Мы считали, что сани Фокса должны быть прежде всего легкими. Так как мы не могли рассчитывать на приобретение более мощных, чем 25—30 л. с., моторов со специально подобранными винтами, то поело долгих обсуждений и прикидок решили ограничиться длиной 5,56 м.
При разработке теоретического чертежа, особенно подводной части корпуса, строго руководствовались имевшимися материалами (№43 сборника и статья Уффа Фокса в №53). При всей необычности обводов они, в сущности, очень просты: от 6 шп. до транца — это прямоугольная коробка с параллельными и абсолютно плоскими стенками и ровным днищем, на всем протяжении которого идут два параллельных тоннеля одинаковой высоты. Лишь немногим сложнее обводы носовой части катера.
Основные данные
Длина, м | 5,56 |
Ширина, м | 1,70 |
Ширина лыж, м | 0,2; 0,2; 0,2 |
Вес, кг | 250 |
После разбивки на плазе проекции «бок» теоретические линии шпангоутов б4нли развернуты из положения, перпендикулярного к КВЛ, в положение, перпендикулярное к килевой линии; другими словами, килевая линия была принята за основную плоскость. Обводы не изменились, а то, что поперечный набор при осадке катера по КВЛ не будет строго вертикален — отклонится в корму на величину, равную при палубе в среднем 25 мм, по моему мнению, не имеет никакого практического значения. Такое перестроение шпангоутов на проекции «бок» позволило при сборке кормовой части обойтись без стапеля.
Поперечный набор в районе шп. 4 — транец изготовлен из угольников 20X30X3 (сплав АМг), а кницы из обрезков сплава АМг-5в толщиной 2 мм. Поскольку носовые шпангоуты приходится не только гнуть, но и малковать, здесь были применены мягкие алюминиевые угольники 30X30X3, причем вертикальные полки для упрощения гибки пришлось надрезать с шагом 30 мм.
Наружная обшивка выполнена из листов стеклотекстолита толщиной 1,2—1,5 мм с последующей оклейкой стеклотканью на эпоксидной смоле (днище и борта до привальных брусьев — четырьмя слоями, выше — двумя слоями). Палуба в носу до шп. 3 — стеклотекстолитовая, а дальше в корму — из фанеры ФСФ толщиной 5 мм и также оклеена двумя слоями стеклоткани. Транец и подмоторный рецесс сделаны из 10-миллиметровой фанеры, подкрепленной угольниками 50X50X5 (АМг) с последующей оклейкой тремя слоями стеклоткани. Рубка-убежище изготовлена из 3-миллиметровой фанеры и оклеена однилл слоем стеклоткани.
Продольного набора практически нет, так как два тоннеля и три лыжи сами по себе обладают высокой продольной жесткостью. По периметру палубы поставлены угольники 20X20X3 (АМг); кромки лыж обделаны таким же угольником в районе от шп. 6 в корму и мягким алюминиевым 30X30X3 от шп. 6 в нос. Продольную жесткость корпуса увеличивают и привальные брусья (сосна 20X60), установленные на бортах.
Непотопляемость обеспечивается блоками пенопласта, уложенными по бортам, а также объемом герметизированного форпика и фальшбортов.
В рубке-убежище удобно размещаются на ночлег три человека. В кокпите, имеющем размеры в плане 1500X1900, устанавливаются четыре раскладных сиденья.
Осенью 1974 г. корпус в основном был построен, и в октябре мы вышли в залив (см. сборник №53), однако основательно сани были испытаны только летом прошлого года. Правда, проверить их в дальних походах так и не довелось, но многочисленные выходы в Невскую губу позволили сделать вполне определенные выводы.
Прежде всего должны разочаровать тех, кто мечтает, поставив на санях Фокса два «Вихря-М» со штатными винтами, достичь скоростей 60—70 км/ч. В конце концов сами обводы, пусть самые необычные, скорости не дают; важно, чтобы хватало мощности двигателей, были тщательно подобраны винты. На имеющихся в нашем распоряжении моторах можно достичь хороших скоростей, видимо, только на катерах минимальных размерений, но тогда не стоит всерьез говорить о мореходности. Считаю, что основное достоинство саней Фокса в наших условиях не в скорости, а в их высокой мореходности.
С обычными двумя «Вихрями», с двумя человеками на борту и запасом бензина 40 л (кроме двух штатных бачков) наш катер развивает скорость 43 км/ч. Сделав свой корпус наспех (не терпелось проверить идею фокса), и не из тех материалов, которые было задумано использовать вначале, мы, конечно, не смогли получить скоростей, реально достижимых для такого корпуса при качественном изготовлении. Уверен, что хорошо сделанный и легкий корпус пойдет с двумя 30-сильными моторами около 50 км/ч, а может быть и больше.
Как видите, в смысле скоростей ничего сверхестественного! Но стоит разыграться волне, выявляется неоспоримое преимущество наших саней перед глиссирующими судами всех других типов. Какие же это преимущества?
Возможность поддерживать полный ход при большой высоте волны, на любых курсах по отношению к ее бегу. В этом убеждались не один раз. Во всяком случае, сбрасывать газ из-за высокой волны не приходилось за всю навигацию 1975 г.
Незначительность ударов, испытываемых днищем. Мы не утверждаем, что их совсем нет, но плавать на судне с более мягким ходом на волне нам не приходилось.
Устойчивость на курсе. Даже при ходе на попутной волне можно смело бросать штурвал или доверить его 10-летнему ребенку. Даже на очень крутой попутной волне в мелководной Невской губе ни разу не наблюдалось зарыскивания.
При любом волнении экипаж всегда остается сухим, так как никаких брызг, усов и т. п. не наблюдается. Не раз мы возвращались на стоянку совершенно сухими, в то время как экипажи «Прогрессов» приходили мокрыми до ниточки.
Катер обладает очень большой начальной остойчивостью. На стоянке мы вдвоем вставали на один борт, не опасаясь вызвать сколько-нибудь значительный крен.
Благодаря носовому свесу очень удобно сходить на берег — не надо прыгать в воду.
И, наконец, последнее: обводы саней Фокса довольно просты и технологичны. Мы собирали корпус из двух секций на небольшой площадке без оборудования специального стапеля, для сборки самих секций потребовалось помещение 3,5X2,5 м.