Основные данные плотика
Длина, м | 5,0 |
Ширина, м | 1,5 |
Высота борта, м | 0,32 |
Вес корпуса с парусным вооружением, кг | 110 |
Водоизмещение (полное), кг | 1200 |
Осадка с нагрузкой 5 чел., м | 0,12 |
Осадка со шверцами, м | 0,57 |
Неоспоримое достоинство примененной конструкции — ее транспортабельность: плот легко разбирается, после чего его можно перевозить в автобусе и электричке, а распределив груз между четырьмя участниками путешествия, — переносить на довольно большие расстояния. Плотик, вытащенный па берег, служит отличным мягким диваном, а ночью — спальным местом для всего экипажа; набросив на гик тент, очень просто получить палатку.
Основой конструкции служит разборная рама, которая состоит из восьми бортовых ферм высотой 320 мм, склепанных из дюралевых угольников и полос и соединяемых между собой (по стыкам) болтами М6. Эта жесткая рама, распертая пятью балками-поперечинами, задает очертания плотика в плане и является своего рода обтекателем уложенных внутрь ее элементов плавучести — четырех надутых камер от автомобиля «ЗИЛ-150» и двух камер большего диаметра от трактора «Беларусь». Можно, конечно, применить и другие сочетания подходящих по размерам камер, лишь бы они входили одна в другую и в целом обеспечивали нужную плавучесть всего сооружения.
Чтобы бортовые фермы не расходились, а камеры не выпадали, рама затягивается — закрывается снизу и сверху — двумя одинаковыми брезентовыми полотнищами (палубой и днищем). По периметру оба полотнища обшиты 8-миллиметровым капроновым канатом, по которому с шагом около 300 мм сделаны петли для шнуровки: палуба и днище стягиваются по всему периметру плотика капроновым шнуром диаметром 4 мм.
«Мапуна» — парусное судно. Мы вооружили его бермудским шлюпом с площадью парусности 8 м2 (грот 5,5 м2, стаксель 2,5 м2). Мачта общей длиной 5.66 м собирается из трех секций, вырезанных из алюминиевой трубы 43X1,5 мм. Один конец секции, обжатый на токарном станке методом обкатки, свободно входит внутрь соответствующего конца Другой секции; внутрь трубок запрессованы деревянные сердечники. Шпор мачты встает на поперечную балку таврового сечения (дюраль), которая, в свою очередь, крепится болтами М6 к бортовой раме плота. Мачта раскреплена парой вант, штагом и ахтерштагом. Гик длиной 2,76 м собран из двух секций.
Как мы убедились, для пошивки парусов пригодны любые прочные, легкие, а главное — плотные ткани (фильтроткань, бязь плотностью 125 г/м2, плащ-палатка, перкаль, миткаль). Чтобы готовый парус обладал необходимой прочностью и сохранял заданную форму, полотнища должны примерно через 40 см иметь фальшивые швы — складки материала шириной 1,5—2 см. (Подробно способы раскроя и шитья парусов описаны в книге «15 проектов судов для любительской постройки».)
К мачте и гику грот крепится при помощи мягких колец — сегарсов, связанных из шнура ∅6 мм, протянутого в хлорвиниловую трубку, и заделанных на ликтросе.
Чтобы «Мапуна» шла под углом к направлению ветра, она снабжена двумя поворотными навешиваемыми на борта швертами. Для этого в средних (по длине) бортовинах 13 сделаны пять отверстий, что позволяет регулировать положение центра бокового сопротивления в широких пределах, переставляя шверцы.
Руль сделан съемным и с подъемным пером, выполненным из дюраля толщиной 2,5 мм. Перо руля подвешено на горизонтальной оси в металлической коробке, на которой в верхней ее части имеется горизонтальный рычаг. Поворот руля осуществляется штурвалом; хлопчатобумажный штуртрос ∅6 мм проведен па рычаг рулевой коробки. Сняв рулевую коробку, можно установить на ее место подвесной мотор «Прибой» или «Ветерок».
Научиться управлять «Мапуной» под парусами оказалось довольно просто. С помощью опытного яхтсмена за несколько часов плавания даже новички получили необходимые навыки.
Первые же испытания показали хорошие ходовые качества и управляемость плота даже при выходах в свежий ветер, на сравнительно крупной волне и с экипажем из пяти человек. При нахождении всех пяти человек на одном борту крен не превышает 10°.