В следующем году буерное первенство Европы (в том же классе) было проведено в Стокгольме, а в 1968 г. — снова в Австрии. На последних соревнованиях в число 47 участников вошли и представители буеристов США, что и дало некоторое основание называть этот чемпионат первенством мира. Блестящую победу одержали спортсмены Голландии — признанной родины буеров, завоевавшие почти все «золото» и «серебро».
Таким образом, новый подъем буерного спорта в европейских странах связан с широким распространением буеров класса «DN». О большой их популярности свидетельствует, например, такой факт, что на 1 января 1967 г. только в Европе было зарегистрировано более 400 единиц этого класса.
Чем же объясняется такой успех сравнительно старого класса буеров, появившегося за океаном еще тридцать с лишним лет назад?
Прежде всего тем, что за последние годы и в Америке и в Европе четко проявилась совершенно определенная тенденция к отказу от больших буеров, которые слишком дороги и сложны в постройке. Имеет значение и то, что для использования больших буеров далеко не всегда можно найти пригодные ледовые пространства.
О том, что представляет собой этот буер, созданный конструктором Вильямом Д. Сорнсом по конкурсу газеты «Детройт Ньюс», уже кратко сообщалось в статье Н. Корниенко и Б. Лобач-Жученко, опубликованной в 5 вып. сборника, поэтому мы приведем лишь некоторые дополнительные сведения о нем.
Знак на парусе «DN-60» включает начальные буквы названия газеты «Детройт Ньюс» и число квадратных футов площади парусности. Принципиальное отличие его от современных европейских буеров состоит в том, что рулевым служит передний конек. Буер одноместный, что и определило его основные размеры.
Для постройки корпуса и изготовления рангоута применяется доступная и недорогая древесина хвойных пород (ель, пихта, канадская сосна и др.). Снизу и сверху корпус обшивается водостойкой фанерой толщиной 6 мм. Разрешается усиление конструкций оклеиванием стеклопластиком.
Под днищем по диаметрали буера ставится своеобразный ватерштаг — стальной трос, проходящий через специальный кронштейн, закрепляемый на днище под мачтой и выполняющий роль мартын-гика на бушприте. Поперечный брус клееный, но не пустотелый. Рулевое управление состоит из рулевого конька, жестких тяг и закрепленного на специальной колонке секторного румпеля.
Обмерная площадь бермудского паруса буера 5,57 м2; с учетом серпа — 6,25 м2. Парус может быть только мягким; задняя шкаторина поддерживается четырьмя деревянными латами 40x5 мм. Парус крепится к рангоуту в ликпазе.
Гик и мачта буера сплошные клееные, овального сечения с закругленными углами. Разрешается проводка фала внутри мачты через специальный узкий канал с круглым сечением. Гик соединяется с мачтой при помощи усов, охватывающих ее с трех сторон. Мачта вращающаяся, укрепленная на специальном шарнире. На корпусе она раскрепляется одной парой вант и штагом.
Как и на других буерах, разрешается иметь не только щитовые коньки из листовой стали, но и еще два других комплекта деревянных коньков с полозом из угловой и фасонной Т-образной стали.
Использование специального балласта как в корпусе, так и на поперечном брусе не разрешается. Вес буера не ограничивается.
Постройка должна производиться в строгом соответствии с приводимыми официальными чертежами, а обмер — по Правилам обмера Международного союза буеров класса «DN-60» редакции 1962 г.
Безусловно, советские спортсмены и конструкторы заинтересуются международным монотипом «DN», Для желающих самостоятельно построить буер этого класса приводим чертежи и официальные правила обмера.
Как уже сообщалось (см. вып. 14), во многих странах буера «DN» используют не только зимой, но и летом, поставив на колеса. В одном из ближайших выпусков будут напечатаны основные чертежи пляжной яхты на базе «DN».
Правила обмера буеров класса «DN-60»
В случаях, когда настоящие Правила расходятся с официальными чертежами, необходимо руководствоваться Правилами. Оковки, снабжение и оборудование буера могут не соответствовать официальным чертежам.
Корпус
- 1. Полная длина 3660(±75) мм;
- 2. Наибольшая ширина корпуса 500{±50) мм;
- 3. Толщина фанеры для обшивки корпуса 6(-0,3) мм;
- 4. Люки в днище корпуса — не оговорено;
- 5. Толщина борта и шпангоутов 19(-0,3) мм;
- 6. Расстояние от задней кромки кокпита до носа (форштевня) — не более 2900,0 мм;
- 7. Расстояние (по длине буера) между осью баллера рулевого конька и осью бортовых коньков 2540(±75) мм;
- В. Расстояние между осью опорного шарнира мачты и осью баллера рулевого конька 940( +100; -50) мм;
- 9. Длина форштевня (бобышки-заполнителя) 250 мм;
- 10. Материал корпуса: дерево (ель или пихта). Допускается повышение прочности путем оклейки стеклотканью.
