Это предприятие, которому уже более 30 лет, строит моторные яхты из стали с 1985 г. Современная программа верфи включает шесть моделей яхт типов "Surprise" и "Contessa" различных модификаций с длиной корпусов от 10.6 до 15 м. Небольшой (всего 16 человек), но очень опытный персонал верфи строит превосходные лодки с чрезвычайно высокими потребительскими качествами. Это достигается как за счет тщательного выбора применяемых материалов и оборудования, так и постоянного контроля качества на всех стадиях технологического процесса.
Весь процесс проектирования ведется, естественно, только с применением компьютеров, а само "конструкторское бюро" состоит всего из двух человек. Как и большинство моторных яхт голландской постройки, яхты верфи "VRI-JON" пригодны как для плавания по внутренним водным путям (благодаря малой осадке и небольшой высоте надстроек), так и в открытом море (за счет высокого надводного борта и мореходных обводов). На всех яхтах обязательны системы горячей, холодной воды, фекальная и сточная цистерны, душ, отопительная система, устройство подключения берегового питания, комплект навигационной и радиоаппаратуры, брашпиль с электрическим или гидравлическим приводом. На яхтах длиной 9 м и более, кроме того, устанавливается носовое подруливающее устройство и, при желании заказчика, дизель-генератор (на яхтах длиной более 13 м он уже входит в стандартную комплектацию).
При изготовлении судна применяется современная технология: плазовая разбивка выполняется компьютером, а нарезка всех деталей набора корпуса и листов обшивки производится на плазменном автоматизированном стенде с программным управлением (лазерные стенды пока не применяются — голландцы консервативны и не склонны тратить деньги на модные новшества, если тех же результатов можно добиться уже апробированными методами). Во время нарезки на все детали сразу же наносятся необходимые стыковочные метки, а на листах наружной обшивки еще и размечается ватерлиния. Вся обшивка, независимо от длины и водоизмещения будущей яхты, изготавливается из стали толщиной 4 мм, именно поэтому в процессе многолетней эксплуатации обшивка корпуса не претерпевает никаких деформаций. Детали поступают на стапельный участок, где производится сборка корпуса подетальным методом. На заготовке деталей и сборке корпуса работают четыре человека, и изготовление корпуса занимает у них ровно один месяц, включая монтаж релингов и цистерн из нержавеющей стали.
После того как сборка закончена, начинается тщательная зачистка перед покраской, после чего корпус перемещают в покрасочный бокс. Его окраску, а также палубы, надстройки и нанесение ватерлинии выполняют два маляра, и уходит у них на это почти столько же времени, сколько на изготовление корпуса, а именно четыре недели. Покраска ведется под непосредственным надзором представителя фирмы, выпускающей краску. Покрытие наружной части корпуса состоит из пяти слоев (не считая грунтовки) — в итоге лакокрасочное покрытие без обновления держится до 15 лет и более, не теряя товарного вида (и, разумеется, без малейших следов коррозии на корпусе). На верфи нам довелось видеть подержанный 15летний катер, подготавливаемый на продажу, так вот за это время краска его корпуса ни разу не обновлялась, а по внешнему виду его было не отличить от новых катеров!
После полной окраски корпуса изнутри и снаружи в него монтируются двигатель и все системы. Эту работу выполняет один механик за две недели. При выборе силовой установки учитываются как предполагаемые скоростные характеристики лодки, так и экономичность, поскольку, по мнению голландцев, умеющих считать деньги, именно этот показатель имеет решающее значение при выборе моторной яхты.
Изнутри корпус покрывается слоем теплоизоляции пятисантиметровой толщины. Этим занимаются исключительно отдельно приглашаемые сотрудники специализированной фирмы, и уходит у них на это один-два дня. Затем идет внутренняя отделка.
Благодаря высокой организации производства и гибкой системе проектирования верфь может по желанию клиентов вносить изменения в базовый проект. Это касается выбора необходимого оборудования, иных принадлежностей, различных пород дерева для отделки интерьера, мебели. Четыре столяра выполняют работу в течение восьми недель. После этого уходит еще две недели на установку навигационных приборов, сантехники, электрических светильников, отопителей и другого оборудования. Все яхты имеют продуманный, удобный в пользовании и хорошо читаемый электрический щит, на который выводятся в числе прочего сведения о состоянии аккумуляторных батарей (напряжение, ток зарядки/разрядки, процент оставшегося заряда). Электрическая схема включает устройство для подключения берегового питания, автоматическое зарядное устройство, инвертор для преобразования постоянного тока 12/24 В в переменный 240 В. Пока идет монтаж и отделка интерьера, парусный мастер изготавливает тенты и чехлы. Вот и все — яхта готова.
