В общем, и своей направленностью, и атмосферой "Sorlandets Batmesse Arendal" больше похожа на торговую ярмарку. Посетив ее уже во второй раз, мы с радостью повстречали старых приятелей, завели немало новых интересных знакомств и по традиции приняли участие в "тестовом семинаре", по полной программе испытав больше десятка лодок местного производства в лабиринтах окрестных фьордов и в открытом море.
Кто продает и кто покупает
— Наша выставка, которая проводится в Арендале уже 24-й раз, опять немного "подросла", — сообщил директор бот-шоу Йон Хёвик. — В нынешнему году в ней приняли участие 46 торговых и сервисных компаний, а также 47 судостроительных фирм, представивших 57 лодочных брендов. Всего судов различных типов здесь 182, причем 112 из них, наиболее крупных — на воде. "Ковш" гавани не вместил всех желающих, поэтому часть лодок пришлось размещать у причалов соседней марины. Посетили бот-шоу более 20 тысяч человек, в основном жители окрестных городов, расположенных в радиусе 150-200 км — Кристиансанна, Скиена, Порсгрунда, Мандала... Арендаль находится в самом центре морской курортной зоны, и многие воспользовались случаем, чтобы в начале сезона заодно навестить свои летние дачи. Выставка относится к категории "розничных", поэтому многие посетители не просто приценивались к предлагаемым лодкам, но и прямо на месте оформляли покупки. Один из участвующих в бот-шоу дилеров с гордостью объявил мне, что за два дня продал три десятка пластиковых мотолодок и РИБов — больше чем на миллион крон! Неплохо идут и крупные каютные катера, во многом благодаря тому, что в последнее время стало выгодно брать банковские кредиты — процентная ставка относительно невысока.
Информация об изображении
Коврик даже в очень сильную качку удерживает на месте посуду, мобильники, рации
— Надо сказать, что лодка для норвежца — еще и выгодное вложение денег, — добавил координатор "тестового семинара" Томас Вислёфф. — За подержанную пластиковую посудину можно выручить примерно такую же сумму, что была уплачена за новую пять-шесть лет назад — грубо говоря, теряешь только то, что неизбежно съедает инфляция. При этом стоит отметить, что подавляющее большинство даже совсем старых суденышек находятся в весьма приличном состоянии — норвежский климат вынуждает несколько зимних месяцев хранить лодки в "тепличных условиях" на берегу, и лишь совершеннейший лентяй не воспользуется случаем, чтобы оценить состояние корпуса и привести его в порядок. А вот с автомобилями, как, наверное, и у вас в России — совсем иная история, зимняя эксплуатация и соль на дорогах не идут им на пользу, поэтому с возрастом они очень быстро дешевеют...

Коврик даже в очень сильную качку удерживает на месте посуду, мобильники, рации
Кстати, о ценах. После первого знакомства с прайс-листами может создаться впечатление, будто норвежские лодки — одни из самых дорогих в мире. (Впрочем, нечто подобное можно сказать и о продуктах в местных супермаркетах). Нам объяснили, что причину следует искать в норвежской системе налогообложения — во-первых, отличающейся очень высокими ставками, а во-вторых, весьма и весьма запутанной. Изучение экспортных цен, очищенных от местных налогов, дает уже совсем иную картину: на мировом рынке продукция норвежских судостроителей, пусть и действительно недешевая, уже практически не выбивается из общего ценового ряда. По крайней мере, несколько опрошенных нами российских трейдеров сочли экспортные цены на большинство норвежских лодок вполне разумными даже по отечественным меркам.
Страна и лодки
И бот-шоу, и последовавший за ней "тестовый семинар" для журналистов проводились под патронажем ассоциации "Norboat", насчитывающей 350 членов, 80 из которых представляют собой судостроительные фирмы. Аналогичные организации, которые объединяют на взаимовыгодной основе местные компании, имеющие отношение к малому судостроению, производству лодочных аксессуаров, торговле и соответствующей инфраструктуре, имеются практически во всех странах Европы (кроме, увы, родной России). Глава "Norboat" Эрленд Притс с готовностью согласился ответить на несколько вопросов, чтобы помочь нам получить общую картину в масштабах страны.
— Сколько маломерных судов на сегодняшний день у жителей Норвегии?
