Мачта на шарнире
Профессор Франц Хавер Вортман из Штутгарта, специалист в области аэродинамики, пришел к мысли, что парусное судно даже при штормовой погоде может сохранять в воде полное равновесие. Для этого необходимо одно условие: чтобы под напором ветра наклонялась только мачта с парусами, а не все судно.
Это даст возможность избавиться от балласта, достигающего иногда половины веса всего судна и, соответственно, значительно уменьшить осадку.
Построенная по его проекту яхта «Сигма» длиной 8,2 м и парусностью 45 м2, демонстрировавшаяся на яхтенной выставке в Гамбурге, имеет осадку 45 см. Мачта установлена на шарнире, укрепленном на палубе, и удерживается в вертикальном положении с помощью тросов, нижние концы которых присоединены под палубой к резиновым амортизаторам.
Амортизационная система реагирует на порывы ветра, позволяя мачте отклоняться за борт на угол до 50°. Когда ветер стихает, мачта автоматически возвращается в вертикальное положение вместе со всем такелажем. При этом наклон на корпус судна не переносится.
Яхта с «шарнирным» такелажем, на которой, по словам ее создателя, «чашки всегда остаются на полках», может при любой силе ветра сохранять оптимальную парусность. Она не подвержена увеличению сопротивления воды, возникающему при наклоне корпуса обычных яхт.
Свадебный подарок
В 1966 г. некий незадачливый владелец покоящейся на дне реки Ранк яхты подарил ее молодым супругам Дамбуа. Хотя собравшиеся восприняли этот жест в основном как хорошую шутку, Дамбуа отнеслись к нему вполне серьезно. За эти годы они не только разыскали яхту на дне, но и подняли ее, капитально отремонтировали, переоборудовали и вооружили кечем. Новые владельцы собираются теперь вознаградить себя за многолетний труд — пойти на своей яхте вокруг света.
Новинка со старым названием
Среди яхтсменов ряда западноевропейских стран получает распространение известный еще в давние века ручной лот. Как и в добрые старые времена, он представляет собой свинцовый груз на тонком тросе (разумеется, теперь — синтетическом!). Отличие в том, что на лотлине никакой разбивки на футы и сажени нет, а работать с лотом стало гораздо проще. В груз вмонтирован миниатюрный манометр, «срабатывающий» при касании дна.
Как утверждают специалисты, даже на небольших глубинах точность прибора вполне достаточна для практических целей.
Парусные гонки на скорость
Идея проведения гонок иа установление рекорда скорости под парусами нашла своих приверженцев и по ту сторону океана. Результаты первых таких соревнований, проведенных в апреле прошлого года в Порт Джефферсоне (США), выглядят скромнее, чем на дистанции в Веймуте, где была достигнута скорость 26,3 узла (см. № 3 сборника за 1973 г.). Американский рекордсмен Рэд Ру сумел показать только 19,3 узла, выступая на катамаране класса С, переоборудованном специально для этого случая. Всю 500-метровую дистанцию катамаран прошел на одном поплавке, точнее, на установленных под ним подводных крыльях, при этом его откренивали три матроса, вывесившись за борт на трапециях. К сожалению, повторный выход на дистанцию осуществить не удалось из-за того, что шверт под давлением воды разрезал швертовый колодец. Вторая скорость на соревнованиях была показана на катамаране «Торнадо» — 17,9 узла.
Еще одна «сверхгонка»
Не успели стартовать участники кругосветной парусной гонки, как в Англии было объявлено о новом не менее грандиозном марафоне. Газета «Файненшел Таймс» установила приз экипажу яхты, которая побьет рекорд скорости, установленный в прошлом знаменитыми «чайными клиперами» на дистанции Англия — Австралия — Англия. К гонке будут допущены яхты I группы по IOR с полным экипажем. Уже поступили заявки на участие в марафоне от 28 экипажей из Англии, Франции, Австралии, Новой Зеландии, Соединенных Штатов, Швеции, Голландии и даже таких «сухопутных» государств, как Швейцария и Австрия. Старт будет дан в устье Темзы 31 августа 1975 г. Предполагается, что в декабре все яхты финишируют в Сиднее и, стартовав оттуда в первые дни января 1976 г., в марте уже придут в Лондон.
«Пластмассовый шар» на топе мачте
В Англии, где широкое распространение получили небольшие парусные швертботы, испытывается новое устройство, предотвращающее опрокидывание яхты вверх килем. Состоит оно из надувного шара, который закрепляется на топе мачты в пластмассовой коробке размером 150x75 мм. Здесь же имеется баллончик со сжатым воздухом. При касании мачтой поверхности воды срабатывает автоматический клапан, и шар в доли секунды надувается воздухом, принимая объем 15 куб. дециметров. Этого вполне достаточно, чтобы удержать от полного переворачивания швертбот длиной 4—4,5 м.