Корпуса «Мифа» обшиты пятислойной фанерой ФСФ. Сечение шпангоутов из сосновых реек составляет 40X60 мм, стрингеров — 30X60 мм. Снаружи корпуса оклеены стеклотканью на эпоксидной смоле, а затем окрашены масляными красками. Внутренние поверхности покрыты горячей олифой.
Основные данные катамарана «Миф»
Длина, м | 10,4 |
Ширина общая/корпуса, м | 5,4/1,2 |
Вертикальный клиренс моста, м | 0,8 |
Осадка порожнем, м | 0,6 |
Масса вооруженного катамарана, кг | 2000 |
Площадь парусности, м2 | 72 |
Число спальных мест | 7 |
Восемь поперечных сосновых балок моста сечением 100X60 мм опираются на два стальных угольника, прикрепленных к топтимберсам шпангоутов шпильками М10. По балкам уложен настил из 10-миллиметровой бакелизированной фанеры. Снизу крест-накрест закреплены стальные полосы сечением 3X30 мм. В результате рама моста способна воспринимать нагрузки от продольных перемещений корпусов.
Подмачтовые балки из сосны имеют сечение 160X80 мм. Корпуса под ними стянуты стальными стержнями диаметром 20 мм, образующими вместе с балкой и распоркой ферму. Длину кормовой стяжки можно регулировать. Это позволило при сборке выставить корпуса параллельно.
Водонепроницаемые переборки делят каждый корпус на три отсека. В левом корпусе расположены три каюты с четырьмя спальными местами, в правом — две каюты с тремя спальными местами, кладовая и гальюн. В каждой каюте по иллюминатору, в кают-компании их два. Высота помещений составляет 1,8 м. Мост размерами 3X3 м защищен От брызг наклонным козырьком. Между носовой подмачтовой балкой и балкой моста натянута сетка из капронового шнура.
Конструкцию пирамидального вооружения нам пришлось разрабатывать самим, поскольку в литературе не удалось найти ничего подходящего.
Мачты изготовлены из 11,4-метровых стальных водогазопроводных труб диаметром 130 мм с толщиной стенки 4,5 мм. Фок-мачта раскреплена двумя форштагами и двумя вантами, грот-мачта — двумя ахтерштагами и двумя вантами. Между собой мачты соединены штаг-карнаком. Весь стоячий такелаж, изготовленный из стального троса диаметром 8 мм, крепится на топах мачт.
На каждой мачте смонтированы вращающиеся «карусели», которые представляют собой металлические конструкции, состоящие из четырех труб-краспиц диаметром 40 мм, четырех верхних стяжек из стального 10-миллиметрового прутка. Длина каждой стяжки регулируется. Деревянные 3,7-метровые гики диаметром 100 мм, прикрепленные своими пятками к приваренным к концам краспиц косынкам, могут вращаться. Косынки попарно стянуты стальными струнами.
Каждая карусель закреплена на мачте при помощи трех хомутов, которые могут перемещаться только по высоте. На клотиках мачт в специальных коробках смонтированы радиально-упорные подшипники. К коробкам прикреплены блоки для фалов и стоячий такелаж. Ходовые концы фалов крепятся на утках, приваренных на нижних хомутах каруселей, ходовые концы шкотов — на утках, установленных близ ноков гиков.
Паруса представляют собой равнобедренные треугольники с длиной передней и задней шкаторин по 10 м, нижней — 3,5 м.
При повороте пирамиды в новое положение устанавливаются сразу два паруса. Одновременно с первой пирамидой в аналогичное положение следует ставить и вторую. Первоначально экипаж испытывал затруднения при отходах и подходах к причалу или постановках на бочку — действия яхтсменов были несогласованными, трудно было сообразить, как надо располагать пирамиды в том или другом случае.
Однако после двух-трех кратковременных выходов мы освоили новые паруса и даже почувствовали себя готовыми участвовать в соревнованиях на Кубок Иссык-Куля. В этих гонках прошли основательную проверку и непосредственно катамаран, и его парусное вооружение.
Ходовыми качествами «Мифа» мы довольны. При ветре до двух баллов на попутных курсах его обгоняют только хорошо настроенные яхты типа «Конрад-25». При более сильных ветрах, например четырехбалльных, наш парусник вне конкурса, он обходит все имеющиеся на Иссык-Куле яхты. При пяти баллах его скорость достигает 12 уз.
Устойчивость катамарана на курсе очень хорошая. Руль можно надолго оставлять, а при небольших заходах ветра «Миф» следует за ветром даже без перекладки рулей. При поворотах радиус циркуляции составляет около трех длин корпуса. Поворот оверштаг можно совершить только при помощи парусов, иначе снижается скорость.
Лавировочный угол у нашего судна такой же, как у килевых яхт, или на 3—4° больше. Дрейф можно сравнить с дрейфом «Нефрита». На самых крутых курсах происходит задувание на часть подветренного грота, что заставляет настраивать грот-пирамиду более круто к ветру.
АДы пришли к выводу, что пирамидальное вооружение имеет значительные преимущества перед традиционным бермудским:
- катамаран под пирамидальными парусами может идти задним ходом так же легко, как и передним (нас неизменно выручала эта возможность «Мифа», когда он попадал в критические ситуации и нам казалось, что избежать навала или посадки на мель уже нельзя);
- паруса можно зарифить или убрать, намотав на вращающиеся гики;
- управление парусами несложное, в нормальных условиях работы с ними мало;
- сравнительно низкое расположение ЦП, уменьшение кренящего момента за счет наклона парусов к ДП, возможность почти мгновенной постановки парусов во флюгерное положение при любых ветрах и курсах делают плавание безопасным;
- пирамидальное вооружение дает максимальную тягу парусов на всех курсах относительно ветра.
При ветре до трех баллов пирамиды за счет трения в хомутах стоят так, как их настроили. С усилением ветра каждая пирамида стремится развернуться во флюгерное положение. Для удержания их в рабочем положении мы применяли четыре снасти — браса, закрепленных за ноки гиков и проведенных каждый через свой блок на мачте на стопора. Усилие для удержания пирамид в рабочем положении невелико, можно обойтись без лебедок. При отдаче браса со стопора при сильных ветрах пирамида сразу обезветривается, поворачиваясь во флюгерное положение. Этому способствует расположение 60%; площади парусов за мачтой.