Ведь и в данном случае, как и при создании знаменитых "Cigarette", секрет успеха заключается в многолетнем тесном содружестве талантливых конструкторов, ведущих гонщиков-водномоторников, модных дизайнеров и лучших в мире изготовителей всего того, что превращает корпус в катер.
"Cigarette" упомянуты неслучайно. Перед нами во многом аналогичная история создания нового типа серийных моторных яхт на базе гоночных катеров океанского класса. Казалось бы — парадокс. Для отдыха строятся сверхмощные "гладкопалубные" катера, самый вид которых говорит о том, что для них главное — скорость и еще раз скорость, а никак не количество "койкомест" или объем внутренних помещений. Конечно, и до появления "Cigarette" и "Fountain" можно было иногда встретить элегантные "гладкопалубные" — без надстроек — катера со столь зализанными формами, что они напоминали скорее ракету или снаряд, чем традиционный катер. Это были формальные изыски дизайнеров (в первую очередь итальянских), а создаваемое видом судна впечатление фантастической скорости далеко не всегда соответствовало фактическим показаниям лага. В данном же случае (как и при постройке "Cigarette"), формы соответствуют "содержанию" , а главное — речь идет не о единичном воплощении новаторского проекта, а о серийном (хотя бы и малосерийном) производстве.
Можно провести параллель с автомобильным миром, где наряду с традиционными лимузинами можно встретить спортивные машины — двухместные скоростные родстеры (или купе), выпускаемые, однако, отнюдь не для гонок, а для движения по обычным автомагистралям. Одно другого не исключает. И тот, кому захотелось иметь дорогостоящий родстер, конечно, уже имеет автомобиль другого класса и другого назначения. Так и в мире ботинга. Никому не придет в голову выходить на "FPb" в океан на рыбалку или совершать на них крейсерские плавания в кругу многочисленной семьи.
Итак, Фаунтин специализировался на серийном выпуске именно скоростных моторных яхт, супердорогих престижных судов, имеющих ярко выраженный стиль. При этом риск был исключительно велик: когда он разворачивал производство "FPb", наследники Дона Аронау никак не собирались сокращать выпуск великолепных катеров, занимающих ту же нишу (см."КиЯ" №165).
Секрет успеха обеих конкурирующих фирм в том, что их руководителям и конструкторам удалось нащупать тот уровень характеристик, который позволяет безошибочно относить их серийную продукцию именно к моторным яхтам, в какой-то мере сохраняющим впечатление неповторимой индивидуальности.
Вы не спутаете "FPb" и "Cigarette". Обратите, например, внимание на такие свойственные только"FPb" черты, как особая форма штевня, расположение и вид якорных клюзов, фирменная конструкция и дизайн пульта управления, кресел (конечно же — самых-самых) и т.д. и т.п. При по сути аналогичных обводах корпуса (моногедрон с острой скулой, близкими углами килеватости и одинаковой системой реданов) яхты "FPb" отличаются одна от другой не только рисунком и цветом внешней окраски, дизайном и составом оборудования, отделкой помещений. Видимые внешние различия, иногда сами по себе незначительные, как раз и создают впечатление индивидуальности, хорошо оплачиваемое заказчиком. Но по требованию заказчика могут быть внесены в проект и гораздо более существенные изменения, вплоть до замены типа силовой установки или винто-рулевого комплекса, а то и увеличения длины и ширины. Такими непременно учитываемыми пожеланиями иметь "FPb" "немного крупнее" или "чуть быстроходнее" и объясняется неуклонный — от модели к модели — рост мощностей и размерений.
Уважение к заказчику, внимание к мелочам и высочайшее качество — те три кита, которые позволяют компании "Fountain Powerboats" наращивать производство, хотя речь идет о продукции исключительно дорогой, выпускать которую можно только под твердый заказ.
По мнению экспертов, "Fountain Powerboats" — одна из самых динамичных компаний в США. Такой ее сделал Реджи Фаунтин — президент и владелец контрольного пакета акций, но прежде всего — знаменитый гонщик в классе самых крупных катеров "оффшор". В том, как Фаунтин прошел путь от удачливого гонщика и автора первых проектов до главы одной из крупнейших в США компаний, работающих и преуспевающих в области мореходного катеростроения, есть что-то от так называемой "американской мечты". Внешне этот путь представляется как нескончаемый победный марш любимца фортуны, но в действительности это далеко не так: были и взлеты, и падения.
