Какими соображениями руководствовались конструкторы, приступая к разработке «Афалины»?
Основные данные «Афалины»
Длина наибольшая, м | 3,78 |
Ширина наибольшая, м | 1.36 |
Высота борта на миделе, м | 0,58 |
Вес оборудованного корпуса, кг | 100 |
Мощность подвесного мотора, л. с. | 20—25 |
Подавляющее большинство мотолодок, выпускаемых нашей промышленностью. рассчитано на четыре-пять человек. Однако многим любителям достаточна меньшая вместимость — два, максимум три человека. Можно рассчитывать, что какая-то часть потребителей отдала бы предпочтение именно таким судам меньших размерений, обладающим рядом неоспоримых преимуществ.
Во-первых, мини-лодки будут менее дорогими, что особенно важно для пластмассовых судов, стоимость которых велика в первую очередь из-за дороговизны исходных материалов.
Во-вторых, суда меньших размеров оказываются дешевле и проще в эксплуатации (требуют меньших затрат времени и средств на ремонт, потребляют меньше горючего, их проще разместить на любой стоянке, хранить зимой, поднимать из воды л т. п.).
В-третьих, даже наиболее мощные из выпускаемых в настоящее время отечественных подвесных моторов не выводят на глиссирование лодки относительно большой вместимости при полной нагрузке; использование же таких судов при неполной загрузке пли с двумя моторами во многих случаях нецелесообразно. В то же время при установке па двухместной лодке мощности таких моторов, как «Нептун» пли «Вихрь», вполне достаточно для преодоления неблагоприятного переходного режима и выхода на глиссирование.
Первые впечатления о такой скоростной мотолодке помог составить прототип «Афалины», сделанный из фанеры. Эта лодка летом 1973 г. участвовала в VII соревнованиях на приз сборника и в условиях штормового Каунасского моря пришла первой в своем классе Т-350 к финишу 150-километровой маршрутной гонки.
Результаты испытаний прототипа позволили сразу приступить к проектированию и постройке опытного образца пластмассовой мотолодки.
Для обеспечения непотопляемости лодки под палубой в носу и корме закреплены пенопластовые блоки плавучести. Вес опытного образца «Афалины» со всем оборудованием, но без мотора, составил 112 кг; однако можно полагать, что при серийном производстве его можно будет уменьшить до 100 кг.
Корпус имеет обводы, близкие к плоско-килеватым, с плавным подъемом скулы в носу и постоянным от миделя до траппа углом килеватости 17°. С каждого борта на днище отформованы по два продольных редана и скуловой брызгоотбойник.
Для улучшения мореходных качеств лодки и увеличения жесткости ее корпуса она запалублена от носа до миделя и в корме так, что открытым остается только сравнительно небольшой кокпит, прикрытый спереди ветрозащитным козырьком.
Испытания опытного образца «Афалины» проводились с подвесным мотором «Нептун-23», имеющим штатный винт с шагом 300 мм. Возможность безопасной эксплуатации лодки с более мощным мотором пока не проверялась.
Скорость «Афалины» при расчетной нагрузке два человека и запасе горючего около 10 л составила 47— 50 км/ч. Максимальная скорость с одним водителем и отполированным штатным винтом — 52 км/ч. Одновременно определялась зависимость скорости от числа оборотов двигателя.
При испытаниях основное внимание обращалось на проверку безопасности. Так, неоднократно на максимальной скорости резко перекладывали штурвал на борт. При этом перемещение судна в направлении первоначального курса не превышало 15—16 м, а время, затраченное на поворот на 90°, составляло 1,5—2 сек; лодка поворачивала со значительным креном внутрь поворота. Даже столь резкие изменения курса не сопровождались какими-либо опасными для лодки или людей явлениями.
При длительном движении с сильно переложенным штурвалом появилось значительное волнообразование, а из-за большого дрейфа — существенно снизилась скорость. Диаметр циркуляции при полностью открытой дроссельной заслонке составил около 15 м.
На волне судно не заливало; лишь при острых курсовых углах к волне и сильном ветре начиналось довольно слабое забрызгивание кокпита. С помощью датчика вертикальных ускорений производился замер перегрузок при высоте волны 0.35 м. Перегрузки достигали наибольшего значения при движении вразрез к волне, но и при этом в районе расположения спинки сиденья они не превышали 1,5g.
Таким образом, можно сделать вывод, что проведенные испытания опытного образца «Афалины» показали ее вполне удовлетворительные скоростные, маневренные и мореходные качества, а также возможность безопасной эксплуатации с подвесным мотором мощностью 23—25 л. с.
Способность мотолодки развивать высокую скорость и благодаря значительной килеватости корпуса поддерживать ее на волнении позволяет совершать на ней быстрые переходы па расстояние 100—200 км; при этом не понадобится заправка горючим в пути, поскольку расход топлива составляет около 17 кг на 100 км пройденного расстояния. Предусмотрена возможность ночлега обоих членов экипажа в кокните; для этого слани продолжены от кокпита далеко в нос.
Естественно, что на кратковременные прогулки на «Афалине» можно выходить и втроем, но при существующей планировке для трех человек кокпит слишком тесен; в настоящее время ведутся проработки трехместного варианта на базе тоги же корпуса.
Представляем читателям несколько необычную — не предусмотренную привычным типажем мотолодку, первоначальный проект которой разработан в инициативном порядке мастером водномоторного спорта Е. А. Крамаровы м. Именно поэтому и в предлагаемом для освоения промышленностью прогулочном варианте нетрудно заметить характерные черты мотолодок гоночных; умеренную ширину корпуса, стремительность его продольного профиля, кокпит минимальных размеров. Очевидно, что эти сугубо «спортивные» особенности привлекут прежде всего молодых любителей скорости — вряд ли пожилой, семейный человек остановит на «Афалине» свой выбор: ему она покажется тесноватой и слишком «резвой», от привычных удобств в походе или, скажем, на рыбалке придется отказаться.
Автор относит свою лодку к разряду мотолодок минимальных размерений. Однако так ли уж велика разница в размерах «Афалины» по сравнению с получившими наибольшее распространение четырехместными лодками «Нептун», «Ладога» или «Обь»? По длине она составляет 200—400 мм. по ширине 100—200 мм. По-видимому. преимущества минилодки «Афалины» перед «большими» лодками окажутся далеко не столь явными.
Прежде всего, вряд ли стоит рассчитывать на значительное снижение веса; корпус «Афалины» имеет большую площадь палубы; повышенная скорость потребует дополнительною подкрепления днища. Вспомним опыт освоения нашей промышленностью других мотолодок из стеклопластика («Нептуна», «Ладоги» и «Юга-2500»); после того как первые партии лодок оказались у потребителя. в реальных условиях эксплуатации, их корпуса пришлось подкреплять, соответственно увеличивались вес корпуса и затраты предприятий на их изготовление. Так что трудно рассчитывать на то. что серийная «Афалина» будет весить меньше опытной, а стоить — вдвое дешевле «полноразмерных» лодок, как это предполагает автор.
В то же время идея выпуска промышленного образца скоростной мотолодки, рассчитанной на два-три человека (этот вопрос неоднократно поднимался на страницах сборника), представляется заслуживающей дальнейшей технической проработки. И прежде всего — в направлении дальнейшего уменьшения размерений, отработки оптимальной конструкции и технологии для крупносерийного выпуска.