Обводы этих катеров воспроизводят форму знаменитых карбасов, на которых поморы выходили на промысел в неспокойное Белое море, но конструкция корпуса сделана более легкой и простой, с расчетом на серийную постройку. Весла и парус заменены легким двигателем, под которым лодка развивает неплохую скорость. Чтобы ее при этом меньше забрызгивало, нос и корма закрыты палубой. В небольшой каюте можно укрыться от холодного ветра и даже переночевать, сохраняя сухими одежду и запасы.
Основные данные катера
Длина наибольшая, м | 6,22 |
Ширина наибольшая, м | 1,65 |
Высота борта на миделе, м | 0,63 |
Водоизмещение полное, кг | 1110 |
Осадка габаритная при полной нагрузке, м | 0,43 |
Вес катера, подготовленного выходу, кг | 530 |
Бросается в глаза, что борт и рубка относительно невысоки и, на первый взгляд, лодка может показаться немореходной. Однако эта особенность имеет большой смысл и вполне оправдана не только традицией, но и современной практикой. Большинство архангельских лодок снабжено именно невысокими рубками, благодаря чему маломощный двигатель легко справляется с сильным ветром и волной, лодки практически не дрейфуют и очень остойчивы.
На лодках серийной постройки устанавливается двигатель «СМ-557Л» мощностью 13,5 л. с., с которым она развивает скорость 13 км/час. Многие любители предпочитают более экономичные четырехтактные двигатели «Л6/3» мощностью 6 л. с., так как при снижении мощности более чем вдвое скорость уменьшается незначительно (до 11,4 км/час); расход горючего составляет при этом около 0,2 л на пройденный километр.
При выходе на прогулку в катере можно разместить 7—8 человек. Благодаря большой грузоподъемности такие суда широко используются и для чисто хозяйственных нужд (перевозка дров, сена и т. п.).
Корпус строится из древесины хвойных пород на гнутых дубовых шпангоутах с обшивкой кромка на кромку. Для сборки корпуса имеется специальное приспособление — кондуктор, состоящий из поперечных лекал, закрепленных на стапеле. Лекала устроены таким образом, чтобы по ним можно было изгибать предварительно распаренные заготовки шпангоутов. В этот же кондуктор укладывается закладка (киль с фор- и ахтерштевнями). Доски обшивки пришивают к шпангоутам медными гвоздями-заклепками диаметром 3,5 мм, а к закладке — шурупами.
Рубка и фальшборт изготавливаются из водостойкой фанеры. Длина бортовых сидений в каюте достаточна для использования их в качестве коек. В носовой части катера легкой переборкой со съемной дверцей выделен форпик.
Водитель располагается по правому или левому борту и управляет катером с помощью длинной штанги, шарнирно закрепленной на румпеле; одновременно он может управлять реверсом и заслонкой карбюратора.
Стоимость катера с двигателем и снабжением 310 руб. Благодаря простоте конструкции и доступности материала многие любители строят катера этого типа самостоятельно. Способ постройки подобен описанному в статье «Постройка катера «Помор» в 14-м номере сборника (1968 г.).
В тех случаях, когда не удается достать дубовые рейки (для шпангоутов), их заменяют еловыми, распиливая вдоль стволы молодых деревьев. Можно применить и натесные шпангоуты; для них лучше использовать кривослойные кокоры (корни сосны или ели).