Учитывая свои возможности, мы с самого начала отдали предпочтение надежности, обитаемости и простоте постройки за счет, возможно, некоторого ухудшения ходовых качеств.
Ориентиром, именно ориентиром, а не прототипом, служил катамаран «Лани Каи». Вот как выглядят некоторые характерные соотношения этих катамаранов (и для сравнения «Гауи»):
Первый показатель приближенно характеризует скоростные возможности катамаранов при малых ветрах, второй и третий — скоростной потенциал вообще. Катамаран «Лани Каи» развивает скорость до 20 узл.; по расчетам наш «Одиссей» должен развивать скорость 15—17 узл. при ветре 10—12 м/сек.
Нагрузка катамарана (вес в тоннах)
Корпуса | 2Х0,83=1,66 |
Платформа и рубка | 0,34 |
Прочные балки | 0,13 |
Парусное вооружение | 0,24 |
Устройства | 0,18 |
Итого: водоизмещение порожнем | 2,56 |
Команда со снабжением | 0,95 |
Итого: полное водоизмещение | 31,5 |
Основные данные катамарана
Длина габаритная, м | 11,0 |
Длина по ватерлинии LКВЛ, м | 9,4 |
Ширина наибольшая Вн, м | 4,9 |
Ширина между ДП корпусов, м | 4,0 |
Ширина корпуса наибольшая В0, м | 1,1 |
Ширина корпуса по KBЛ ВКВЛ, м | 0,62 |
Осадка Тполн, м | 0,65 |
Высота борта Нб, м | 1,8 |
Вертикальный клиренс, м | 0 7 |
Водоизмещение полное/порожнем, т | 3,56/2,61 |
Площадь парусов, м2: | |
стакселя | 18 |
грота | 36 |
топового стакселя | 30 |
Площадь рулей, м2 | 2X0,4 |
Смоченная поверхность, м2 | 22 |
Корпуса имеют обводы шарпи, что обусловлено выбором материала (бакфанера). Наружный плоский борт почти вертикален; это при незначительной осадке и отсутствии швертов должно уменьшить дрейф. Для увеличения высоты корпусов в средних жилых отсеках до 1650 мм палубы выполнены с обратной седловатостью. Высота надводного борта составляет; в носу — 1100, на миделе — 1150, в корме — 850 мм. Носовые свесы имеют большую длину — 15% « что Должно улучшать всхожесть на волну.
Обычно вход к спальным местам в корпусах делают из широкой — от борта до борта — надстройки, но мы применили другой вариант: вход через люки в открытых палубах корпусов. Мы рассуждаем так. При свежей погоде, когда доступ в корпуса сверху нежелателен, для свободной от вахты части команды достаточно пяти спальных мест в рубке; в то же время отказ от надстройки, накрывающей корпуса, позволил уменьшить вес катамарана и трудоемкость работ.
Соединительный мост с рубкой значительно сдвинут в корму, что позволяет избежать ударов волн о платформу, особенно сильных в носовой трети длины судна. Мачта устанавливается вблизи носовой прочной балки, поэтому ЦП больше, чем обычно, сдвинут в нос относительно ЦБС (примерно на 0,18 LКВЛ).
Рубка имеет порядка 7,0 м2 полезной площади при высоте у входа 1600 мм. Такая высокая надстройка, конечно, увеличивает и без того большую парусность, зато значительно выигрывает обитаемость.
Поперечными связями являются: носовая и кормовая прочные балки, кормовая стенка рубки и переборка внутри рубки. Два стрингера высотой по 250 мм делят настил платформы, подкрепленный поперечной системой набора, на три равные части по ширине и служат стенками дивана. От переборки внутри рубки до носовой прочной балки, в ДП катамарана установлена короткая продольная балка коробчатого сечения (высотой 400 мм), на которой смонтирован тавровый степс, позволяющий передвигать мачту на 300—400 мм для регулировки центровки.
При расчете прочности была принята обычная для катамаранов схема действующих нагрузок: постановка на две опоры, расположенные по диагонали. Забегая вперед, отметим, что построенный катамаран выдержал такие испытания на прочность, произведенные на суше. Размеры под палубных связей, стрингеров и килей были выбраны из конструктивных соображений. Расчет показал, что запас прочности в продольных связях по нормальным напряжениям — 6-кратный, а по касательным напряжениям при скручивании и того больше.
Наиболее напряженной конструкцией является носовая прочная балка. Мы сделали ее коробчатой со стенками из бакфанеры толщиной 10 мм (расчетные нормальные напряжения в полках до 225 кг/см2). В корпусе конец балки закрепляется между водонепроницаемой переборкой и полупереборкой на клею и болтах.
Носовая распорка пустотелая клееная; она рассчитана на нагрузку 300 кг (иначе говоря, вес трех-четырех человек или удар о встречную волну).
Мачта выполнена из листов легкого сплава АМг-61 толщиной 4 мм; ее три секции соединены не болтах и цементно-эпоксидных прокладках.
В прошлом сезоне мы успели сделать на «Одиссее» лишь несколько выходов. Парусное вооружение, управление и т. п. еще не полностью доведены и отработаны, но уже можно сказать, что наш катамаран показал неплохие мореходные и скоростные качества. При ветре 6 баллов на волне высотой 1,0—1,2 м он под одним только стакселем развивал при ходе в бакштаг скорость до 8 узлов, при 5 баллах с полной парусностью — до 10 узлов. Мы пришли к выводу, что площадь парусов надо увеличить, мачту несколько удлинить.
Катамаран пока ходит менее круто к ветру, чем килевые яхты, что, возможно, объясняется большим лобовым сопротивлением. Дрейф оказался несколько больше, чем предполагалось.