На страницах сборника публиковалось немало заметок о самых разных надувных катамаранах, авторы их неизменно отмечали, что очень довольны своими судами. Я спроектировал и построил что-то вроде двухкорпусного двухместного водного мотоцикла и теперь тоже присоединяюсь к этим хвалебным отзывам. Да и как не присоединиться, если учесть, что для самостоятельной постройки и хранения в городской квартире это — самый подходящий вариант! С одной стороны, ничто не ограничивает ни фантазию конструктора, ни размеры будущего судна. С другой — не нужны дефицитные и дорогостоящие материалы, хитрые станки, стапеля и т. п.; все приобретается в магазине по вполне приемлемым ценам.
Наружную оболочку баллонов можно сделать из брезента либо ткани «плащ-палатка», прошивая швы на обычной машинке. Я обошелся и без машинки: склеил резиновым клеем, а затем прошил на руках прочной капроновой ниткой. Выкройки сделать несложно, так как баллоны цилиндрические с конусными концами. Диаметр баллонов моего первого ката.марана 360 мм, но через год я сделал второй, отличающийся только тем, что диаметр увеличен до 430 мм. Каждый баллон разделен на три самостоятельных метровых отсека.
Внутренние камеры я склеил из «бинтовой» резины толщиной 0,6 мм, купленной в магазине «Химреактнвы». Вначале вклеивал концевые конусы камер, затем выполнял продольный шов. Швы уплотнялись простукиванием.
Камеры вставляются внутрь оболочки через три прорези (со шнуровкой и защитным язычком) и надуваются через резиновые трубки внутренним диаметром приблизительно 7—8 мм.
По верху оболочки в ДП пришиты 10 брезентовых петель, через которые пропускается продольная опора — дюралевая труба ∅34 мм длиной 2000 мм (можно, естественно, использовать подходящие деревянные рейки). Поперечными балками служат две такие же трубки длиной по 1500 мм. Сначала прочным шнуром стопорятся узлы пересечения поперечных и продольных балок, потом концы поперечно туго притягиваются шнурами к несильно накачанным поплавкам (для этого к оболочке с обеих сторон баллона пришиты дюралевые кольца диаметром 25 мм). После того как все шнуры обтянуты, камеры накачиваются до рабочего давления.
К навигации 1974 г. я «установил» на поплавки продольные реданы-брызгоотбойники — дюралевые угольники 2000X30X30, вставляемые в цельные продольные карманы по всей длине цилиндрической части поплавков. Работают эти реданы хорошо, но оболочку в районе карманов приходится «штопать» довольно часто (катамаран используется очень интенсивно и притом в мелководной части Финского залива, изобилующей камнями; да и при вытаскивании на берег эти участки изнашиваются усиленно).
Под мотором катамаран ходит с «кузовом»: из строительной фанеры толщиной 5 мм сделана платформа (в плане 1500X1000 мм) с бортами, транцем и ветровым стеклом. Кстати говоря, и кузов этот я тоже сшил: насверлил отверстия ∅2 мм по краям соединяемых деталей и иглой с капроновой ниткой, выдернутой из плетеного шнура, стянул их; затем стыки изнутри и снаружи проклеил полосками стеклоткани на эпоксидном клее, приклеил рейки на днище и по верхним кромкам, усилил транец несколькими слоями фанеры и кницами.
Платформа крепится к поперечным трубкам болтами с гайками-барашками. Кузов служит и ящиком при хранении и перевозке суденышка; туда же укладывается и мотор со всеми принадлежностями.
Мотор у меня — старенькая «Москва» с трехлопастным винтом, честно работающая с 1957 г. С одним человеком скорость около 35 км/ч, а с двумя — 26 км/ч. Однажды подговорили меня лыжники попытаться протащить одного нз них. И с пирса лыжника потянул, и из воды вытащил: вполне спокойно, не делая пируэтов, конечно, воднолыжник ехал за мной. Если бы повесить мотор сил на 12—15, было бы совсем хорошо!
В отличие от обычной «подковообразной» надувной лодки (мы с Г. Катруком построили такую лодку по чертежам, приведенным в №14 сборника), катамаран хорошо идет но волне. Крепление поплавков получилось достаточно жестким и в то же время гибким, амортизирующим: они имеют возможность в каких-то пределах «играть», повторяя профиль волны; низкое (в меру, конечно) давление в поплавках дополнительно смягчает удары о волну. Друзья-мотоциклисты так отзываются о ходе катамарана по волне: «Как на «Яве» по хорошему шоссе, хотя вокруг — ухабы». В этом смысле сравнение с серийными 4-метровымн моторками оказывается явно в пользу катамарана. А поскольку я работаю на спасательной станции, мне есть с чем сравнивать. Во всяком случае, когда начинается шторм и к нам прибегают родители с просьбой поискать ребят, ушедших рыбачить на лодке и не вернувшихся к сроку, я сажусь именно на свой катамаран.
Приходилось с него и с аквалангом нырять. Очень удобно. Остойчивость просто невероятная: можно спокойно стоять вдвоем на одном поплавке — креп небольшой.
Испытан катамаран и в туристских вылазках, включая путешествие по Селигеру. Брали с собой только поплавки, весла и кусок брезента с люверсами. Добравшись до места отдыха, подбирали подходящие палки и делали из них продольные и поперечные балки, затем натягивали брезент. Плавали вдвоем. На веслах движется катамаран легко, по камышам идет не хуже лодки.
Остается добавить, что за два сезона не было ни одного случая прокола камер или иных аварий, хотя ситуаций всяких можно припомнить немало. Один раз завел двигатель на включенном ходу. Пока сообразил, что к чему, и заглушил, успел влететь в борт стоящего на якоре катера: носовые конусы приняли удар, смялись до основания, гася инерцию, и оттолкнули катамаран назад. На полном ходу неоднократно выскакивал на галечный берег.
Катамаран в сборе (но без мотора) весит около 25 кг. Приходилось мне, подняв его над головой, относить с берега метров за сто на глубокую воду. А волоком один человек легко вытаскивает его на любое расстояние от уреза воды... К следующему лету я немного облегчил кузов — срезал борта, оставив закрытой лишь переднюю часть кузова (это видно на нижнем снимке). Подумав, всю лобовую стенку кузова вместе со стеклом я сделал съемной, так как при выходах в хорошую погоду она не нужна. В дальнейшем я сделал продольное мягкое сиденье мотоциклетного типа; в ящике под ним хорошо разместился бак для горючего и прошли тросы дистанционного управления.
Теперь получился настоящий мотоцикл. Наверное, лучше сказать — «пневмогидромотоцикл»!