Основные данные яхты «Емеля»
Длина наибольшая, м | 8,83 |
Ширина наибольшая, м | 2,79 |
Высота борта на миделе, м | 1,10 |
Осадка, м | 1,20 |
Водоизмещение полное, т | 6,59 |
Мощность двигателя, л. с. | 25 |
Основная площадь парусности, м2 | 27 |
Скорость под мотором, уз. | 6 |
Дори — идеальное судно для переоборудования в парусно-моторную яхту для дальних путешествий. Большая грузоподъемность позволяет установить балластный фальшкиль, оборудовать каюту и принять на борт необходимые запасы. Единственным недостатком является большая седловатость линии борта и, соответственно, низкий борт на миделе. На рыболовной шлюпке низкий борт оправдывается необходимостью работать с сетями, а на яхте это оборачивается уменьшением подпалубного объема, высоты помещений и предельного угла крена, при котором палуба входит в воду. Однако этот недостаток был устранен: по нашей просьбе работники верфи повысили на 100 мм борт на миделе. При постройке корпусов они также установили дополнительный привальный брус, 18 бимсов и форпиковую переборку на шп. 3. Кроме того, на верфи были сделаны заготовки из 10-миллиметровой фанеры и сосновых брусков для монтажа палубы и рубки, который мы делали самостоятельно.
Работы по постройке яхты продолжались два года. Мы установили переборки на шп. 8 и 12, настлали палубу, оборудовали каюту и самоотливной кокпит. К корпусу шлюпки закрепили 1000-килограммовый чугунный фальшкиль от старой яхты класса «Дракон», на ахтерштевень навесили руль, защищенный снизу шпорой.
Работ по механической части оказалось немного: дизель 4ЧСП 8,5/11 с реверс-редуктором и двух-контурной системой охлаждения, который устанавливается на дори, является отличным вспомогательным двигателем и для яхты. Он обеспечивает скорость движения 6 узлов, что вполне достаточно для преодоления сильного течения на реках, например на Ивановских порогах на Неве при переходе в Ладожское озеро.
Парусник оснастили бермудской шхуной с фоком и гротом одинаковой площади и стакселем.
Летом 1984 г., несмотря на то, что внутреннее оборудование судна еще не было завершено, мы совершили первые плавания на «Емеле» (не последнюю роль в выборе имени яхты сыграл ее неказистый, на первый взгляд, внешний вид). Нам удалось испытать парусник в самых разнообразных условиях ветра и волны. В целом экипаж остался доволен его качествами.
Во время похода в Таллин из 150 ходовых часов «Емеля» шел под дизелем лишь 10. В слабый ветер основной площади парусности было недостаточно. Поэтому нам приходилось дополнительно ставить большой балун и грота-стаксель площадью по 18 м2. В свежий ветер и па крутой волне при поворотах оверштаг мы прибегали к помощи стакселя, слегка задерживая его на наветренном борту.
При всех курсах к ветру яхта легко управляется, обладает высокой остойчивостью. Накренить ее до ватервейса может лишь ветер силой свыше 7 баллов. На любых курсах к волне судно обладает плавной качкой, на палубу вода практически не попадает. Большим достоинством «Емели» является возможность в любой момент, будь то штиль или вход в гавань при стесненной для лавировки акватории, использовать надежный дизель. Штатный четырехлопастной гребной винт диаметром 0,49 м обеспечивает упор, достаточный для буксировки двух яхт класса Л6 со скоростью 3—4 уз.