Но значение ее для скандинавских мореходов-любителей весьма заметна. Здесь можно не только потрогать интересующую модель судна и посмотреть в реальном морском антураже, но получить хорошую скидку на многие товары в преддверии осеннего снижения продаж и даже ознакомиться с некоторыми новинками, которые по каким-либо причинам не успели "засветиться" в начале сезона.
Прохладное лето этого года не сказалось на объеме продаж товаров морской тематики: за первое полугодие оборот судов увеличился на 3%, моторов — на 16%, а число выставленных на UIVA-2004 лодок доросло до рекордных 300, шестую часть которых составил парусный флот. Ограничением стала сама акватория (площадью 2000 м2) гавани клуба, неспособной вместить больше экспонатов. Почти половину из них представили финские производители, заметно было также участие Швеции, США и Польши, а всего в выставке участвовало 19 стран мира.
Если говорить о наиболее качественных переменах по отношению к прошлогоднему событию, то стоит отметить явную тенденцию к расширению предложения классических быстроходных прогулочных катеров-кабриолетов в ретростиле, выполненных с использованием ценных сортов дерева либо стилизованных под деревянные, таких как 6-метровый "Quicksilver-20 Classic" по очень умеренной цене 35 000 евро. Финское отделение компании "Порт-Артур" помимо импорта известных читателям катеров "Karnic" организовала в Эстонии производство подобных стильных катеров с водометами и дизелями "Steyr" по проекту конструктора Свена Столе, приложившего руку к разработке многих популярных у нас моторных судов из Финляндии. Такие катера покупали большей частью шведы, но строители надеются заинтересовать ими и датчан, немцев, а также любителей классики из других стран Европы. Прочие "монстры" финского судостроения привлекали посетителей сниженными на 10-20% ценами на отдельные модели, а также демонстрировали опоздавшие к сезону новинки. Новый "Yamarin-5920" открыл новый ряд прогулочных моторных лодок в компоновке "Cuddy Cabin", с небольшой интегрированной в корпус носовой каютой, но не слишком сложно оборудованных. Строители полагают, что они будут интересны прежде всего небольшим молодым семьям. Симпатичные черты того же ретростиля — деревянные планшири, грубоватые прямоугольные формы деталей оборудования, тиковые палубы — характерны для новых моделей от "Finnmaster" и шведских "Uttern". Новинка от одного из самых обширных экспонентов, "Bella Veneet", — каютный 8.8-метровый "Aquador 28" — также была исполнена в традиционном для серии духе. Катер выгодно отличается от собратьев по бренду новой архитектурно-компоновочной схемой: проходы вдоль бортов стали шире и глубже, как в практичных катерах схемы "walkaround", полномерная же рубка-салон сохранила свой узнаваемый динамичный силуэт. Из-за несколько уменьшившейся вследствие этого ширины рубки конструкторы пошли на оригинальный шаг — переместили вход в малую спальную каюту из носовой части судна на верхнюю палубу; чтобы попасть в нее, надо поднять вверх длинный участок пайола в салоне, при этом открывается доступ в не слишком просторный, но широкий "первый этаж".
Оригинальные новинки показали и другие участники выставки. Довольно много было РИБов с корпусом из алюминия, часть из них оборудована водометными движителями. Подобная комбинация пригодилась бы и на нашем речном бездорожье. Один из небольших РИБов от фирмы "Interbarco" оснащен американским водометом подвесной конструкции "Jetpack" в едином транцевом модуле вместе с двигателем. Но по экспериментаторскому духу впереди оказались братья-поляки из Гданьска. Их совместная с норвежской компанией "Kaper Brisfjord" разработка — моторная лодка с трехкилевым корпусом, напоминающим сани Фокса, — привлекала внимание необычным дизайном и яркой расцветкой. Правда, пробный выход в слегка штормящий залив показал, что мореходность "оригинала" при более тщательном проектировании могла быть и повыше — группа заинтересовавшихся лиц приняла на попутной волне прохладный соленый душ на невысокой в общем скорости 35-40 км/ч.
В обширной яхтенной части экспозиции среди белоснежных красавиц от "Beneteau", "Elan", "BMB" и прочих "иномарок" с громкими именами сновали самые что ни есть демократичные швертботы и каяки с простейшим вооружением, управляемые полными достоинства бородатыми капитанами в клубных фуражках. Наиболее же покупаемым экспонатом, пожалуй, стал новый материал — рулонный перфорированный пенополиэтилен, который подкладывают под подушки сидений в кокпите — он не позволяет им слишком сильно промокать и плесневеть. Его цена по случаю презентации составляла "всего" 16 евро за 1 м2. Любит все-таки рядовой финский судовладелец свое судно и не склонен ни в чем ему отказывать, особенно если это будет способствовать его лучшей целости и сохранности.