Проблемы производства малых судов для продажи населению обсуждались на очередном совещании, созванном в октябре прошлого года в Феодосии Центральным правлением НТО судостроительной промышленности имени академика А. Н. Крылова. В работе совещания приняли участие представители конструкторских бюро, научных институтов и заводов судостроительной отрасли, занятых проектированием и постройкой лодок и катеров.
Как отметил в своем докладе заместитель начальника ЦКБ «Нептун» Д. Б. Волков, доля судостроения в общем выпуске малых судов сравнительно невелика — около трети от всего количества лодок и катеров, выпускаемых в нашей стране. Судостроительная промышленность видит свою основную задачу в расширении ассортимента прогулочных судов, поступающих в торговую сеть, в повышении их качества. Так, к началу 1974 г. для освоения в серийном производстве был предложен целый ряд принципиально новых для отечественной промышленности судов, таких, как яхта «Ассоль», складная лодка «Лотос», мотолодки с каютой «Марина» и «Москва». Успешные результаты испытаний новых судов позволяют сделать вывод, что конструкторские бюро уже накопили достаточный опыт. Однако технология изготовления малых судов еще не всегда позволяет получать продукцию высокого качества при обеспечении рентабельности. Существенным шагом вперед должно стать сосредоточение производства лодок (прежде всего — из легких сплавов) в нескольких мощных специализированных цехах с увеличением серийности выпуска.
Продолжает оставаться сдерживающим фактором недостаточная компетентность работников торговли, слабая постановка изучения спроса на прогулочные суда, плохая информированность о работах промышленности. Заказы на лодки новых перспективных моделей, даваемые торговлей на межреспубликанских оптовых ярмарках, занижены.
Отрицательно сказываются ухудшение условий для стоянки лодок и катеров в ряде городов (например, в Киеве) и вводимые под флагом защиты природы не всегда оправданные ограничения и запреты движения моторных лодок.
Ю. А. Голдобин (ЦНИИ им. акад. А. Нк Крылова) остановился на вопросах формирования типажа строящихся судов на перспективу. Типаж, — отметил докладчик, — следует рассматривать не только с точки зрения непосредственного удовлетворения запросов, но и как средство решения многих важных проблем развития прогулочного флота в будущем. Если говорить об ассортименте сегодняшнем, то он значительно уже предусматриваемого типажем и ГОСТ. Основную массу выпускаемых судов составляют сравнительно комфортабельные и дорогие четырех-пятиместные моторные лодки. Проектанты, жалуясь на высокую стоимость материалов, препятствующую снижению себестоимости судов, очень мало делают для того, чтобы создать действительно дешевые массовые типы судов для населения. Выпуск таких судов является общей задачей, в решении которой большую роль призваны сыграть предприятия авиационной промышленности.
Весьма остро прозвучало выступление инженера Л. С. Астахова — представляющего завод, выпускающий мотолодку «Крым». Он подчеркнул важность повышения качества и надежности лодок. Необходимой основой должна быть тщательная конструкторская проработка проекта с учетом всех особенностей технологии массового производства. Не всегда достаточно высокая квалификация конструкторов, низкое качество оснастки, плохая организация производства являются причиной выпуска недоброкачественной продукции, повышения затрат на текущий ремонт изделий.
Создание долговечных глиссирующих судов из легких сплавов немыслимо без решения проблемы обеспечения усталостной прочности материалов и конструкций. Отработка конструкций производится путем ресурсных испытаний, но для того, чтобы они действительно давали максимальную пользу, нужна программа испытаний, основанная на глубоко научном анализе условий эксплуатации судов. Учитывая высокую стоимость ресурсных испытаний, их длительность и сезонную ограниченность, стоило бы разработать иные, экспериментальные способы отработки конструкций (например, на стенде посредством гидравлических ударов).
Давно назрела проблема организации специализированных цехов или даже заводов, поставляющих для всей отрасли комплектующие изделия — сиденья, ветровые стекла и т. п.
Р. А. Антипов, отмечая успехи промышленности в освоении выпуска подвесных моторов, подчеркнул неудовлетворительное положение со стационарными двигателями. Необеспеченность малотоннажного судостроения двигателями ряда типоразмеров сдерживает создание не только прогулочных, но и необходимых народному хозяйству катеров. Представляется совершенно необходимой унификация подвесных моторов по конструкции, сокращение производства дублирующих моделей.
О. Е. Мезенцев (з-д «Пяргале») осветил историю возникновения и причины широкого распространения за рубежом поворотно-откидных колонок на 50—300 л. с., остановился на создании отечественных образцов («ПОК-60», «-55», «-100» и «-100М»), К сожалению, он не мог порадовать участников совещания сообщением о перспективах освоения этих колонок в серийном производстве в ближайшие годы.
Три доклада были посвящены проблемам проектирования обводов. В докладе Л. Г. Махаринского и Ю. А. Голдобина (ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова) «К выбору типа обводов глиссирующего прогулочного судна» дан ряд конкретных рекомендаций. А. Г. Чукавин (ОИМФ) посвятил свое сообщение теме «Улучшение пропульсивных качеств корпусов с обводами типа морские сани». Как показали выполненные автором модельные и натурные эксперименты, модификация таких обводов, при которой «полозья» заканчиваются в районе мидель-шпангоута реданом, а кормовая часть выполняется в виде обычной килеватой пластины с отгибом скулы, позволяет не только улучшить условия работы винта, но и повысить гидродинамическое качество корпуса. О проектировании обводов из разворачивающихся на плоскость поверхностей рассказал самый молодой участник совещания — студент 2-го курса ЛИВТа В. ф. Попович.
В интересном докладе Л. Г. Цоя (ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова) были рассмотрены основные положения проекта требований к остойчивости и надводному борту морских судов малых размерений.
А. 3. Городецкий (ЛИВТ) познакомил собравшихся с результатами экспериментально-теоретического исследования работы водометных движителей и разработанным на их базе методом расчета оптимального гребного винта водомета.
Сообщение А. А. Оскольского (ЛЦТКБ МРФ) было посвящено результатам испытаний нескольких вариантов «мини-катеров» — тримаранов длиной от 2,55 до 3,8 м.
Большой интерес вызвали доклады сотрудников НПО «Ритм»: «Пути повышения качества и эксплуатационной надежности катеров и лодок» (Э. Ф. Мирошниченко), «О перспективах строительства катеров и лодок из пластмасс» (В. К. Пушкарский), «Изготовление пластмассовых судов прессованием в парных формах». (В. П. Бойко).
Одним из перспективных путей представляется использование стеклопластика с регулируемой объемной массой. Благодаря введению в связующее микросферических наполнителей удается получить стеклопластик, обладающий собственной плавучестью, и снизить вес конструкций, улучшив соотношение между их общей и местной прочностью. С докладом о применении таких материалов в строительстве судов выступил Б. П. Петров (ЦНИИТС).
Отдельные доклады были посвящены современному состоянию строительства прогулочных судов за рубежом (В. М. Нагинский, ЦКБ «Нептун»), конструктивным типам судов на воздушной подушке (А. И. Павлов, Г. Д. Коронатов).
Тезисы большинства докладов были опубликованы Центральным правлением НТО СП (выпуск 6 за 1973 г., издательство «Судостроение»).
Рекомендации по основным обсужденным вопросам, выработанные совещанием, направлены в заинтересованные министерства, ведомства и организации.