Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Проекты
  • Парусные катамараны
  • 1975 год
  • Чертежи катамарана «Торнадо» для самостоятельной постройки
Подкатегории раздела
Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Советы рулевому катамарана класса «Торнадо»
Основные данные катамарана «Торнадо»
Швертбот для самостоятельной постройки Мотылек
Гидрокарт «Пигмей» для самостоятельной постройки
Опыт самостоятельной постройки виндсерферов
Обзор мини-яхт самостоятельной постройки
Быть или не быть соревнованиям на судах самостоятельной постройки?
Пять проектов минимотолодок самостоятельной постройки
Требования к судам самостоятельной постройки
Выбор проекта парусного тримарана для самостоятельной постройки
Опыт самостоятельной постройки стальной яхты
Постройка и первый поход парусного катамарана «Перун»
Катамаран ленинградской судоверфи ВЦСПС «Торнадо»
Катамаран международного олимпийского класса «Торнадо»


Чертежи катамарана «Торнадо» для самостоятельной постройки

Год: 1975. Номер журнала «Катера и Яхты»: 57
          0


Информация об изображенииЯхтсмен управляет «Торнадо»
Яхтсмен управляет «Торнадо»
 
Приводимые в статье чертежи гоночного катамарана международного класса «Торнадо» разработаны с учетом возможности постройки его в коллективах спортсменов — своими силами, из доступных материалов (дерево, фанера), без применения специального оборудования. Все работы могут быть выполнены при помощи обычного ручного инструмента для обработки дерева.

Конструкция длинных и очень узких круглоскулых корпусов катамарана необычна. В них нет ни привычного продольного набора — киля и стрингеров, ни форштевня, ни шпангоутов (изготовление которых занимает так много времени!). Если не считать транец, легкие привальные брусья и бимсы, то можно сказать, что в 6-метровын корпус устанавливаются только три фиксирующих его форму детали — две поперечные переборки по концам швертового колодца (на шп. 10 и 14) и пенопластовая горизонтальная диафрагма — распорка в носовой части (шп. 1— 9½). Основную формообразующую роль играет сама фанерная обшивка.

Информация об изображенииЭскизы для подготовки основных деталей
Эскизы для подготовки основных деталей
 
Корпус собирается из двух одинаковых бортовых и одного палубного листов водостойкой фанеры толщиной 4 мм. Контуры этих трех деталей надо вычертить на заранее склеенных на полную длину корпуса заготовках. Листы располагают так, чтобы на наружных поверхностях фанеры слои были ориентированы вдоль корпуса, и стыкуют «на ус». Следует обратить особое внимание на то, что от точности разметки и изготовления частей обшивки во многом зависит качество корпусов и соответствие катамарана классу.

Нужно сразу же решить, который из бортов будет правым, а который — левым и соответственно замаркировать их. Одновременно с разметкой контура на внутренних поверхностях бортов нужно нанести линию, соответствующую верхней кромке носовой пенопластовой распорки. Кроме того, на внутренних и внешних поверхностях бортов надо прочертить линии вдоль «киля» — параллельно нижней кромке на расстоянии 45 мм от нее, а на наружной поверхности одного из двух бортов еще одну такую же линию на расстоянии 9 мм от кромки. Первая линия будет служить границей при оклеивании стеклопластиком соединения «по килю», а вторая — осевой при высверливании отверстий для скрепок.


Информация об изображенииОчертания переборок и транца (пригонка по месту)
Очертания переборок и транца (пригонка по месту)
 
Особенностью конструкции «Торнадо» является то, что борта соединяются в ДП — «по килю и форштевню» — проволочными скрепками с последующим оклеиванием стеклотканью с обеих сторон. Такой вариант соединения листов оказался вполне надежным и в то же время позволил значительно упростить и облегчить конструкцию, сократить объем работ.

