Я давно собирался построить небольшое — на одного-двух человек — суденышко, годное для туристских походов, рыбалки и охоты. Оно должно быть, с одной стороны, легким, чтобы при случае можно было одному вытащить его на берег, с другой стороны, достаточно надежным, чтобы обеспечить безопасность плавания по Байкалу и Иркутскому водохранилищу.
Всем этим требованиям лучше всего отвечает катамаран. Обычно такие суда строят из водостойкой фанеры или стеклопластика, но эти материалы очень трудно достать. Поэтому я решил построить свой катамаран из долбленой осины — материала, испытанного тысячелетним опытом прибрежных жителей лесных районов страны. Судостроителями-любителями этот материал незаслуженно забыт, хотя долговечность и прочность долбленых лодок больше, чем других деревянных судов. За три года на корпусах моего катамарана не появилось ни одной трещины, хотя хранится он и в летнюю жару и в морозы прямо на берегу.
Сделать долбленые корпуса оказалось не так уж сложно. Для постройки катамарана я заранее подобрал два 6-метровых осиновых бревна диаметром 320—340 мм, без сердцевинной гнили и сучков. Поскольку бревна пошли в дело не сразу, их не пришлось ни сушить, ни ошкуривать.
Со временем в торцах бревен появляются трещины, поэтому заготовки корпусов были сделаны с припуском по длине 20 см, обрезаемым непосредственно при обработке. Протесав на стороне будущей палубы полосу шириной 120—150 мм, я отбил шнуром осевую линию (ДП) и параллельно еще две линии на 50—60 мм от нее в обе стороны. После этого ошкурил бревна, закрепляя их осевой линией кверху, окантовал с боков, вытесал корму и нос. После топора прострогал заготовки рубанком и зачистил поверхность стеклом.
Технология выдалбливания корпусов практически не отличалась от описанной в статье «Лодки-долбенки» в седьмом выпуске. На шести поперечных сечениях, разбив длину окружности на равные части по 100—150 мм, сверлом 04, выпущенным из дрели на 25 мм, насверлил отверстия. Б эти отверстия забил заподлицо с наружной поверхностью колышки-сторожки из сухого дерева, смоченные смолой (по бортам длиной 12—15 мм, а по дну 18—20 мм). Долбил теслами. Этот инструмент можно изготовить из топора, но еще лучше достать его у старых мастеров-лодочников или заказать в кузнице. Для удобства работы нужны три тесла: одно прямое и два боковых — левое и правое. Долбят теслами так, как рубят топором. Сначала приноровиться довольно трудно и дело идет медленно, но потом удары становятся точными и сильными. Второй корпус катамарана я выдолбил за три дня.
Сначала по всей длине вырубил канавку шириной 100 мм, а потом боковыми теслами выбирал древесину с боков. Следует внимательно следить за стружкой. Как только появятся следы просверленных отверстий, надо работать очень осторожно, особенно в сужениях носа и кормы. Когда станут видны все сторожки — корпус можно считать выдолбленным.
Приступая к разводке бортов, я зажал нос и корму с помощью клиньев деревянными скобами-ваймами, чтобы избежать отколов. Греть корпус не пришлось, так как древесина была еще сырой; оказалось достаточно в 100-миллиметровое пространство между бортами вставить на середине длины две распорки по 120 мм и ударами молотка постепенно передвигать одну из них к носу, а другую к корме. Используя распорки все большей длины, я развел борта на 420—450 мм с таким расчетом, чтобы самое широкое место корпуса было чуть ближе к корме, чем к носу.
Разведенный корпус поставил под навес, а после постепенной его просушки окончательно обрезал форштевень и ахтерштевень и прибил заплатки из оцинкованного железа на сердцевинные трещины, чтобы предотвратить их дальнейшее увеличение. После просушки корпус окончательно обработал снаружи шкуркой, а изнутри стамеской и скобелем, и с обеих сторон пропитал его горячей олифой и керосином.
В каждый 5-метровый корпус вставил по три водонепроницаемые переборки из сухой доски (слоями вертикально) и закрепил их шурупами снаружи. К днищу привинтил рейку-фальшкиль и набил на нее полоску дюраля, которая в носу и в корме переходит в оковку штевней.
Корпуса соединил (размер между их ДП 1300) спереди 50-миллиметровой доской, а в корме дюралевым уголком и еще одной такой же доской, служащей транцем кабины. Дно кабины-кокпита набрано из сухих досок; снизу на пазы привинчены дюралевые полоски. Борта кабины сделаны из дюраля толщиной 1—1,5 мм. «Палуба» на корпусах тоже дюралевая, но толщиной 3 мм; к бортам края палубы крепятся шурупами с вязкой водонепроницаемой прокладкой. Люки задраены дюралевыми крышками с резиновыми прокладками при помощи болтов М5.
Б носу кабины сделан багажник; он же служит и сиденьем при гребле. При ходе под мотором или парусом лучше сидеть на специально уширенном планшире в корме. Для отсекания брызг на скулах поставлены планки; нос кабины обнесен плексигласовым козырьком, к которому можно прикреплять съемный тент.
Катамаран хорошо и легко идет на веслах. С подвесным мотором «Москва» корма катамарана из-за ее малой плавучести на ходу сильно погружается (настолько, что в отверстие в днище кокпита поступает вода!). Поэтому я сделал под кабиной опускающееся дно из дюраля толщиной 3 мм. Когда плаваю на веслах, это дно прижато, а когда иду под мотором или под парусом — опущено на 50—70 мм и не дает погружаться кормовой части катамарана. Скорость хода под мотором с двумя пассажирами и 100 кг груза на борт, составляет 15—18 км/час.
Под парусом катамаран идет довольно круто к ветру, при этом рулем служит подводная часть мотора, на которую сделан съемный обтекатель из оцинкованного железа.
Я поставил на катамаране короткую 5-метровую съемную мачту и решил отказаться от шверта. Поэтому парусность его ограничена площадью 9—10 м2.
Катамаран окрашен алюминиевым порошком на льняном масле для живописи. Это очень стойкая краска. Фото катамарана на плаву приведено.
Во время плаваний по Байкалу и Иркутскому водохранилищу (даже в бурную погоду) катамаран показал себя судном надежным и удобным.
Второй раз в сборнике публикуется статья о долбленых лодках. Уж не собирается ли редакция рекомендовать их для повсеместного применения? — подумают, возможно, некоторые наши читатели.
Заверяем, что такой мысли у нас не было. Мы не можем согласиться и с утверждением автора публикуемой нами статьи, что осиновые бревна обладают преимуществами, по сравнению с другими судостроительными материалами. Единственное качество, которое делает их привлекательными для любителей-судостроитслей — это доступность. При отсутствии фанеры и досок долбленая лодка может оказаться единственно возможным выходом.
Катамаран, построенный Ю. А. Пановым, интересен еще и тем, что при его постройке автор, использовав опыт народных мастеров, сумел создать судно более надежное и вместительное, чем обычная долбленка.