Девятой был вариант «Морского дротика» с лыжами шириной около 100 мм в корме. Его испытания и подсказали идею сделать новый корпус с комбинированными обводами, соединяющими скоростные качества саней Фокса и хорошую всхожесть на волну классических тримаранов. Десятую мотолодку я задумал как маленький и быстроходный «крейсер», рассчитанный на глиссирование под одним 30-сильным мотором.
Основные данные «Альбатроса»
Длина наибольшая, м | 4,65 |
Ширина наибольшая, м | 1,80 |
Высота борта в носу/на транце, | 0,85/0,67 |
Высота габаритная, м | 1,36 |
Скорость под 30-сильным мотором с 2 чел., км/ч | 38 |
Центральная лыжа имеет постоянную ширину (300 мм), но не плоская, а с переменной килеватостью: на транце — 7°, на миделе — 18°, а в носу (на 1 шп.) — 10°. Боковые лыжи имеют ширину на транце 200 мм, а к носу постепенно сужаются, так что в носовой части обводы мало отличаются от чисто тримаранных. По кромкам центральной лыжи установлен продольный редан; он начинается на шп. 2 и не доходит до транца на 350 мм. Вторая пара продольных реданов начинается на шп. 3 и обрывается на транце. На борту сделан уступ-брызгоотбойник.
Набор собран из сосновых реек.
Корпус обшит листами термопластика АБС толщиной 2 мм. Этот материал отлично клеется клеем, изготовленным из стружки того же пластика. растворенной в ацетоне. Фальшборты, палуба и рецесс сделаны из фанеры толщиной 4 мм. Весь корпус, за исключением рубки, оклеен стеклотканью на эпоксидной смоле ЭД-12 днище — в три слоя, борта — в два, палуба — одним слоем).
Несмотря на небольшие размеры мотолодки (практически — в размерениях «Прогресса»), на ней удалось оборудовать рубку-убежище с тремя спальными местами (третье образуется при укладке раскладного столика между бортовыми диванами). В каюте светло (имеется и электроосвещение), благодаря большому вырезу в кормовой переборке она кажется довольно просторной.
В форпике, в который можно попасть из каюты через люк в носовой переборке, укладываются спальные принадлежности.
Пост управления расположен в кокпите по левому борту. Приборный щиток смонтирован на левой верхней части переборки; симметрично, в правой верхней части имеется шкафчик. Мотолодка оборудована ходовыми огнями, отмашкой, фарой, тахометром и спидометром. Пайолы сделаны из листов АБС-пластика.
Передние сиденья — откидные; под ними расположены вместительные рундуки, в которые во время похода укладываются спасательные средства, посуда! аккумулятор. Под боковыми задними сиденьями расположены бензобаки емкостью по 45 л. Среднее заднее сиденье сделано съемным: под ним находится люк в трюм, где хранится 10-литровая канистра с маслом. Если это сиденье снять, то на люк можно установить две дополнительные канистры с топливом; таким образом общий запас горючего увеличивается до 140 л. За средним сиденьем имеется запирающийся шкафчик для инструмента, запасного винта, аптечки, а за боковыми — ниши для штормовой одежды.
Для снижения шумности мотор закрыт звукоизолирующим капотом, который при необходимости откидывается (на петлях) на правый борт.
Для обеспечения непотопляемости лодки в корпус вклеены блоки пенопласта общим объемом 450 дм3.
На постройку лодки силами двух человек ушли три с половиной месяца.
Первые же ходовые испытания «Альбатроса» оправдали наши надежды. Под мотором «Вихрь-30» со штатным винтом мотолодка вышла на глиссирование с четырьмя человеками на борту и развила скорость 32 км/ч. С одним водителем скорость возросла до 41 км/ч; при нагрузке два человека — составила 38 км/ч, с тремя — около 35 км/ч. Со специально подобранным грузовым винтом «Альбатрос» выходит на глиссирование с нагрузкой пять и даже шесть человек (водоизмещение 820 кг); с нагрузкой четыре человека плюс 70 л бензина уверенно обходит «Казанку-5» под таким же «Вихрем-30», но с двумя пассажирами.
Испытывалась лодка и с двухлопастным винтом изменяемого шага «Енисей-2», который был установлен на максимальный шаг (около 340 мм). При этом с двумя человеками на борту «Альбатрос» обходил «Прогресс-4» с тремя пассажирами, но... с двумя моторами «Вихрь-30».
При попутной 1,5-метровой волне нос лодки не зарывается в волну, кокпит не забрызгивается. Остойчивость лодки выше всяких похвал. На любых режимах винт не кавитирует. Нетрудно справляться с «Альбатросом» и под веслами.
Какие недостатки выявились в результате испытаний? Оказалась слишком низкой линия скулы в районе шп. 3—5. Слишком высоко (150 мм от ОЛ) поднят бортовой брызгоотбойник, поэтому борта замываются.
Сейчас я готовлю чертежи новой модификации мини-крейсера с приподнятой скулой и опущенным на 80 мм брызгоотбойником. За счет увеличения на 120 мм длины форпика и на 120 мм каюты общая длина лодки возросла до 4,89 м. На 50 мм увеличена высота борта в носу лодки.
В заключение хочу сказать, что, по моему мнению, «Альбатрос» — это как раз то, что нужно большинству любителей под один 30-сильный мотор. Очень хотелось бы видеть такую лодку в промышленном изготовлении.