Борта складывают внутренними поверхностями, обеспечив совпадение кромок, ставят сверху грузы, чтобы предотвратить смещение листов, и высверливают отверстия для скрепок диаметром 1,6 мм. Шаг 100 мм; в оконечностях, где при сборке листы будут изгибаться с большим напряжением, шаг уменьшается до 25 мм.

Информация об изображенииСоединение бортов «при киле»
Соединение бортов «при киле»
 
Затем, разложив борта внутренними поверхностями вверх, по всей их длине приклеивают привальные брусья по верхней кромке, а после схватывания клея сострагивают их концы в носу «на ус», как показано на эскизе. Нижнюю кромку «при киле» скругляют по радиусу 3 мм. Вдоль линии, размеченной на расстоянии 45 мм от кромки, накладывают липкую ленту от шп. 2 до кормовой оконечности и дополнительно кусочек ленты поперек корпуса у шп. 20. Лента будет защищать фанеру от попадания эпоксидного клея.

Теперь начинается сшивание бортов; их укладывают один на другой, проверяют совпадение верхних кромок и соединяют медной проволокой диаметром 1,5 мм (отрезками по 100 мм), слабо закручивая концы. После этого раздвигают борта, зафиксировав положение специально изготовленной распоркой на шп. 12, и начинают затягивать скрепки, следя при этом, чтобы оба конца проволоки скручивались равномерно, а не обвивался один конец вокруг другого. Одновременно, подрезая распорку, добиваются, чтобы угол на шп. 12 при киле составлял 139° (для замера заранее делают шаблон). Вынимая распорку для подгонки, необходимо сначала вставить на это место временную распорку, чтобы избежать ослабления проволочного соединения.


Затянув скрепки в средней части по длине корпуса, ставят шаблон транца на расстоянии 25 мм от теоретической линии шп. 20 и временно крепят его к обшивке проволокой, а к привальным брусьям — кусочками рейки.

Информация об изображенииПодготовка корпуса под обклеивание по килю
Подготовка корпуса под обклеивание по килю
 
Затем стягивают борта в районе шп. 5. Для этого в привальные брусья ввинчивают шурупы так, чтобы их головки торчали над поверхностью; за шурупы закрепляют шнур, постепенно натягивая который, добиваются получения ширины по наружным кромкам бортов на шп. 5, равной 584 мм. Последней ставится стяжка на шп. 16, задающая угол при киле 146°. По всей длине корпуса проверяют натяжение скрепок и плотность сопряжения кромок. Проволоку осаживают изнутри корпуса, следя при этом, чтобы по соединению не появлялся зазор. Ослабшие крепления затягивают.

Следующий этап — обклеивание соединения изнутри корпуса стеклотканью на эпоксидном клее в три слоя. Для первого слоя вырезается узкая полоса шириной 25 мм и укладывается точно по ДП. Второй и третий слои накладываются полосами шириной 75 мм со сдвигом одной на левый борт, а другой — на правый вплотную до липкой ленты. После укладки стеклоткани липкую ленту сразу же надо удалить, стеклоткань тщательно пригладить, удаляя воздух из пузырьков. В нос от шп. 2 и в корму от линии, расположенной на 35 мм в нос от шп. 20, стеклоткань выходить не должна.

Информация об изображенииКорпус установленный в палубную матрицу
Корпус установленный в палубную матрицу
 
После отверждения стеклопластика (примерно сутки) обрезают заподлицо с наружной поверхностью обшивки все проволочные скрепки в районе от шп. 2 до точки, расположенной на 13 мм в корму от шп. 20. Скрепки в нос и в корму от указанных точек и крепления шаблона транца обрезать нельзя. Поверхность обшивки вдоль киля — между полосами липкой ленты зашкуривают, затем обклеивают снаружи от шп. 2 до шп. 20 точно так же, как и изнутри корпуса. Затем, дав выдержку для отверждения стеклопластика, снимают распорки, стяжки и шаблон транца и обрезают корпус по линии на 13 мм в корму от теоретической линии шп. 20.

