Основные данные швертбота «Забияка»
Длина наибольшая/по КВЛ, м | 5,5/4,8 |
Ширина наибольшая/по КВЛ, м | 2,44/2,00 |
Осадка корпусом/швертом, м | 0,25/1,06 |
Водоизмещение порожнем, кг | 700 |
Площадь грота/стакселя, м2 | 9,7/5,2 |
В нашем проекте шверт полностью убирается в швертовый колодец, осадка при этом составляет всего 0,25 м. Правда, при отходе от берега с выбранным швертом лодка имеет сильный дрейф.
Кокпит удлинили до 2 м. Это позволяет при необходимости устроить в нем на ночлег два-три человека.
Объем каюты увеличили за счет отказа от «потопчин» на палубе — вместо рубки сделали надстройку. В каюте с левого борта средняя часть двуспальной койки трансформируется в подъемный стол, за которым могут расположиться пять человек (один из них — на швертовом колодце).
Эти изменения потребовали перенести степс мачты на 450 мм в нос. Мачту сделали заваливающейся в корму, что упрощает ее спуск и подъем (важное преимущество в туристских походах и при транспортировке яхты).
Набор корпуса выполнили из шпангоутов и стрингеров с последующим заполнением образовавшихся ячеек плотным пенопластом ПС-200 толщиной 15 мм. Корпус оклеили снаружи и изнутри стеклотканью на эпоксидном связующем. С наружной стороны толщина стеклопластика составила 5 мм, с внутренней — 1 мм.
Под настил кокпита уложили блоки пенопласта общим объемом 0,6 м3. Вдоль всей килевой линии закрепили полосу из нержавеющей стали максимальной шириной 130 мм, к которой приварили швертовый колодец и кормовой плавник.
Технологию с использованием пенопласта в качестве заполнителя сэндвичевой обшивки корпуса мы считаем весьма удобной для индивидуальной постройки. Построенные таким образом швертботы «Пират» и «Корсар» (L = 4,9 м; В = 1,9 м), которые эксплуатируем уже более десяти лет, в настоящее время находятся в удовлетворительном состоянии.
Опыты, проведенные с незащищенным стеклотканью пенопластом, показали, что он принимает воду, увеличивая свой вес примерно до 30 %. Покрытия только одним слоем стеклоткани недостаточно, так как стеклопластик фильтрует воду. Поэтому при оклейке внутренних поверхностей мы обычно добавляем второй слой.
Парусное вооружение выполнили точно по проекту «Морского кота». Погон гика-шкота расположили на дне кокпита, это не мешает передвижению внутри яхты. Грот сшила мастер Николаевского горпромкомбината Г. В. Нарынская.
Чистый вес яхты с мачтой и швертом (80 кг) составил 700 кг, что выше проектного на 100 кг. Вопреки ожидаемому, судно получило дифферент на корму. Это удалось устранить закладкой в форпик 60 кг якорной цепи.
Швертбот «Забияка», испытанный в самых различных погодных условиях как силами нашего экипажа, так и ждановских яхтсменов, показал очень высокую остойчивость. Даже при ветре 14—20 м/с и высоте волны до 1,5 м мы ходили с немного зарифленным гротом и основным стакселем. Правда, из-за короткой и очень крутой волны Азовского моря на курсе крутой бейдевинд яхта иногда врезалась во встречную волну, принимая воду на бак.
Наш швертбот не лежит на руле, слегка приводится на порывах.
Максимальная скорость — около 6 уз — была достигнута в бакштаг при ветре 3 балла. Соревнуясь со швертботом Т2, «Забияка» не уступал ему ни на одном курсе.
Перед навигацией этого года мы несколько удлинили перо руля; уплотнили швертовый колодец и переделали носовой люк так, чтобы он открывался в сторону мачты.
За последние 15 лет мы построили 9 мини-швертботов и накопили некоторый опыт по их эксплуатации. Какой же швертбот оптимален для самостоятельной постройки? По нашему мнению, он должен иметь обводы типа шарпи как более простые в изготовлении. Размеры должны соответствовать микро-классу. За основу можно взять французский швертбот «Микросейл», но с осадкой 0,25 м.
Примечания
1. О судостроителях-любителях сухопутного города Ясиноватая и построенных ими парусных лодках см. статью, опубликованную в «КЯ» №58.