Каждое лето сотни людей устремляются отдыхать сюда — на Ладогу. Организованные туристские группы, семьи, фанаты-одиночки всех возрастов из Петербурга, Москвы, Мурманска, Владимира и многих других городов бескрайней России бороздят ладожские просторы на всех мыслимых, а порой и немыслимых плавсредствах. Кто-то открывает для себя этот край впервые, а кто-то ходит сюда десятилетиями.
Привыкнуть к Ладоге невозможно ее характер непокорен и непредсказуем, а красота уходящего за горизонт зеленого кружева островов, бескрайнего неба, отраженного в воде завораживает и привораживает.
Вот и мы с друзьями в очередной раз собрали рюкзаки, погрузили катамараны на машину и снова отправились к заветному берегу. Основной целью нашего нынешнего путешествия был Валаамский архипелаг.
Переход был не слишком приятным, так как яркое солнце периодически пряталось за тучи и горизонт чернел от приближавшихся грозовых валов, которые накрывали нас проливным холодным дождем. Лишь о. Кугрисари запомнился ласковым теплом, запахами цветов, земляники и зеркальной поверхностью воды. Штиль, воцарившийся затем на всей Ладоге был раем для байдарочников, но совсем не радовал владельцев парусных судов. С грустью глядя на безжизненно повисшие "колдунки" мы продолжали путь на веслах. Надо заметить, что катамаран "Альбатрос" очень послушное судно. При отсутствии ветра оно достаточно легко управляется и двигается на "гребной тяге" со средней скоростью около 4 км/ч.
12 июля, изрядно уставшие от многочасового весельного перехода, мы наконец дошли до намеченной цели. Паломничество в собор Валаамского монастыря удалось только мужской половине нашей команды. Походная одежда женщин не соответствовала строгим требованиям обители.
Острова вокруг Валаама сохранили следы стоического труда монахов, живших здесь когда-то. На Больших Байоновых островах до сих пор существует дорога которая вела к пристани на берегу защищенной от ветров уютной бухты. Местами камни обвалились, но в целом еще прямая и ровная каменная кладка вьется светло-серой лентой между вековых сосен.
Удивителен по красоте о. Лимбач красно-коричневые отвесные скалы. окружающие остров с трех сторон, плавно переходят в небольшой песчаный пляж. В воде сохранились остатки причала, от которого вверх, в глубь острова, уходит аллея из очень старых, в два обхвата толщиной, лиственниц. Аллея заканчивается огромным полем заросшим травой и цветами. На краю поля стоит холоден. Вот уж действительно — предки строили на веко? Идеально круглое обрамление колодца, сложенное из гранитных плит, вплотную пригнанных друг к другу без всякого цемента, нигде даже не треснуло и не откололось. По периметру круга выбиты старорусские буквы: "Колодец три аршина глубиной стоит на ключе. Поставлен Игуменом Домаским во славу Валаамского монастыря на ските св. пророка Илии", — смогли прочитать мы на граните.
К Ладоге невозможно привыкнуть. Так хочется и на север, и на о. Коневец. Но это все в будущем. А сейчас — зима. Можно только с грустью вздохнуть, глядя на фотографии, и ждать лета, когда над головой вновь взметнется алый парус "Альбатроса".