К проведению Недели Балтийского моря в период с 8 по 22 июля 1973 г. было приурочено открытие традиционной ярмарки в Ростоке. Здесь в одном из центральных павильонов разместилась совместная выставка судостроителей СССР и ГДР. Это уже вторая такая выставка (первая проводилась в июне 1972 г. в Ленинграде), на которой судостроители братских стран демонстрируют свои достижения в области технологии судостроения.
Экспонаты выставки были размещены по тематическим разделам: вводный, совершенствование методов постройки судов, монтаж оборудования, отделка и оборудование судовых помещений, защита судов от коррозии, изделия судового машиностроения из пластмасс, средства малой механизации.
Вводный раздел был посвящен строительству крупнотоннажных судов. Судостроители ГДР представили здесь модели контейнеровоза «Мер-кур» дедвейтом 13000 т, супертраулера «Атлантики, способного вести промысел без захода в порты до 70 суток, рефрижератора «Карл Либкнехт» дедвейтом 8240 т и др. В советской экспозиции были выставлены модели контейнеровоза «Сестрорецк» вместимостью 218 контейнеров, танкера «Крым» дедвейтом 150000 т, речного газотурбохода на подводных крыльях «Буревестник» и др.
Открытой площадкой возле выставочного павильона завладел малый флот обеих стран. Разнообразие выставленных экспонатов, их красочность и доступность для обозрения привлекали сюда не только специалистов, но и многотысячную армию любителей отдыха на воде.
Берлинское предприятие «Яхтверфт» было представлено целой флотилией парусных судов: крейсерский швертбот парусностью 15 м2, спортивные швертботы «Финн», «Кадет», «Оптимист».
Внимание посетителей привлек швертбот «Иксилон» (длина 5,1 м, ширина 1,82 м, осадка 0,18 м, вес 125 кг). Парусное вооружение «Ик-силона» составляют грот площадью 8,8 м2, стаксель — 3,2 м2, генуэзский стаксель — 5,2 м2 и спинакер — 13 м2. Швертбот очень удобен для туризма и обучения парусному спорту.
Не менее представительной была и экспозиция моторных лодок и катеров: «Петузее», «Шпринт-Юниор», «Мерлин», «Ибис». Серийное производство стеклопластиковой моторной лодки «Мерлин» освоено еще в 1971 г. Она имеет остроскулые глиссирующие обводы, достаточно мореходна и комфортабельна. Длина лодки 4,5 м, ширина 1,72 м, полный вес (с мотором и снабжением) 350 кг, предусмотрено дистанционное управление мотором. Сравнительно просторный кокпит рассчитан на четырех пассажиров. Мягкие передние сиденья могут раскладываться, образуя вместе с кормовым диваном два удобных спальных места. От дождя, ветра и водяных брызг пассажиров и водителя защищает тент, для установки которого достаточно поднять распорные дуги и закрепить передний край непромокаемой ткани за край ветроотбойного стекла, снабженного стеклоочистителем. Лодка рассчитана на установку подвесного мотора мощностью от 12 до 55 л. с. С нашей 25-сильной «Москвой» «Мерлин» глиссирует со скоростью около 33 км/час, а с 55-сильным «Кресчентом» скорость возрастает до 48 км/час, причем 25-литрового бака хватает на 90 км пути. Для питания ходовых огней, привода стеклоочистителя, сирены и электростартера предусмотрена 12-вольтовая аккумуляторная батарея емкостью 56 Ач.
Небольшая стеклопластиковая мотолодка с поэтичным названием «Ибис» (длина 4,40 м, ширина 1,60 м) предназначена для неторопливого туристского плавания. Рассчитана она на четырех пассажиров; два передних сиденья, раскладываясь, образуют два спальных места. Вместительный багажник под носовой палубой позволяет захватить с собой необходимое снаряжение, не слишком загромождая кокпит. «Ибис» имеет дистанционное управление мотором, ударопрочное стекло, тент. Для питания бортовых огней установлена 12-вольтовая батарея. С мотором «Ветерок-12» и одним водителем лодка идет со скоростью 26 км/час, если на борту два человека, скорость снижается до 22,8 км/час, а если четыре — до 13,5 км/час. Запаса бензина в 22-литровом бачке хватает на 65 км пути с крейсерской скоростью 16 км/час. Конструкторы отмечают хорошую остойчивость, маневренность, устойчивость лодки на курсе. Весит, «Ибис» с полным снаряжением и мотором 195 кг, водоизмещение его — 425 кг.
Для любителей гребли наши немецкие друзья предлагали пластмассовые лодки «Анка», «Вертзее», «Рюген», разнообразные байдарки и каноэ.
В советской экспозиции были представлены пластмассовые мотолодки «Кафа-2500», «Дракон-2» и «Посейдон», катер «Лада-2», тузик «Мидия-2», гребная лодка «Пелла», полиэтиленовый «Автомобилист», плавдача «Аленушка» и катамаранный плот-палатка.
С большинством этих экспонатов наши читатели уже знакомы. Некоторые, как например «Лада-2», представляют собой улучшенную модель прежней конструкции. В 36 номере сборника редакция для этого катера рекомендовала уменьшить ходовой дифферент с одновременным улучшением остойчивости за счет увеличения ширины ватерлинии у транца. С удовлетворением отмечаем, что в проект «Лады-2» такая корректировка уже внесена.
Оживленными группами посетителей были постоянно окружены «Кафа-2500», «Дракон-2» и «Посейдон», но наибольший успех выпал на долю плавучей дачи «Аленушка» и катамаранного плота-палатки. На территории ГДР много тихих рек и речушек. Напряженный ритм жизни города заставляет все большее число горожан искать тишину и отдых на воде. Для этого не обязательно быть бывалым мореплавателем, уметь конопатить или красить свое судно. Вот катамаранный плот-палатка. Он представляет собой два пятиметровых стеклопластиковых корпуса-понтона, заполненных пенополиуретаном. Понтоны скреплены прочным и легким мостиком из дюралевых труб, на котором устанавливается обычная палатка; предусмотрен кронштейн для подвесного мотора. Сравнительно небольшой вес позволяет «плавучую палатку» на ночлег выносить на берег. Такому плоту наверняка позавидовали бы герои фильма «Верные друзья».
Надо сказать, что постепенное ослабление увлеченности «скаковыми» судами и возрастающий интерес к судам комфортабельным — характерная черта для многих европейских стран. Именно к таким судам и относится плавдача «Аленушка». Она не требовательна к уходу и в то же время предоставляет ее владельцу максимум удобств и привычного домашнего уюта.
Совместную выставку по технологии судостроения за период работы с 8 по 22 июля посетило около 300 тыс. человек. В своих записях в книге отзывов гости дали высокую оценку продукции судостооительных предприятий братских стран и высказали пожелания дальнейшего расширения научно-технических связей между ними.