Из яхт, серийно выпускаемых верфью "VRI-JON Jachten", наиболее интересной по техническому решению, на наш взгляд, является модель, которая впервые была представлена на выставке в Дюссельдорфе в 2004 г.: это "Hydro-Craft 46".
Проявленная изобретательность и творческий подход при ее конструировании позволили создать уникальную яхту. Двигатель "Volvo Penta" (но может быть установлен и "Yanmar") мощностью 190 л.с. работает на гидронасос, а гидравлический мотор с винтом расположен в поворотной насадке, имеющей угол поворота 180°. Такой движитель, названный фирмой "HYPROP", удобен при маневрировании в узкостях и при швартовке в стесненных гаванях: яхта практически одинаково управляется на переднем и заднем ходу! Следующая техническая новинка: виртуальная "приборная панель" — выведенный на экран бортового компьютера ряд индикаторов и органов управления судном и его уникальным движителем, включая пусковую кнопку главного двигателя.
Еще одно большое эксплуатационное достоинство новой яхты: очень низкая высота верхней точки надстройки над уровнем воды — всего 2.40 м (требование для прохода под мостами по каналам), — что в сочетании с чрезвычайно просторным интерьером, целиком расположенным на одном уровне, не часто встречается на подобных яхтах.
Флагманским кораблем верфи "VRI-JON" является яхта "Contessa 50". На этом судне особенно большие и исключительно комфортные жилые помещения, оно обладает хорошей мореходностью и великолепно на ходу. Выпускается в двух вариантах — с рулевой рубкой и с откидным верхом ("кабриолет").
Основные данные яхты "Contessa 50"
Длина наиб., м | 14.97 |
Ширина, м | 4.60 |
Осадка, м | 1.20 |
Водоизмещение, т | 22.00 |
Двигатели | 2х"Yanmar" 160 л.с. |
Дизель-генератор | "Panda 4.5 ND" |
Скорость, уз: | |
максимальная | 10 |
крейсерская | 7 |
Категория плавания | "В" Offshore |
В стандартном варианте эта яхта имеет две двухместные каюты с максимальным уровнем удобств. Предусмотрено оборудование еще двух спальных мест в салоне. Для яхты этого класса, разумеется, внутреннее оборудование и мебель оформляются полностью по желанию клиентов. Вместе с тем "Contessa 50" имеет свое "персональное лицо" и "представительную внешность", которые отчетливо узнаваемы.
Яхты меньших размерений "Contessa 45", "-40", "-37", "-33" в стандартном варианте имеют прибрежную категорию плавания ("C" Inshore), но могут быть дооборудованы и для получения морской категории "B" (ручные осушительные помпы, более толстые стекла на иллюминаторах и т. д.).
Очень хорошее впечатление производит "Contessa 37", при ее средних размерах и стоимости она уютна, удобна и вместительна.
Несмотря на столь краткое описание этих голландских моторных яхт, их характерные черты очевидны: это мореходность, надежность, комфорт и длительный срок службы.
И в заключение нельзя не сказать еще об одной характерной для Голландии традиции — проведении выставок-ярмарок яхт "second hand", на одной из которых побывал наш корреспондент. И, хотя тема культуры вторичного рынка судов в Голландии находится за рамками этой статьи, посещение этой ярмарки позволило сделать некоторые выводы о тенденциях в голландском яхтенном судостроении в последние годы. Очевидно заметное преобладание надежных водоизмещающих моторных яхт со стальными корпусами, экономичной силовой установкой и скоростями в диапазоне 6-12 уз. Большинство их имеют длину в пределах 8-15 м. Как правило, это суда смешанного плавания типа "река—море", они хорошо приспособлены для плавания по внутренним водным путям (поскольку имеют малую осадку и небольшую высоту надстроек) и в то же время сертифицированы по категории "В" европейской классификации (разрешен выход в открытое море при ветре до 8 баллов и волне до 4 м включительно). Представляется, что такие яхты вполне пригодны для эксплуатации на Северо-Западе России, а также на сибирских реках и могут представить большой интерес для россиян.
Следующая, не столь многочисленная группа — это большие роскошные моторные яхты длиной 17 м и более, с корпусами из стали или стеклопластика, как правило, уже имеющие сертификат категории "А" Ocean.
И последняя самая малочисленная группа: глиссирующие быстроходные моторные яхты различных размеров. Строительство подобных яхт с корпусами из углепластика в Голландии началось лишь в последние годы, и они пока не завоевали должного положения на рынке.
Учитывая характерные особенности многих акваторий России, вполне вероятно, что с ростом покупательной способности населения развитие отечественного рынка моторных яхт вполне может пойти по "голландскому" пути.
Борис Кришталь, г. Бремерхафен, Германия. Фото автора