— Абсолютно точными данными я не располагаю, поскольку не все лодки подлежат регистрации, но, по моим прикидкам, общее число их составляет около 750 тысяч.
— В эту цифру наверняка входят и "мелочь", и парусники?
— Да, относительно небольших гребных и гребно-моторных лодочек из них примерно 20 тысяч. Парусных яхт — 45 тысяч. В нынешнем году ждем рекорда продаж полноразмерных парусников — примерно 550 штук, но на общем фоне это все равно мало.
— Тогда получается, что подавляющее большинство составляют моторные лодки и катера. Какие их классы наиболее популярны?
— Дейкрейсеры и "крейсеры выходного дня" (оба класса близки, но несколько отличаются автономностью плавания), а также традиционные открытые лодки с консольным управлением. Надо сказать, что владельцы последних тоже стремятся к повышению уровня комфорта, поэтому большинство новых моделей имеют тенты, ветровые стекла и т.п. уже в стандартной комплектации.
— Смогли бы вы составить обобщенный портрет типичного местного судовладельца или вообще норвежца, увлеченного ботингом — в смысле, пол, возраст, профессия, уровень доходов?
— Вряд ли. Простейший подсчет показывает, что при лодочном флоте примерно в 750 тысяч единиц и населении страны около 4.5 млн. трудно найти взрослого норвежца, хотя бы раз не ступавшего ногой в лодку.
— Сколько прогулочных судов производят норвежские судостроители в год?
— Примерно 6-8 тысяч, не считая "полиэтиленок". Объемы выпуска в последние годы заметно растут — лодочный рынок Норвегии испытывает феноменальный подъем, плоды которого и пожинают наши судостроители.
— Сколько идет на экспорт?
— Местные производители не обязаны в этом перед нами отчитываться, но думаю, что около трети.
— В каких странах норвежские лодки наиболее известны?
— Прежде всего у соседей — в Швеции, Дании, Германии, хотя продукция наших судостроителей пользуется заслуженным уважением также в Швейцарии, Англии, Франции и Испании.
— Какие бот-шоу проводятся в Норвегии и когда?
— Основных, имеющих международный статус — четыре, все их проводит "Norboat". Главная и наиболее представительная встреча из разряда "бот-шоу под крышей" — "Sjoen for Alle" — проводится в марте, в городке Лиллестрём неподалеку от Осло, а главная лодочная выставка на воде, "Bater i Sjoen", проходит в столице уже в конце сезона, в сентябре. Пользуясь случаем, приглашаю на выставки 2005 г. и российских участников.
— По вашему мнению, это действительно выгодно — и устраивать бот-шоу, и участвовать в них?
— Конечно. Иначе бы из года в год одни и те же компании не возвращались к нам с завидным постоянством и не появлялись бы новые. А это означает, что участие в бот-шоу приносит финансовый успех, причем косвенно и для организаторов. Ведь наша общая задача, грубо говоря — делать деньги.
Ярмарка — это праздник
Подобному принципу бот-шоу в Арендале отвечает в полной мере. На плоту, каким-то чудом втиснутом между заполнившими гавань лодками, наяривает оркестр. Сбиваются с ног представители местного общепита — жарят, варят, наливают газировку, соки, пиво и кое-что покрепче на любые вкусы. На головах у многих посетителей, прежде всего у детей — забавные шапочки с мордами морских чудищ или разноцветные русалочьи парики, купленные здесь же у разносчика.
Официоза минимум. "На воротах", которых тут по сути нет (это просто прорехи в хиленьком временном ограждении), стоят в основном бодрые норвежские пенсионерки или юные разгильдяи с квитанционными книжками в руках, причем работают представители столь разнородных социальных категорий исключительно на общественных началах, поскольку большая часть прибыли от билетов идет на благотворительные цели (об этом чуть ниже). Публика кругом добродушная и приветливая, всегда готовая помочь даже в нестандартных ситуациях. Например, когда мне понадобилось сделать снимок гавани с верхней точки, одна из бабушек-билетерш подробно растолковала, как именно проникнуть на крышу закрытого днем ночного клуба и где проще всего перемахнуть через забор. Сторожа, добавила она, там нет и отродясь не было, что жаль — было бы кому меня впустить.