- 11. Дополнительные шпангоуты и кницы разрешаются, если их толщина соответствует настоящим Правилам. Длина румпеля произвольна. Устройства для ножного управления рулем не допускаются. Днище кокпита и кницы должны быть поставлены в соответствии с чертежом.
- 12. Никакой дополнительный балласт не разрешается.
Поперечный брус
- 1. Расстояние между наружными кромками 2420 (±25) мм;
- 2. Расстояние между лезвиями бортовых коньков — не более 2410,0 мм;
- 3. Ширина бруса у корпуса 1В0( +10; -15) мм;
- 4. Ширина бруса на концах 140(±0) мм;
- 5. Сорт дерева и количество досок при склеивании бруса — произвольные.
Мачта
- 1. Длина вместе с оковками 4880(+0; -150) мм;
- 2. Ширина 95(±6) мм;
- 3. Толщина мачты 57(+0; -6) мм;
- 4. Материал — дерево. Сечение от места крепления штага до топа может быть меньшим. Разрешается проводка фала внутри мачты. Мачта может быть склеена из неограниченного числа реек-брусьев. Разрешается усиление прочности мачты оклеиванием стеклотканью.
- 5. Никакие устройства, затрудняющие скольжение усов гика вокруг мачты, не допускаются.
- 6. Парус крепится к мачте посредством ликпаза.
Гик
- 1. Длина от точки соприкосновения с мачтой — не более 2740,0 мм;
- 2. Ширина 70(±6) мм;
- 3. Толщина 38(±6) мм;
- 4. Расстояние от мачты до внутренней кромки марки на гике 2695,0 мм.
- 5. Парус должен крепиться к гику посредством ликпаза.
- 6. Соединение гика с мачтой при помощи усов. Никакие другие устройства не допускаются.
Коньки
- 1. Коньки щитовые: а) длина 740(+13; -25) мм; б) высота 127(+0; -25) мм;
- 2. Коньки с полозом из угловой или Т-образной стали: а) длина 915(+50; -25) мм; б) высота 105(+20; -3) мм;
- 3. Каждый буер может иметь только три комплекта коньков. Носики коньков должны быть закруглены. Радиус закругления — не менее 16 мм.
- 4. На каждом коньке разрешается не более 4 отверстий диаметром 12,5 мм.
- 5. Погибь Лезвия коньков разрешается (по чертежу).
Парус
- 1. Материал: нейлон, хлопчатобумажная ткань, дакрон. Дакрон разрешается только фирмы «Howe Bain-bridge» шириной не более 92 см и весом 6,6 унций (около 190 г/м2);
- 2. Длина передней шкаторины от верхней кромки фаловой дощечки до нижней шкаторины у галсового угла 4270 мм (максимум);
- 3. Длина нижней шкаторины — расстояние от мачты до внутренней кромки марки на гике — 2695 мм (максимум);
- 4. Длина задней шкаторины 4270 мм (максимум);
- 5. Расстояние между серединами передней и задней шкаторин 1725 мм (максимум);
- 6. Расстояние между латами — от 810 до 910 мм;
- 7. Рифы: разрешается один риф-бант;
- 8. Ширина фаловой доски (измеряется перпендикулярно мачте) до 100 мм;
- 9. Во время гонки можно пользоваться только одним парусом.
- 10. Высота номера на парусе и обозначения класса «DN-60» 250—300 мм. Цвет их должен быть контрастным по отношению к цвету паруса.
- 11. В парусе разрешается сделать прозрачное смотровое окошко. Максимальная его площадь — 1275 см2.
Дополнительные ограничения
- 1. Максимальный диаметр шкивов блоков гика-шкота 100 мм;
- 2. Размеры блоков, указанные в чертеже, находятся в полном соответствии с настоящими Правилами.
- 3. Разрешается один одинарный стопор-зажим для гика-шкота.
- 4. Между коньком и корпусом может быть вмонтирован амортизатор.
- 5. Обязателен в ДП под корпусом стальной ватерштаг. Высота кронштейна (краспицы) — не более 100 мм;
- 6. Расстояние между внутренними плоскостями муфты для коньков должно быть не менее 25 мм.
- 7. Стоячий такелаж и проводка гика-шкота — в соответствии с чертежом. Другие варианты не разрешаются.
- 8. Приспособления для изменения длины вант и штага разрешаются, однако запрещается производить это изменение во время гонок.
- 9. Перенесение шарнира для шпора мачты вперед или назад во время гонки запрещается.
- 10. Каждый буер должен иметь специальный тормоз, надеваемый на конек, когда буер стоит под парусами.
- 11. На соревнованиях, состоящих из нескольких гонок, буером может управлять только один и тот же спортсмен. В случае его болезни, травмы или при необходимости замены рулевого по другим причинам этот вопрос решает судейская коллегия соревнований.
Настоящие Правила обмера переведены с польского языка. Польский вариант Правил обмера и надписи на чертежах были подготовлены председателем буерной секции Польского парусного союза Ромуальдом Ровецким.