Парусная яхта на Азовском море в предвоенные годы была редкостью, зато по всему побережью покачивались парусные рыбацкие боты, каюки, гички, шестивесельные ялы. Вот на них мы, пытливое предвоенное поколение, и постигали азы морской науки. О теории наши учителя дядя Ваня Шаповалов, например, или дядя Гриша Маймула понятия не имели, но могли безошибочно определить свое место в тумане по запаху или цвету ила со дна. От них мы научились предугадывать приближение шквала и держать курс «ласка шкоты» при ветре «пуненто» (о компасе знали только понаслышке), вязать сети и варить тройную уху.
Кому повезло больше, те занимались на водной станции Дворца пионеров, где имелось несколько яхточек и можно было с инструктором изучить сигнальное и шлюпочное дело, научиться делать прокладку курса, познакомиться с навигацией по Сакеллари. Затем сдавались нормы на значок «Юный моряк» или «Моряк», а по завершении курса, после успешно выдержанных экзаменов, особо отличившимся выдавалось свидетельство «на право управления парусно-моторными судами водоизмещением 200 тонн».
Война начисто уничтожила наш до крайности бедный парусный спортивный флот. Все пришлось создавать заново. В 1948 г. начал строительство водной станции завод «Азовсталь» — металлургический гигант юга страны. Сначала она размещалась на острове в устье реки Кальмиус, а в 1958 г. решено было строить новый водноспортивный комплекс на берегу моря, между портом и бывшей пассажирской пристанью. С 1961 г. на базе этой водной станции завода «Азовсталь» проводятся всесоюзные парусные соревнования. Здесь сооружены просторная гавань и открытый плавательный бассейн. В новом здании разместились учебные классы, кают-компания, радиорубка, мастерские и эллинги, оборудованные для зимнего хранения судов. Территория станции заасфальтирована, а причалы снабжены подъемным краном: малые глубины у берегов и значительные колебания уровня воды (до 2 м), зависящие от господствующих ветров — низовки и леванта, заставляют ждановцев держать на берегу не только моторные суда, но и килевые яхты. Есть и еще одна постоянная забота у яхтсменов «Азов-стали» — гавань мелеет. Ее нужно чистить хотя бы раз в 3—4 года, иначе туда не смогут войти даже «Драконы».
Каково же главное богатство станции — ее флот? Сегодня его составляют: 4 крейсера (переделанные из яхт 5,5-метрового класса), 5 «Драконов», 3 «звездника», 2 «Летучих Голландца», 3 «Финна», 3 швертбота класса М и 10 «Кадетов» Помимо этого, на станции есть 10 катеров, часть из которых — на подводных крыльях. Не забыты здесь и любители гребли: к их услугам 57 байдарок и каноэ на филиале водной станции — Гребном канале.
Всем этим большим хозяйством вот уже 25 лет бессменно руководит потомственный рыбак, бывший боцман Азовского пароходства А. И. Макаренко.
Из года в год растет спортивное мастерство яхтсменов «Азовстали». Среди них сейчас 5 мастеров спорта, 4 кандидата в мастера и 20 перворазрядников.
Крейсерщики «Азовстали» совершают плавания по Черному и Азовскому морям. Этим летом, например, яхты «Надежда» и «Светлана» — крейсера, переоборудованные из старых гоночных яхт класса R5,5, совершили плавание протяженностью 1300 миль до Одессы и обратно с заходом в порты Кавказского побережья Новороссийск и Туапсе. Надо сказать, что от «пятерки» эти яхты отличаются заметно. На «Надежде», к примеру, нарастили на 200—300 мм борт, поставили рубку, в каюте оборудовали штурманский стол, камбуз, гальюн, а в ахтерпике установили подвесной мотор в колодце. При плавании в довольно сложных условиях (на переходе Севастополь — Одесса ветер достигал 8 баллов) мореходные качества яхт оправдали надежды экипажей.
Другой крупный водноспортивный комплекс в Жданове создал коксохимический завод. Водную станцию начали строить в 1951 г. недалеко от порта. Это было довольно скромное здание и небольшой причал, у которого стояли четыре швертбота класса М, рыбачий парусный бот и один катер. Но с годами спортивный флот вырос, и встал вопрос о строительстве гавани. Дело в том, что стоянка на открытом рейде в этой части берега небезопасна. Короткая волна мелководного Азовского моря .способна сорвать с «мертвого» якоря любое судно, если оно не способно на ней «отыграться».
Кстати, несколько слов об условиях плавания по Азовскому морю. Берега его нельзя назвать низменными, однако даже у самого обрывистого берега почти всегда найдется песчаная полоса в несколько метров шириной, на которой на ночь можно устроить стоянку для моторного судна. Поэтому местные жители пускаются в плавание вдоль побережья, не задумываясь о том, где их застанет ночь. Плавание же на килевых яхтах вблизи берегов сопряжено с большим риском и возможно только при условии хорошего знания местных условий. Опасность в том, что почти вдоль всего побережья (особенно северного) тянутся отмели, иногда в несколько рядов. Местные жители называют их перекатами. Глубины здесь от 0,3 до 1,5 м, причем и расположение перекатов, и глубина над ними меняются в зависимости от продолжительности, силы и направления ветра.
Гавань, гордость коксохимовцев, была построена в 1968 г. При размерах 100X80 м она имеет глубину от 2 до 2,5 м. Для побережья Азовского моря это уже роскошь.
