При проектировании была поставлена задача — создать дешевое и надежное судно, имеющее необходимый минимум удобств для многодневных походов экипажа из 4—6 человек при сохранении основных преимуществ двухкорпусной конструкции.
Основные данные катамарана
Наибольшая длина, м | 8,8 |
Длина по КВЛ, м | 7,9 |
Наибольшая ширина, м | 5,25 |
Ширина корпуса по КВЛ, м | 0,63 |
Водоизмещение максимальное, т | 2,0 |
Вес вооруженного катамарана, т | 0,8 |
Парусность, м | 40 |
Расчетная скорость при ветре 12 м/сек, узл | 20 |
Все жилые помещения размещены в корпусах. Среднюю часть каждого корпуса занимают входные тамбуры с вешалками для верхней Одежды и небольшие салоны, в одном из которых размещается камбуз, в другом — штурманский стол. Высота прохода 1,6 м. Одновременно в каждом корпусе может сидеть пять-шесть человек (двое на кормовых койках, один на передней койке и двое-трое на диване). Оборудовано шесть изолированных спальных мест размером 0,65X1,95 м.
Основные кладовые размещены под койками и имеют хороший доступ из салона. Платяные шкафы устроены у переборок в передней части корпусов. Хранение подвесного мотора, емкостей с горючим и аккумуляторов предусмотрено в изолированных отсеках с доступом через люки на палубе.
Пространство между корпусами занимает палуба-кокпит размером 2,2X3,9 м с сиденьями по бортам. С боковых сторон палуба ограждена рубками, с кормы — релингом, В носу между корпусами натянута капроновая сетка. Кронштейн для подвесного мотора установлен у кормового конца продольной балки.
При выборе обводов и основных соотношений главных размерений особое внимание уделялось обеспечению остойчивости, скорости, поворотливости и мореходных качеств судна. Ширина катамарана примерно на 1 м больше, чем однотипных заграничных двухкорпусных судов, признанных пригодными для океанских плаваний. Клиновидная форма шпангоутов, большой развал бортов и асимметричные обводы дали возможность сочетать узкую ватерлинию с относительно широкими жилыми помещениями, а также обеспечить всхожесть на волну и необходимое боковое сопротивление без применения швертов. Чтобы улучшить поворотливость, кормовым шпангоутам придана выпуклость (это также смягчает продольную качку) и установлены рули увеличенной площади на прочном подвесе, способные воспринимать значительную часть силы дрейфа. Отсутствие жилых помещений на мостике и хорошая обтекаемость корпусов улучшают ходовые и лавировочные качества судна, особенно в штормовую погоду при уменьшенной парусности.
Каждый корпус разделен водонепроницаемыми переборками на девять отсеков (в носовой части переборки установлены через 0,65 м). Непотопляемость и остойчивость обеспечены при заполнении любых двух отсеков при максимальном водоизмещении, Полностью затопленный катамаран имеет положительный запас плавучести 300 кг.
Набор корпусов — рамные шпангоуты через 0,65 м и сосновые стрингеры. Обшивка из авиационной или водостойкой фанеры толщиной 6 мм. Подводная часть корпусов оклеена стеклотканью на эпоксидной или полиэтиленовой смоле. Корпуса соединяются между собой съемными носовой и кормовой балками и подмачтовой фермой. Рангоут — деревянный, стоячий такелаж из стальных тросов, паруса — лавсановые.
Испытание головных судов запланировано на сентябрь 1969 г., после чего будет начат серийный выпуск. Постройка осуществляется в цехе малотоннажных судов рыболовецкой артели «Царникава» Латв. ССР. Ориентировочная стоимость катамарана — 6000 руб.