Для дальнейших работ необходимо изготовить по приводимому эскизу простейшую матрицу, вырез которой должен в точности соответствовать очертаниям палубы. Матрицу укладывают на твердый пол и устанавливают в нее корпус килем вверх, заправляя кромки бортов (начиная с носа — в корму) в вырез. Одновременно под матрицу укладывают прокладки, добиваясь того, чтобы она в продольном направлении получила изгиб, соответствующий седловатости бортов. Для фиксации нормального положения корпуса в матрице его в трех местах по длине притягивают шнуром. Привальные брусья должны плотно прилегать к матрице по всей длине без перекоса корпуса. Борта можно прижимать к матрице струбцинами только в районе шп. 16.


Информация об изображенииУстановка транца в корпус
Установка транца в корпус
 
Теперь корпус вместе с матрицей переворачивают и ставят килем вниз, раскрепив на козелках на высоте, удобной для работы. Привальные брусья обрезаются под углом 99° к линии борта на расстоянии 65 мм в нос от шп. 20. (Этот размер рассчитан на транец толщиной 18 мм.) Вырезать сам транец нужно по шаблону, оставляя припуск по бортам, который затем сострагивается при подгонке — равномерно с обоих бортов до плотного прилегания кромок к обшивке. Транец должен входить в корпус с некоторым натягом; его кормовая кромка у киля должна быть расположена на 13 мм в нос от шп. 20. К матрице крепят планку и струбциной, опертой на эту планку, вдавливают транец на место. Проверив правильность положения транца, на бортах отмечают карандашом положение его носовой и кормовой кромок, транец вынимают, а по оси между оставшимися карандашными линиями сверлят отверстия диаметром 3 мм с шагом 50 мм. Кромки транца и обшивку в месте его установки промазывают клеем, транец снова вставляют на место и запрессовывают шурупами 3X18, устанавливаемыми от киля одновременно по обоим бортам.

Информация об изображенииПриспособления для сборки корпуса
Приспособления для сборки корпуса
 
В корпус заводится фанерная переборка на шн. 14; после подгонки ее приформовывают к обшивке «мокрыми угольниками» — обклеивают по периметру стеклотканью в два слоя (первый шириной 20 мм, второй — 40 мм) с обеих сторон.

Затем окончательно обжимают скрепки в носу — «на штевне» — с проверкой обводов на плавность: обжимать обшивку надо так, чтобы не было зазора между бортами, но в то же время не образовывались выпуклости или впадины на бортах. Затем изнутри корпуса обклеивают тремя слоями стеклоткани соединение по «штевню» и всю носовую часть вплоть до шп. 2, а на киле — немного в корму от шп. 2, перекрывая обклейку киля. После отверждения пластика ставится на место носовая горизонтальная распорка.


Информация об изображенииСборочный чертеж корпуса
Сборочный чертеж корпуса
 
В соответствии со сборочным чертежом нарезаются на привальные брусья и ставятся на клей с запрессовкой шурупами 4x30 (со стороны обшивки) четыре подушки под концы поперечных труб, соединяющих корпуса катамарана. Затем под подушками наклеивают полосы стеклоткани шириной 300 мм по всему периметру поперечного сечения корпуса. Куски стеклоткани перехлестываются на киле; верхние концы полос переходят на подушки и прижимаются к ним планками на гвоздях 2x50. После этого заводится в корпус, подгоняется и устанавливается переборка на шп. 10. По периметру она приформовывается к обшивке полосами стеклоткани в два слоя, как и переборка на шп. 14, а к подушкам — четырьмя слоями.