Кроме гавани построили два бассейна — один для плавания, другой для игры в водное поло. К моменту окончания строительства парусный флот станции насчитывал: 2 «Дракона», 4 «звездника», 3 «Летучих Голландца», 4 «Финна», 3 «Кадета», 1 швертбот «ОК» и 6 класса М. Выросли и свои кадры яхтсменов — кандидат в мастера А. С. Шабанов, неоднократный призер соревнований на первенство общества «Авангард» В. И. Савин и др. Много времени и забот уделяется на станции подрастающей смене, и не случайно юные яхтсмены выиграли в 1971 г. кубок города на своих «Кадетах».
Моряки Азовского пароходства, портовики и рабочие судоремонтного завода занимаются парусом, водно-моторным туризмом и спортом, греблей и водными лыжами на своей станции — «Водник». Она обосновалась в самом порту. Сначала пристроили к молу причалы, а затем на бетонный фундамент установили списанную надстройку крупного землесоса, в судовых помещениях которой оборудовали учебные классы, мастерские, радиорубку, кладовые, кают-компанию. Сейчас «Водник», пожалуй, самая богатая парусным флотом станция в Жданове. Судите сами: 3 «Дракона», 5 катамаранов класса «В», 8 «ОК», 8 «Финнов», 10 «Кадетов», 10 польских швертботов «Мева», 4 швертбота класса М и один швертбот класса Т-2. Моторных судов на станции тоже немало — около 40 мотолодок и катеров самых различных типов. Для подъема на причал почти каждое судно имеет свою шлюпбалку с ручной лебедкой (их снимают с отслуживших свой век пароходов). У «Водника» ость и свой флагман — крейсерская яхта «Альбатрос» водоизмещением 12 т. На ней мастер спорта В. А. Милицин стал в 1972 г. серебряным призером республиканского порвенства. Сейчас «Альбатрос» стоит на капитальном ремонте, и хочется верить, что в недалеком будущем эта замечательная яхта будет снова в строю.
Там, где еще лет пять назад был пустынный морской берег, ныне высится ажурное трехъярусноо здание с застекленными боковыми стенками. Это водноспортивная база Ждановской городской морской школы. К основанию здания примыкает длинный причал, а мористее качаются на якорях шостивесельныо ялы. Строительство еще полностью не закончено, но база уже функционирует. Флот ее состоит из 45 шестивесельных ялов и 18 мотолодок и скутеров. Под руководством опытных тренеров на базе работают четыре секции: морского многоборья, которое включает в себя парусные п гребные гонки, кросс н стрельбу из мелкокалиберной винтовки; водно-моторного спорта; подводного плавания и судомоделизма.
За сравнительно короткий период работы морская школа и водноспортивная база добились неплохих результатов. Только за один 1972 год ими было подготовлено 4 мастера спорта, 9 кандидатов в мастера и 14 перворазрядников.
Парусный спорт в Жданове стал действительно массовым. В День физкультурника, 12 августа, когда проводились общегородские парусные гонки, на старт вышло 45 яхт. Но все-таки имеющиеся водноспортивные базы не могут удовлетворить всех желающих, строительство продолжается. На искусственно насыпанном берегу у самого морского вокзала три года назад начали строить своп водные станции Ждановский завод тяжелого машиностроения и спортивное общество «Локомотив». 800 тонн шпунта вбито в грунт, и уже вырисовываются контуры будущих гаваней и центрального мола.
А как обстоит дело в Жданове со стоянками индивидуальных плавсредств? К сожалению, значительно хуже. В городе всего две организованные лодочные стоянки фабрики бытовых услуг «Волна». Одна яз них на 880 судов находится в устье реки Кальмиус, а вторая на 400 судов — на левом берегу, у подножия шлаковой горы.
Что представляет собой первая стоянка? — Большой пустырь на обочине угольного склада, заставленный рядами рундуков причудливой формы, у которых лежат многострадальные «Казанки» и «Прогрессы». Часть судов ошвартована у деревянных мостков-причалов. Стоянка очень неудобна: верховой ветер поднимает волну, которая заливает мотолодки, а если хорошо разойдется, то и рундуки. Кроме того, дают большую волну рудовозы, постоянно подходящие под разгрузку к причалам завода «Азов-сталь». Кроме причальных мостков, стоянка ничем не оборудована. Здесь нот слипов, эллингов, заправочных станций, ремонтных мастерских — короче, ничего, что облегчало бы обслуживание и хранение судов и моторов. А на стоянке левого берега нет даже причальных мостков. Судно подходит к берегу, а потом его по песку и гальке подтягивают к рундуку, подальше от берега, чтобы не смыло волной.
Стоянки фабрики могут вместить не более 1300 судов, а в городе их уже зарегистрировано свыше 3000. То, кому не досталось места на организованной стоянке, хранят свои суда где доведется: просто на берегу моря, в затонах, в устье реки и протоках или во дворе своего дома. В городе много желающих приобрести лодку или катер, а магазины вполне могут удовлетворить спрос. Но прежде чем решиться на покупку, потенциальный владелец идет в совет фабрики, где ому категорически отказывают в стоянке... Проблема хранения индивидуальных плавсредств в Жданове стоит остро, и решать ее в общегородском масштабе надо незамедлительно.