С самого начала Реджи не только принимал деятельное участие в разработке проектов и испытаниях новых моделей, но и держал в своих руках все нити руководства производством. И сейчас, как отмечают обозреватели, "Fountain" — это по-прежнему театр одного актера.
Реджи Фаунтин пришел в водно-моторный спорт в 1954 г 14-летним подростком, а к 30 годам уже вышел на профессиональную арену — его пригласили в команду фирменных гонщиков компании "Mercury" К 1976 г. он завоевал мировую известность и имел на своем счету 15 абсолютных побед из 23 стартов в кольцевых гонках. Еще через пару лет Реджи бросил спорт и стал заниматься исследовательским проектированием в "Mercury". Его интерес к однокорпусным скоростным катерам настолько окреп, что в 1979 г. он основал собственную фирму — "Fountain Powerboat" (FPb). Тогда производственные площади составляли всего 930 м2, штат — 8 человек, а годовой оборот еле дотягивал до 15 тыс. долл. И все же именно тогда на свет появились уникальные "спортивные крейсера", создавшие ему славу.
Сейчас 300 служащих компании работают на площадях 18 600 м2, а годовой оборот составляет 45 млн. долл.
Некоторые связывают успех FPb со страстью Фаунтина к шумной рекламе: ежегодно компания тратит 1 млн. долл. собственно на рекламу и почти столько же — на поддержку гонок "оффшор" и чемпионатов по спортивному рыболовству. Да и сам он не скрывает, что в 1990 г. вернулся на арену гонок "оффшор" для того, чтобы создать мировую известность своей продукции. В этот период Фаунтину удалось продемонстрировать превосходство своих "острокилевых" однокорпусных катеров над конкурирующим классом катамаранов и даже установить мировой рекорд скорости, который не побит и по сей день — 131.94 мили в час (212.4 км/ч).
Фаунтин не сомневался, что ставка на успех в гонках оправдает себя: "Подобно тому, как "Сigarette" стали хорошо продаваться только после ряда побед в гонках в 70-х годах, наши клиенты захотели приобщиться к успеху FPb в 90-х".
Ему вторят обозреватели рынка: "Fountain" — далеко не самая крупная из массы компаний, строящих катера на продажу, но зато ее катера самой высокой марки!
Сейчас FPb выработала программу расширения производства. Большое место в ней занимает новый класс катеров — так называемых "суперкрейсеров". Пока разработаны две модели, длиной 58 и 60 футов. Обе будут развивать скорость 60 узлов, отличаться роскошной отделкой и комфортом. "Мы уверены, что эти катера найдут достаточный спрос, — говорит Фаунтин, — поэтому вкладываем средства в создание производственных мощностей, которые позволят нам строить один катер в неделю". При цене в пределах от 750 тыс. до 1.3 млн. долл. "суперкрейсеры" Фаунтина откроют для него новую рыночную нишу.
В прошлом компания стремилась большинство комплектующих изделий, таких, как предметы отделки интерьера или дельные вещи, производить своими силами. Даже двигатели "MerCruiser" подвергались доводке в "домашних" условиях с целью улучшить охлаждение на сверхвысоких скоростях. Теперь политика в этом отношении приобрела еще более отчетливые контуры.
FPb купила лицензию у итальянской фирмы "FB Design" на производство приводов "Trimax Drive", недавно разработанных там специально для американских бензиновых двигателей. Дизелями с "тримаксами" будут оснащаться все новые "суперкрейсеры" Фаунтина. Связь с фирмой "FB Design" и ее владельцем Фабио Баззи этим не ограничивается. Спроектированный Баззи корпус "Key West 40" вскоре пополнит ряд катеров для рыболовства, предлагаемых FPb, и станет в нем крупнейшим.
Да, по масштабам производства "Fountain Powerboats" и сегодня уступает таким гигантам, как "Brunswick", "Outboard Marine" и "Genmar". В этих условиях главный козырь FPb — гибкая реакция на малейшие изменения рыночной конъюнктуры и разработка новых, прибыльных "ниш". Нынешней команде Фаунтина и это под силу.
После чего гонщик стал конструктором
В 1975 г. во время гонки скутеров "Формулы 1" произошел довольно редкий случай, когда в столкновении с переворотами участвовало сразу три гонщика. Создал опаснейшую ситуацию скутер № 76, который вел знаменитый рекордсмен Реджи Фаунтин. На снимке в облаке брызг видны его ноги. После этого опасного приключения Реджи и стал превращаться в катеростроителя.