Алюминиевые поперечные трубы, соединяющие корпуса, укладываются в установленные поперек корпусов герметичные желоба — коробки, собранные из 10-миллиметровых досок и вплотную подогнанные по длине между подушками. Контур торцов коробок обчерчивается на обеих подушках, затем коробки вынимаются и на подушки (снаружи от контура коробок) ставятся на шурупах 4X30 и клею планки обвязки 10x20 мм. К этой обвязке и крепятся окончательно коробки на клею и шурупах 3X18.

Информация об изображенииКонструкция узлов крепления трубы
Конструкция узлов крепления трубы
 
Одновременно устанавливаются на место накладки под вант-путенсы. вырезанные из 6-миллиметровой фанеры (сначала большую, затем малую). Их верхние кромки должны плотно упираться в привальный брус. Накладки устанавливают на клей с запрессовкой струбциной.

Установка предварительно собранного узла швертового колодца начинается с разметки положения ДП на коробке носовой трубы; затем основание колодца подгоняется — пристрагивается к днищу корпуса и обрезаются верхние планшири до плотного прилегания к коробке трубы. По окончании подгонки обчерчивают основание колодца, вынимают его из корпуса и на днище по линии, расположенной на расстоянии 55 мм от линии киля, размечают положение крепежных отверстий ∅3 (под шурупы) с шагом 100 мм. Высверливают эти отверстия и снаружи корпуса вворачивают шурупы так, чтобы они не выступали за внутреннюю поверхность обшивки.


Информация об изображенииШвертовый колодец в сборе
Швертовый колодец в сборе
 
Теперь изнутри на место установки колодца укладывают два слоя стеклоткани и сразу же, не ожидая схватывания клея, ставят сам колодец, промазав тем же эпоксидным клеем его основание. Струбцинами колодец запрессовывают на место, обеспечивая При этом и плотное прилегание колодца к коробке трубы, затем окончательно заворачивают шурупы со стороны днища. После отверждения клея колодец крепят к коробке трубы, а его планширь связывают с коробкой двумя мощными (δ=20) горизонтальными кницами на клею с запрессовкой гвоздями 1,6x30 мм. Переборка на шп. 14 к задней шпонке швертового колодца приклеивается с запрессовкой гвоздиками 1,2X20 мм. Для герметизации узла колодца наклеиваются полосы стеклоткани по его основанию, планширям и шпонкам.

Информация об изображенииОчертания пера руля и шверта
Очертания пера руля и шверта
 
Планшири швертового колодца, привальные брусья, подушки и поперечные стенки коробок обрезаются — сострагиваются до уровня палубы с проверкой по шаблону погиби бимсов. Затем подгоняются бимсы; их концы нарезаются на привальные брусья. Бимсы устанавливаются в фигурные гнезда в брусьях на клею и шурупах 3x18 мм. Под серьгу шпрюйта (растяжки) штага ставится усиленный бимс, который крепится к бортам на клею и шурупах 4X22. Сразу же можно закрепить болтами металлическую серьгу шпрюйта и вант-путенсы. Там, где нужно, бимсы прострагивают и снимают малку.

Информация об изображенииМонтаж швертового колодца
Монтаж швертового колодца
 
Фанерный настил палубы ставят на место, предварительно промазав привальные брусья и бимсы клеем. Палубу запрессовывают гвоздями 1,6x30 на «мухах» с шагом около 40 мм. После затвердевания клея «мухи» и гвозди удаляют. В настиле палубы прорезают щель для шверта (щель в днище можно сделать раньше).

Полосами стеклоткани шириной 50 мм на эпоксидном клее снаружи обклеивают форштевень, соединение бортов с палубой, углы швертовой щели и углы транца. Затем вся поверхность корпуса зашкуривается, покрывается горячей олифой, шпаклюется и окрашивается обычными способами.