Это действительно ярмарка, где идет бойкая торговля, в том числе аксессуарами, порой имеющими к ботингу довольно отдаленное отношение: например, стилизованной под тузики и яхтенные детали мебелью, весело болтающимися под напором воды шлангами-поливалками для сада или "волшебными" ковриками, к которым обычная фаянсовая тарелка или тот же сотовый телефон намертво прилипают даже почти в вертикальном положении (вещь на катере или яхте, кстати, весьма полезная). Чистильщик обуви на причале, неизменно окруженный зеваками, тоже оказался не прост — согласно его уверениям, секретный состав применяемой ваксы позволяет сделать обычные кожаные туфли настолько водостойкими и "дышащими", что изобретатели мембраны "GoreTex" и иже с ними просто лопнут от зависти.
Однако основные обороты здесь все же не от веселой "мелочевки", которая столь настойчиво стремится попасться на глаза — на первом месте в ряду покупательских приоритетов, несомненно, стоят лодки. Те, что помельче — до 4-5 м длиной — оккупируют береговые стенды, посудины покрупнее плотными рядами и шеренгами стоят у причалов.
Полиэтиленовый рай
До первого посещения бот-шоу в Арендале мы пребывали в твердой уверенности, будто полиэтиленовые лодки производит в Норвегии только "Pioneer". Если судить по объемам выпуска и богатству ассортимента, эта компания действительно "классик жанра", но, как выяснилось, помимо нее полиэтиленом здесь занимается еще как минимум с десяток фирм, поскольку в береговой экспозиции лодки из этого материала попадаются на каждом шагу. Размеры, обводы, дизайн и расцветки — буквально на все вкусы.
Например, "Hasle Summer Fun 365" "притворяется" РИБом. Есть рулевая консоль — совсем как у взрослых, и пара ковшеобразных сидений. На транце установлен 15-сильный "Johnson", с которым обещается скорость до 27 уз (50 км/ч). Оригинальная расцветка притворы именуется "гранит" — в основную серую массу полиэтилена намешаны отблескивающие черные вкрапления. (Да и вообще подобные порошкообразные или гранулированные добавки, придающие корпусу более привлекательный вид, пользуются у производителей подобных лодок немалой популярностью — предлагается с десяток комбинаций цветов на выбор. Скучноватые матовые поверхности начинают "играть" — эффект примерно такой же, как у автомобильной краски "металлик").
Желтый картоп "Steady-260" компании "Fjord Verk Stedet AS" похож на разборную надувнушку, а более солидный "River-450" под 25-сильный мотор выполнен по тримаранной схеме. Запевала полиэтиленового производства "Pioneer" представил наиболее широкую гамму моделей более-менее "классических" очертаний, часть из которых помимо мотора можно оснастить парусом. Словно разноцветные абажуры, просвечивают на ярком солнце десятки полиэтиленовых каяков, поставленных ради экономии места стоймя.
Интересуется "полиэтиленками" прежде всего молодежь, что неудивительно — по сравнению с РИБом схожих размерений лодка такого типа, даже оборудованная дистанционным управлением, примерно на 20% дешевле. Странно, что подобные демократичные лодочки в нашей стране практически неизвестны — крошечный полиэтиленовый "Дельфин" (почти полный аналог французского "Спортияка"), выпускавшийся в середине 70-х, давно и прочно забыт. Может, причина в том, что тогдашние копиисты западных штучек остановились на самом простом и дешевом варианте, больше похожем на стиральное корыто?
Все начинается в детстве
Только представьте себе комментарий в "Правде" времен застоя: обуянные жаждой наживы капиталисты коварно прививают норвежским мальчишкам и девчонкам любовь к морю, парусу и мотору, исподволь воспитывая-зомбируя будущих покупателей своей дорогой техники... А, между тем, нечто подобное и впрямь прозвучало из уст одного из стендистов, наблюдавшего за устроенными прямо напротив городской набережной детско-юношескими соревнованиями по водно-моторному спорту: "Хорошая затея! Лет через пять кто-нибудь из этих ребят обязательно придет ко мне выбирать собственную лодку... "
Резон в подобных словах, несомненно, был — стремление к воде у норвежцев в крови, а условия для его реализации здесь создаются с самого детства, причем не только для богатейских отпрысков.
Участников около сотни, но тоже никаких попыток "надуть щеки" — как нам объяснили, это вовсе не общенациональный чемпионат, а обычная открытая встреча, организованная местным водно-моторным клубом. Проводилась она целиком и полностью на средства, вырученные от продажи входных билетов на бот-шоу — отсюда и волонтерский энтузиазм билетеров! Дуло баллов на пять-шесть, яхтенные фалы вовсю колотило о мачты, но юные гонщики лихо носились по волнам пролива, причем девчонки, которых здесь было больше трети, не отставали от сильного пола. Ребята постарше гонялись на катамаранах, но больше всего было "Винрейсов" с 9.9-сильными моторами — в основном новенькими "Yamaha", хотя попадались и древние "боевые" движки. Поддерживал энтузиазм юных гонщиков не менее боевой экземпляр гоночной оффшорной лодки класса "ProVee", стоящий на трейлере по соседству.
Постоянный почетный экспонат выставки — старинный двухмачтовый деревянный парусник "Бой Лесли" — тоже принимает участие в подобном "зомбировании" норвежской молодежи, служа учебной партой для юных моряков. Не забыта и совершеннейшая мелкота: возле довольно большого складного бассейна, по которому лихо носятся радиоуправляемые катерочки с электромоторчиками, всегда толпится малолетний народ, нетерпеливо заглядывая за плечи вооруженных радиопультами счастливцев, а служители только успевают менять и перезаряжать аккумуляторы.
В открытом море и в паутине фьордов
В ходе тестового семинара, который стартовал сразу после закрытия бот-шоу, собравшимся из разных стран "морским" журналистам была предоставлена возможность испытать 17 катеров норвежского производства — в основном новинок сезона. Как и в прошлом году (отчет см. в №188), тестовые маршруты включали и открытое предштормовое море (пролив Скагеррак), и извилистые прибрежные шхеры с относительно спокойной водой, и прямой, как стрела, широкий пролив, на берегу которого расположен Арендаль — кстати, тест-драйверы многих "лодочных" изданий давно облюбовали этот район именно благодаря разнообразию условий. В качестве базы были задействованы также соседние городки Лингёр и Рисёр в 60-80 км от Арендаля. Меняясь лодками согласно заранее составленному расписанию, за штурвалом каждой из них мы с коллегами провели не менее двух часов.
О наиболее интересных лодках планируем подробно рассказать в отдельных тестовых отчетах, здесь же ограничимся сведениями общего порядка.
Естественно, среди тестовых лодок имелись "типичные норвежцы" наподобие испытанных нами в прошлом году "Joda 270 ТС" и "NorStar 950" — вместительные туристские посудины традиционного облика, способные в зависимости от мощности мотора уверенно идти как в глиссирующем, так и в водоизмещающем режимах. Обилие кают, включая и кормовую, позволяет обеспечить семейный экипаж теплом и комфортом в холодную погоду, а классические, проверенные веками обводы с отформовками "под клинкер" легко справляются с высокой морской волной. Лодки такого типа вы обязательно встретите в любой местной гавани, а об их неослабевающей популярности свидетельствует тот факт, что в модельных рядах подавляющего большинства норвежских судостроительных компаний наряду с лодками более современного облика обязательно присутствует и "классика". Казалось бы, при столь отработанной концепции совершенствовать тут уже нечего, но "Ramin 26 Classic" и "Ramin 30" вполне обоснованно несли на бортах наклейки "новинка" — конструкторы представили оригинальные варианты трансформации интерьера, позволяющие полнее распорядиться ограниченным внутренним пространством.
К этой же категории можно отнести и стильный "Fjord Terne 28" — та же великолепная мореходность и столь же несколько непривычный режим глиссирования с заметным кормовым дифферентом, хотя большую часть обитаемого пространства здесь занимает просторный открытый кокпит с обилием мягких диванов, закрываемый тентом. Единственный минус "типичных норвежцев" с точки зрения судоводителя — ограниченная маневренность в узкостях, обусловленная наклонным валом, поэтому лодки такого типа нередко оборудуют носовым подруливающим устройством.
Несмотря на суровый климат Норвегии, в нынешнем сезоне здесь пользуются большой популярностью трансформируемые "кабриолеты". Ярким отражением подобной "моды" стали скоростные моторные яхты "Marex 330 Cabriolet Cruiser" — открытая версия испытанного нами в прошлом году "Marex 330 Scandinavia", и "Joda 370 Sport". Вместо обычного для крупных скандинавских лодок закрытого центрального салона — огромный открытый кокпит с "солнечными" лежаками, а защитой от непогоды служит тент из нескольких секций, которые можно устанавливать раздельно.
А вот просторный и стерильно пустой кормовой кокпит "Viknes 830" продиктован исключительно функциональностью. Своей компоновкой эта утюгообразная посудина полупрофессионального облика немного напоминает польские "Арамисы", хотя она крупней, мореходней и значительно комфортабельней. Идеальная лодка для рыбалки — имеются замедляющая гидромуфта, позволяющая обеспечить минимальную скорость для троллинга, дублирующий пост управления в кокпите и целый набор специального оборудования. Чего стоит, например, специальный шкафчик-сушилка для непромоканцев! На рыбаков и дайверов нацелен и "Wiking 25", отличающийся более "универсальным" внешним видом.
Компании "Nidelv" и "Ibiza" представили сразу несколько относительно компактных (6-7 м длиной) скоростных прогулочных лодок с компоновкой "cuddy cabin", пригодных для перевозки на трейлере и рассчитанных как на стационарные, так и на подвесные моторы. Объединяют продукцию обеих фирм очень достойные ходовые качества, тщательная проработка в мелочах и великолепная шумоизоляция — даже на полном ходу можно переговариваться вполголоса, словно в автомобиле.
Какой норвежец не любит быстрой езды? Вот и на сей раз за "голубую ленту" тестового семинара боролись уже знакомые нам конкуренты — "Hydrolift" и "Goldfish". "Hydrolift C-31" чуть не дотягивал до установленного нами на модели "24R" прошлогоднего 71-узлового рекорда, разогнавшись "всего лишь" до 64 уз (118 км/ч). Но какую песню при этом поет пара хромированных настроенных глушителей! "Харлей"? Тепловоз? Американский "muscle car"? Словом, стоит только запустить 750-сильный "MerCruiser V8", и все головы в гавани поворачиваются в твою сторону. Звук — неотъемлемая часть имиджа лодки, равно как и суперсовременное оборудование водительского места. На огромный экран виртуальной приборной панели можно вывести изображения обычных аналоговых приборов со стрелками, карту, показания эхолота или радара... Впрочем, "Goldfish 25 RIB Tender" не намного отставал от соперника — и по богатству оборудования, и по скорости, которая составила 61 уз (113 км/ч).
Но приз наших симпатий на сей раз достался не "спортсменам". Своей основательностью и практичностью "Askeladden 805 Commuter" с его тщательно продуманной компоновкой "walkaround" и великолепными ходовыми качествами заставил позабыть об адреналиновых забавах, и мы обязательно расскажем об этой лодке подробнее. Кроме того, особого внимания заслуживает и еще одна новинка — "Skibsplast 675 HT". Первый образец модели "730 НТ", послужившей ей основой, мы испытали еще в прошлом году. Трансформируемый интерьер заслуживал всяческих похвал, но со стационарным 250-сильным "MerCruiser" лодка отличалась некоторой нестабильностью поведения на воде. К началу нынешнего сезона "Scibsplast" создал на основе того же корпуса версию под подвесной мотор, свободную от большинства недостатков предшественницы. Дельфинирования нет и в помине, а кроме того, освободился кормовой кокпит, сиденья в котором также трансформируются. Нормальными спальными местами теперь можно обеспечить 6 чел. — и это на лодке менее 7 м длиной! Имеется на борту и полноразмерный выгороженный гальюн — единственно, его кабина по-прежнему ограничивает обзор на заднем ходу.
Общение с представителями судостроительных компаний показало, что норвежские производители всерьез присматриваются к быстро растущему российскому рынку и готовы к деловым контактам. Помощь в их установлении готов оказать и наш журнал — интересующую потенциальных дилеров информацию можно получить непосредственно в редакции "КиЯ".
Артем Лисочкин. Фото автора и Атле Кнутсена ("Bat Magazinet")