На площадке удивило многое. Вначале я обратил внимание на аэробот, из числа производимых "ТехноСпортЦентром" совместно с американской верфью, но по собственному патенту, и даже принял участие в его испытаниях. На нем были установлены самые обыкновенные выклеенные по специальной геометрии воздушные баллоны, точно такие же, что ставятся практически на любой РИБ. Тем не менее обычный аэробот выглядел очень непривычно — в виде этакого аэрориба. Специалисты компании пояснили, что к его созданию их буквально вынудили клиенты, не принимавшие всерьез объяснения, что аэроботы не созданы для экстремальных гонок на глубокой воде.
Именно стремление части россиян иметь все и всегда "в одном флаконе" подтолкнуло к поиску инженерного решения, которое способствовало бы увеличению непотопляемости и динамической остойчивости аэроботов. Кстати, баллоны будут выпускаться как опция к серийным судам и могут быть легко установлены и демонтированы владельцем самостоятельно, для чего разработана соответствующая система крепления. Эти же крепления позволят тем, кто использует аэроботы круглый год, преодолевать непроходимые для других транспортных средств ледовые торосы. Кстати, порвать баллоны, благодаря выше упомянутой системе крепления будет весьма непросто, ведь установлены они выше уровня полимерной ледовой защиты, заподлицо с планширем. Компания обещала провести соответствующий краш-тест этой зимой. На вопрос, почему баллоны не продлены на всю носовую часть, мне резонно ответили, что нос аэробота должен быть жестким, поскольку иногда владелец судна, в зависимости от своего настроения, а порой и состояния, пытается с его помощью проложить дорогу в тростнике или повалить деревце-другое в подлеске.
На ходу баллоны вели себя прекрасно, нисколько не мешая глиссированию на больших скоростях, воды практически не касались и одновременно выступали своеобразным его амортизатором в поворотах при сохранении судном достаточного внутреннего крена. Не ощущалась резонансная раскачка, обычно появляющаяся на плоскодонных судах при неумелом повороте со сбросом газа. По ощущениям, она просто стабилизировалась баллонами обоих бортов. На мелководье испытатели пробовали различные повороты и развороты явно с целью оторвать баллоны или хотя бы порвать частично. Оказалось, что они нисколько не мешают судну выполнять развороты с проскальзыванием кормы на 180° и даже на 360°. Тем не менее испытатели этой техники не вняли уговорам попробовать выполнить то же самое на глубокой воде, заявив, что тесты проводятся по программе и резкие маневры на глубоководье на сегодня не запланированы.
Забегая вперед скажу, что, уже уезжая с площадки, я увидел, как кто-то осгервенело крутил лодку волчком на самом глубоком месте Лах-тинской гавани, причем без видимого ущерба для судна, которое, впрочем, "жаловалось" на такое отношение надрывным гулом перекручиваемого пропеллера.
Позже выяснилось, что баллон левого борта все-таки надорвался в месте его крепления к транцу, правда, немного, и было видно, что из-за недостаточной ширины одной из крепежных пластин.
— Торопились очень, начальство... — потупившись объяснили испытатели и обещали все исправить в следующей серии.
Еще одно усовершенствование аэроботов нам испытать не удалось, но появилось оно опять в точном соответствии с приведенной выше поговоркой. Никак не реагируя на объяснения компании, мол "ваша "пятая точка" — наилучший индикатор опасных скоростных режимов при передвижении по неровному льду или торосам", клиенты требовали, чтобы было все, как в грузовике. И вот вам — нате. Осталось только подобрать пружины разумной упругости. Конструкторы любезно пригласили меня приносить свой индикатор для проведения испытаний различных конструкций подамортизированных сидений. Обещали также, что вскоре смогут продемонстрировать еще невероятно эффективный ледовый тормоз, идея которого известна лет, может быть, 80, но, чтобы догадаться применить ее на аэроботах, специалистам компании понадобилось шесть.
Увидел я еще и банальное колесо. Колесо на лодке — уже интересно, правда? Именно о нем вспомнили производители продемонстрированного на той же площадке итальянского флайбота (О флайботах как таковых я уже читал в тех же "КиЯ"). Начальник летно-технического клуба "ТехноСпортЦентра" А. А. Баранов пояснил, что колеса на флайбот "заставили" устанавливать тоже клиенты, жаждущие универсальности и исповедующие философию "одного флакона". Пришлось изобрести "велосипед". Трехколесный, с убирающимися, как у "боинга" в полете, колесами. Удивительной оказалась система "руления". Кто помнит, что такое флайбот, знает, что маневрирование па воде осуществляется при помощи пера руля за транцем, приводимым тяговыми тросами, которые крест-накрест соединены с педалями. Было ясно, что переднее колесо можно сделать рулевым, только рискуя герметичностью корпуса лодки, при этом убираться оно не будет. Либо нужно было городить невероятно сложную систему, чтобы это колесо убиралось куда-нибудь верх или вбок, что неминуемо увеличило бы вес, сложность аппарата и воздушное сопротивление. А итальянцы этого не любят: "Tutto quello che се non costa, non pesa e non si rompe" (То, чего нет, ничего не стоит, ничего не весит и никогда не сломается). Поэтому они пошли простым, неожиданным, но единственно возможным в данном случае путем — переднее колесо сделали нерулежным, но свободно вращающимся вдоль вертикальной оси, а к обоим задним подвели тормоза, управляемые теми же педалями, что и водяной руль. Когда нужно повернуть, дается вперед та или другая педаль, подтормаживая соответствующее колесо. Возникает вопрос: "А если нужно просто затормозить?" Для этого надо быстро-быстро нажимать попеременно на обе педали. Вам это не напоминает принцип управления гусеницами на танке?
Еще одним доказательством того, что добьется успеха только тот, кто бережно храпит и регулярно перечитывает "КиЯ", стал трампофойл, или самокат на подводных крыльях (о нем "КиЯ", по-моему, писали лет шесть назад). Правда, называется он теперь по-другому: акваскиппер. И дизайн другой, но принцип тот же. Удивительно, но аппарат, имеющий почти отрицательную плавучесть и состоящий из трубочек и пластиночек, без всяких моторов перевозит стокилограммовых "седоков", вознося над поверхностью воды со скоростью до 27 км/ч! Справедливости ради нужно сказать, что сразу поехать на нем никому не удастся — здесь, как на парусной доске, требуется некоторый навык. Ощущение полета над водой стоит обычно нескольких купаний. В компании обещали не только продавать акваскипперы, по и оказывать помощь в обучении, в том числе даже по телефону, хотя и неясно, как именно. Мне тоже предложили попробовать, я отказался, но лишь по причине отсутствия купальных принадлежностей.
Я уже начал привыкать к демонстрации "старо-новых" забавных вещей, и, как старый, добрый клиент, потребовал "продолжения банкета": "Ну-у, что еще у вас новенького появилось?". Однако мне дали понять, что старым клиентом я не являюсь, правда, все же позволили посмотреть фотографии судов на воздушной подушке, которые компания начинает поставлять из США и собирать на основе только что подписанных дистрибьюторских контрактов. По рассказам одного из ее руководителей, недавно испытывавшего СВП, есть очень интересные идеи. Например, одно из судов оборудовано воздушными тормозами и способно двигаться задним ходом без всякого изменения угла атаки лопастей пропеллера. За счет старой идеи изменения направления воздушного потока, давно реализованной в авиации и на водометных двигателях.
Мораль этой статьи проста — изобретатели всех стран, вспоминайте.