Информация об изображенииЭскизы серьги шпрюйтов штага, вант-путенса и хомута
Эскизы серьги шпрюйтов штага, вант-путенса и хомута
 
Для окончательной сборки катамарана корпуса устанавливают в кильблоках с таким расчетом, чтобы расстояния между ДП корпусов в носу и в корме были равны, а рейки, уложенные поперек на верхние концы форштевней и по срезу палубы у транцев — строго горизонтальны. Отвесом, опущенным через швертовую щель, проверяют вертикальность установки корпусов. Тщательно замеряют расстояния между ДП корпусов по палубе и по килю. Замеры делают одновременно; разница между размерами не должна превышать допустимую правилами. В выверенном положении корпуса надежно фиксируют и приступают к установке труб.

Информация об изображенииБалки, рангоут и стоячий такелаж
Балки, рангоут и стоячий такелаж
 
На края палубы над подушками приклеивают прокладки, которые будут подгоняться при установке хомутов. Укладывают на место носовую трубу и подгоняют по ней вырезы в бортах и подушках, обеспечивая плотность прилегания трубы по всей опорной площади подушек. На концы трубы накладывают хомуты, подрезают прокладки, добиваясь плотного прилегания хомутов к трубе, и по отверстиям в их лапах сверлят отверстия в подушках под болты. Пространство в коробках под трубами плотно заполняют пенопластом.

Информация об изображенииОбмерный чертеж грота и стакселя
Обмерный чертеж грота и стакселя
 
Трубу окончательно устанавливают на место и затягивают гайки на болтах крепления хомутов; для этого в палубе на расстоянии 300 мм в нос от трубы должны быть вырезаны лючки диаметром 120—150 мм, через которые можно просунуть руку. В хомутах и трубах (только по наружным бортам корпусов) сверлят по три отверстия и крепят хомуты к трубам 5-миллиметровыми заклепками.
Таким же образом устанавливают кормовую трубу.

Изготовление корпусов «Торнадо» заканчивается установкой арматуры:
  • накладок на серьги шпрюйтов штага и вант-путенсы для предотвращения раскачивания серьг и путенсов;
  • планок крепления тканевого мостика;
  • петель для откренивания;
  • уток или стопоров;
  • крепления баллеров рулей;
  • погона гика-шкота;
  • сливных пробок в корпусах;
  • планок шпрюйтов стаксель-шкотов.


Понравилась ли вам эта статья?
+67

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Секционная лодка «Малютка» для перевозки на мотоцикле
Рекордные спортивные мотолодки класса SB
Непотопляемая весельная лодка «Гамма» из пенопласта
Парусный плот из автомобильных камер «Мапуна»
Рубка для мотолодки «МКМ»
Каютная алюминиевая мотолодка «Москва-2»
Проект серийной разборной одноместной байдарки
Проекты катеров инженеров-кораблестроителей
Плавающая доска с парусом «Фанатик»
Гоночная мотолодка «Старт-3» класса SA-250
Крылья с регулируемым углом атаки для «Прогресса»
Шхуна казахстанских юных моряков «Эврика»
Двухкорпусный двухместный надувной водный мотоцикл
Проект крейсерской яхты-«однотонника» «С-23»
Катамаран международного олимпийского класса «Торнадо»

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Чертежи катамарана «Торнадо» для самостоятельной постройки

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Катер «195М» для буксировки воднолыжников
Озерная рыболовная мотолодка «Лещ»
Весельная прогулочная шлюпка Фан-дер-Флита
Подвесной универсальный парус Антеро Катайнена
Комфортабельные мореходные глиссирующие мотолодки
Складная двухместная весельная лодка
Крейсерско-гоночная яхта судоверфи ВЦСПС «Былина»
Конструкции лодок для перевозки на автомобиле
Три варианта лодки-«картоп» для перевозки на автомобиле
Стандартный виндсерфер из стеклопластика
Морская гребная лодка «дори»
Сани Уффа Фокса с обшивкой из стеклотекстолита
Прогулочно-туристическая мотолодка «Дема»
Каютный туристский вариант саней Уффа Фокса
Яхта «четвертьтонник» из стеклопластика «Курьер»


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 41 + 29 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории