупателями. Катамаран верфи "Артмарин" появился уже под занавес выставки, а парусный "фофан этой же фирмы демонстрировало не на воде, а на берегу. Был, правда еще один парусный экспонат, но о нем мы скажем чуть позднее.
Кого не хватало особенно остро, так это специализированных организаций — поставщиков материалов для малого судостроения. Не имели своих экспозиций ни "Альтаир", ни "Композит", ни один из отечественных производителей судостроительных полимеров и алюминиевого проката. Лишь ЗАО "ПТК "Сфинкс" показало хороший ассортимент тканей для армирования пластиков, в том числе и высокотехнологичных, с арамидным и угольным волокном, даже с экзотической декоративной металлизацией, но, к сожалению импортных и весьма недешевых. Нежелание поставщиков материалов и технологического оборудования идти на открытые контакты с "малыми" судостроителям симптоматично и еще требует осмысления. Косвенным образом это свидетельствуй о "доморощенности" подавляющего большинства отечественных судостроительных фирм и наводит на грустные мысли о применяемых ими технологиях — похоже, еще дедовских. Что, безусловно, не может не сказываться на качестве и на долговечности изделий — одного энтузиазма и хорошего проекта сейчас уже мало. Суля по жалобам наших читателей на качество ряда широко разрекламированных отечественных судов, налицо определенный технологический кризис, вызванный как незнанием ассортимента современных материалов, так и неумением с ними работать. Здесь есть над чем задуматься...
О гвоздях, золотых и ржавых
Теперь о том, что особенно бросилось в глаза: гвоздем выставки, без сомнения, можно назвать парусную яхту "Веста", построенную питерской компанией "Morozov-Yachts". Великолепно сделанное судно вызывало восторг у всех без исключения посетителей, многие из которых так и не смогли поверить, что корпус изготовлен из алюминия — настолько высоко было качество его отделки.
Экспонатом со знаком "минус" стал, пожалуй, катер "Стрела-8" объединения КнААПО. Огромный бесформенный, окрашенный черной матовой краской, он оказался своеобразным "стелсом" — даже стоявшие рядом с ним люди не обращали на катер ни малейшего внимания, настолько незапоминающимся и неряшливым выглядел его силуэт. Любопытно, но уже после окончания выставки многие посетители неоднократно спрашивали нас: "А где же была "Стрела-8", почему мы ее не видели?".
В этом экспонате, как в зеркале, отразились все основные болезни отечественных производителей — отсутствие четкого определения рыночной ниши судна, неумение (или нежелание?) довести, "отшлифовать" его до совершенства, а также отсутствие опыта работы с торговой сетью и с конечным (розничным) потребителем. Понятны и корни этих болезней — вот только не очень-то пока ощутимо желание излечиться от них...
Была на выставке и приятная акция: призы журналистских симпатий от "КиЯ" были вручены компании "Меркурий НИИ ТМ" за самый популярный мотор "Mercury-15" и фирме "Курс" за серию мотолодок "Дельта" и РИБов "Кальмар".
Несмотря на все эти досадные моменты и слабую рекламу, выставка, ставшая уже традиционной для Санкт-Петербурга, вызывает интерес у любителей отдыха на воде. Для ее посещения специально прилетают и приезжают люди из других (зачастую очень удаленных) городов страны. Об этом можно судить хотя бы по географии встреч с нашими читателями на выставке: здесь были и Москва, и Нижний Новгород, и Челябинск, и Екатеринбург, и Ростов-на-Дону, и Саратов, и Самара, Благовещенск и Владивосток, а также граждане Украины и Белоруссии. Приезжали даже семьями, чтобы в первую очередь увидеть товар на воде. Представляется, что организаторам выставки следует при проведении рекламной кампании обратить особое внимание на это отличие питерской выставки от московской MIBS. Для повышения активности участников бот-шоу, возможно, имело бы смысл несколько сместить сроки ее проведения, чтобы она не проходила в столь горячее время, когда любой товар для отдыха на воде продается, что называется, с колес, а склады производителей и дилеров пусты и на выставку им ехать не с чем.
Показательно, что, несмотря на всю "клубность" и скромный коммерческий потенциал мероприятия под названием Петербургская бот-шоу, выставка в целом, как отметили многие участники, становится интереснее и разнообразнее, участие или неучастие в ней — вопрос не столько выгоды, сколько престижа. Специалистам требуется общение, и июньский уик-энд на берегах Гавани предоставляет тому хорошую возможность.